ПАРАЛЛЕЛИ
ГУМАНИТАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Владимир БАЦЫН
Если использовать
терминологию, привычную для читателей
"Управления школой", поскольку они хорошо
знакомы с инновационными экспериментами, то
относительно нынешнего Российского государства
и его общества можно с уверенностью сказать, что
у них, в отличие от советского периода (особенно
если брать его ленинско-сталинскую часть), нет
Большого Проекта. Нет
государственно-общественного Идеала, сияющего в
светлом будущем, нет мечты прекрасной, еще
неясной, которая тем не менее звала бы их вперед.
И замечательно, что нет. И не приведи
Господь вновь вдохновиться Большим Проектом в
каком бы то ни было виде – планетарной ли
мессианской миссии, воспитания ли "нового
человека", утверждения ли этнической
самобытности или возведения осажденной
крепости. Родину жалко. А детей и внуков – еще
больше.
И вот именно потому, что такого проекта нет (его,
впрочем, сегодня нет ни у одной цивилизованной
страны; что касается глобализма, панисламизма и
других подобных идей, то это нечто совсем иное и к
теме прямого отношения не имеет), наше общество
впервые за последние восемьдесят лет получило
возможность самостоятельно определить свои
собственные приоритеты и оформить их в виде
актуальных проектов. Причем количество таких уже
существующих (и даже уже реализуемых или
подготовленных для реализации) проектов столь
велико, что они с полным правом могут быть
признаны как проявление объективных тенденций и
приняты за основу при разработке реальной
образовательной политики – федеральной,
региональной и муниципальной.
В качестве такой надежной источниковой базы
предлагается принять итоги конкурсов
культурно-образовательных инициатив,
проводящихся уже пятый год совокупно с итогами
других аналогичных конкурсов в федеральных
округах. Поскольку все они подчинены общей
задаче – выявить максимально возможное
количество проектных предложений по всему
спектру образовательных проблем, можно и нужно
вычленить из их множества те "проектные
подмножества", которые встречаются чаще всего
и образуют своеобразные тематические сгустки.
Именно в них тот самый социальный, гражданский
заказ образованию, на котором строятся (в этой
конкретной сфере) и отношение государства к
обществу, и отношение общества к государству.
Можно назвать некоторые из этих "общих
мест".
1. Здоровье
– усиление внимания к детям-инвалидам и
детям с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для максимальной интеграции их
в обычные образовательные учреждения; решение
"архитектурно-строительных" проблем для
студентов-колясочников (пандусы и специальные
лифты, туалеты и пр.)
– резкое усиление борьбы с наркоманией в среде
учащихся, с ВИЧ-инфицированием молодежи
– широкое внедрение здоровьесберегающих
технологий в учебный процесс; воспитание в детях
культуры здорового образа жизни
2. Подготовка молодежи к рынку труда
– составление прогнозов потребностей в
специалистах (профессиях) на средне– и
долгосрочную перспективу, внесение
соответствующих корректив в
предпрофессиональную подготовку учащихся и в
деятельность учреждений профессионального
образования
– создание специализированных служб
трудоустройства молодежи и молодых
специалистов; формирование банков
соответствующей информации
3. Компьютеризация и информатизация
образования
– резкая интенсификация этой работы по
всем направлениям – от чисто учебной
деятельности (компьютерные учебники,
компьютерные библиотеки и др.) до досуговой
коммуникации, чтобы пользование компьютером и
компьютерными сетями вошло в привычку на бытовом
уровне
4. Овладение иностранными языками
– достижение уже в школе свободного
владения хотя бы одним иностранным языком
(прежде всего английским); эта задача
рассматривается в тесной связи с пунктами 2 и 3
5. Модернизация содержания
образования
– совершенствование образовательных
программ с целью помочь ученику в его культурной,
гражданской, творческой (трудовой)
самоидентификации, максимально освободив его от
приобретения знаний ради знаний в пользу
приобретения навыков по поиску и освоению нужной
информации – обеспечение перехода от
унифицированной к индивидуальной
образовательной траектории
И в качестве суммарного итога всех этих
предложений формулируется итоговый тезис:
необходимо скорейшее становление образования
как действительного социообразующего
общественно-государственного института. Для
современного российского образования это был бы
Большой Проект.
Могут спросить: "А разве в этих пунктах есть
какая-то особая новизна? Разве всё это и так не
известно? Разве против этого кто-то возражает?"
Ответ будет утвердительным: "Да, всё это
известно, и противников нет". Но вчитайтесь
поглубже и задумайтесь над самим НАБОРОМ
приоритетов, над их совокупным кумулятивным
эффектом, и вы увидите их сумму как точку роста,
как зону прорыва, как важнейший элемент
внутренней политики (в исконном значении этого
понятия).
При этом важно еще раз подчеркнуть, что все эти
пункты формулируются и предъявляются самим
гражданским (в том числе образовательным)
сообществом, готовым к собственному активному
творческому участию по их воплощению в жизнь.
Единственная просьба – о поддержке. В идеале – о
поддержке и финансовой, и материальной, и
организационной, и моральной. И это понятно:
самодеятельные гражданские структуры бедны и,
как известно, слабы для решения таких задач в
одиночку даже в локальном масштабе. К кому же
обращен их призыв о помощи?
Понятно, что не к муниципальным властям. Пока, к
сожалению, местное самоуправление не обладает
даже теми действительно невеликими
возможностями, которыми сто лет назад обладало
российское земство. Призывы направлены
"вверх". А там – два уровня: федеральный и
региональный.
И здесь пора поговорить о крайней условности
такого деления вообще, а касательно образования
– в особенности. Мы уже отмечали, что
государственная политика в образовании – одна.
Она не делится и не должна делиться ни на какие
уровни. Но в то же время понятно, что тотальный
(типа советского) вариант ее реализации сегодня
неприемлем. Однако опыт показывает, что
неэффективна и абсолютизация принципа дробления
образовательного пространства страны на 89
частей в соответствии с ее административным
делением – достаточно соотнести
образовательные параметры таких "пар", как
Москва и Корякский АО, Мурманская область и
Дагестан, Якутия и Адыгея. Видимо, речь должна
идти об ином понимании региона в образовательном
контексте. И ближе всего (и целесообразнее – с
управленческой точки зрения) к такому пониманию
нынешние федеральные округа, тем более что они и
сами начинают выступать субъектами
общесоциальной и в том числе образовательной
политики на всей своей территории. Федеральные
округа, таким образом, могли бы рассматриваться в
тандеме с федеральным министерством как единый
ПОЛИТИЧЕСКИЙ уровень, создающий и реализующий
государственную образовательную политику,
организационное и содержательное обеспечение
которой несла бы существующая система
образования. Такой подход представляется тем
более удачным, что федеральные округа включают в
себя практически целостные исторические области
России, имеющие отчетливо выраженную
экономическую, социодемографическую и
этнокультурную специфику, – они в необходимой
степени отражают даже цивилизационные различия
внутрироссийского образовательного ландшафта.
Это очень важное обстоятельство. При разработке
комплексных программ развития Поволжья, Юга
России, Сибири и других федеральных округов
можно гораздо тщательнее учесть местные
особенности и полнее и четче выстроить рейтинг
вытекающих из них приоритетов, чего нельзя
сделать ни на муниципальном, ни на
общефедеральном уровнях. По-новому понимаемый
региональный уровень – тот искомый оптимальный
вариант, который позволяет формулировать и
реализовать государственную образовательную
политику в субъектах Российской Федерации.
В организационном плане речь при этом могла бы
идти о введении в аппаратах Минобразования
России и полномочных представителей Президента
России в федеральных округах двух
"симметричных" функционалов, содержанием
деятельности которых как раз и было бы
согласование образовательной стратегии и
тактики федерального и федерально-окружного
уровней. Возник бы тот "модуль перехода",
который органично соединил бы разъединенные
сегодня части "управленческой вертикали" в
самом главном звене – звене выработки
государственной образовательной политики.