Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №33/2001

Архив

ВЗГЛЯД

РЕФОРМА ОСТАНОВИЛАСЬ,
РЕФОРМА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Александр АДАМСКИЙ

Александр АдамскийНа прошлой неделе образование стало центральной темой. Госсовет проводил заседание, посвященное реформе образования, и школьные дела взволновали в одночасье и губернаторов, и политиков, и самого президента.
В целом заседание Госсовета закончилось практически ничем. Итогом стали наполненный декларациями документ и план мероприятий, которые и без реформы должны были состояться. Я имею в виду повышение зарплаты учителям и увеличение средств, выделенных государством на образование.
Идея реформирования системы образования отходит на второй план. Реформа остановилась, и в ближайшие годы системных изменений в содержании образования, в управлении школой и даже в экономике образования вряд ли стоит ожидать.
Устояли два направления реформы, которые в ближайшем будущем будут, с нашей точки рения, выполнять работу по модернизации школы.
Первое и главное – единый экзамен.
Это единственный системный проект, который в состоянии принципиально изменить качество российского образования. Причем в зависимости от методов реализации этого проекта он сможет изменить школу как в направлении ее модернизации, так и в направлении реставрации худших советских зуновских образцов.
Если удастся компьютеризировать единый экзамен, создать систему разработки тестов на основе глубокого исследования достижений школьников, а также привлечь очень широкий круг разработчиков, сделать более либеральным переход из средней школы в высшую.
Вторая сохранившаяся составляющая реформы – уцелевшая сеть федеральных экспериментальных площадок.
Министерство образования заключило с Институтом образовательной политики "Эврика" государственный контракт на проведение конкурса культурно-образовательных инициатив. В конце августа, как раз в день заседания Госсвета, министерство передало "Эврике" средства для проведения конкурса и предоставление грантов на создание в сети ФЭП инновационных центров повышения квалификации. Уже 5-7 сентября пройдет конкурс среди ФЭП, подтвердивших в течение трех лет свой статус, и 45 площадкам будут предоставлены гранты на разработку образовательных программ повышения квалификации, создание учебно-методического комплекса и интернетовского сайта. Конечно, за такой срок разработать что-то принципиально новое невозможно, поэтому в этом году отбирались только самые продвинутые ФЭП, у которых есть богатый задел.
А в течение осени будет идти конкурс проектов и отчетов, и 1-9 ноября состоится ежегодный фестиваль конференции "Авторская школа". 1-5 – отчеты ФЭП, 5-9 ноября – защита новых проектов на присвоение статуса ФЭП. Инициативная авторская сеть "Эврики" продолжает развиваться.
И, может быть, даже к лучшему, что реформа остановилась как массовое мероприятие. Те школы, которые ощущают внутреннюю потребность в изменениях, могут стать участниками эвриканской сети. Это и есть естественное развитие школы – от инициативы учителей.
На мой взгляд, это правильно.

Рейтинг@Mail.ru