ВЗГЛЯД
РЕФОРМА ОСТАНОВИЛАСЬ,
РЕФОРМА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Александр АДАМСКИЙ
На прошлой
неделе образование стало центральной темой.
Госсовет проводил заседание, посвященное
реформе образования, и школьные дела взволновали
в одночасье и губернаторов, и политиков, и самого
президента.
В целом заседание Госсовета закончилось
практически ничем. Итогом стали наполненный
декларациями документ и план мероприятий,
которые и без реформы должны были состояться. Я
имею в виду повышение зарплаты учителям и
увеличение средств, выделенных государством на
образование.
Идея реформирования системы образования отходит
на второй план. Реформа остановилась, и в
ближайшие годы системных изменений в содержании
образования, в управлении школой и даже в
экономике образования вряд ли стоит ожидать.
Устояли два направления реформы, которые в
ближайшем будущем будут, с нашей точки рения,
выполнять работу по модернизации школы.
Первое и главное – единый экзамен.
Это единственный системный проект, который в
состоянии принципиально изменить качество
российского образования. Причем в зависимости от
методов реализации этого проекта он сможет
изменить школу как в направлении ее
модернизации, так и в направлении реставрации
худших советских зуновских образцов.
Если удастся компьютеризировать единый экзамен,
создать систему разработки тестов на основе
глубокого исследования достижений школьников, а
также привлечь очень широкий круг разработчиков,
сделать более либеральным переход из средней
школы в высшую.
Вторая сохранившаяся составляющая реформы –
уцелевшая сеть федеральных экспериментальных
площадок.
Министерство образования заключило с Институтом
образовательной политики "Эврика"
государственный контракт на проведение конкурса
культурно-образовательных инициатив. В конце
августа, как раз в день заседания Госсвета,
министерство передало "Эврике" средства для
проведения конкурса и предоставление грантов на
создание в сети ФЭП инновационных центров
повышения квалификации. Уже 5-7 сентября пройдет
конкурс среди ФЭП, подтвердивших в течение трех
лет свой статус, и 45 площадкам будут
предоставлены гранты на разработку
образовательных программ повышения
квалификации, создание учебно-методического
комплекса и интернетовского сайта. Конечно, за
такой срок разработать что-то принципиально
новое невозможно, поэтому в этом году отбирались
только самые продвинутые ФЭП, у которых есть
богатый задел.
А в течение осени будет идти конкурс проектов и
отчетов, и 1-9 ноября состоится ежегодный
фестиваль конференции "Авторская школа". 1-5
– отчеты ФЭП, 5-9 ноября – защита новых проектов
на присвоение статуса ФЭП. Инициативная
авторская сеть "Эврики" продолжает
развиваться.
И, может быть, даже к лучшему, что реформа
остановилась как массовое мероприятие. Те школы,
которые ощущают внутреннюю потребность в
изменениях, могут стать участниками эвриканской
сети. Это и есть естественное развитие школы – от
инициативы учителей.
На мой взгляд, это правильно.