ВЗГЛЯД
МЕРТВАЯ ВОДА
Часть первая
Александр АДАМСКИЙ
Действующей силой образовательных
реформ являются гражданская и профессиональная
инициативы, а не указания "сверху". Пока это
не станет основой образовательной российской
политики, никаких позитивных изменений ждать не
приходится.
Даешь концепцию!
За последние пятнадцать лет мне
довелось участвовать в огромном количестве
мероприятий по подготовке концепций, программ и
даже постановлений по реформированию
образования.
Первый этап начался в середине 80-х годов – когда
сошлись не на жизнь, а на смерть концепции
развития образования консервативной Академии
педагогических наук и инновационного Временного
научно-исследовательского коллектива (ВНИК)
"Школа".
Славные были времена!
Казалось, что от принятия на самом высоком уровне
правильной концепции, от утверждения
правильного плана действий, от принятия
правильного постановления партии и
правительства зависит судьба школы.
А ведь так и было в те партийные времена.
Прошу читателя обратить внимание: автору
необходима эта историческая справка вовсе не для
того, чтобы показать: все уже было и ничего нового
на свете нет, а для того, чтобы показать, что в
одних культурно-исторических условиях (как
сказал бы известный русский психолог В.В.Давыдов)
деятельность является эффективной, а в других
эта же деятельность может оказаться фиктивной.
Заметьте, уважаемый читатель, одна и та же
деятельность – а чаще с теми же участниками, в
одних условиях – развивает образовательную
ситуацию, а в других – возвращает ее (ситуацию) на
несколько шагов назад.
Этот удивительный парадокс образовательной
политики очень важен сейчас для нас, потому что
мы ведь объективно подотстали, например, от
западных демократий, или от западных
производств, или от западных информационных
технологий. Нам так хочется быстро-быстро
наверстать упущенное за годы коммунистического
тоталитаризма, но при этом часто мы не видим, что
климат-то изменился...
Так вот, в середине 80-х годов участие в разработке
концепций и программ развития системы
образования Советского Союза, или Москвы, или
Краснодарского края, или города Мирного, или
пионерлагеря "Артек", или
психолого-педагогического факультета
Красноярского государственного университета
было не только важным, социально значимым, но
чрезвычайно увлекательным событием.
Все возникало вдруг и было похоже на сбор
ополчения.
– Все на ОДИ!
"ОДИ" – организационно-деятельностная игра,
чрезвычайно эффективная технология
коллективной мыследеятельности, изобретенная
гением методологии Георгием Петровичем
Щедровицким и блестяще развита его учениками –
сыном Петром, Юрием Громыко и Сергеем Поповым.
– Все на ОДИ в Абакан!
– В Сочи, лагерь "Ласточка"!
За очень небольшие, как теперь ясно, деньги
совершалась гигантская работа по коллективному
анализу и проектированию стратегических ходов
развития системы образования.
Межпрофессиональная дискуссия (психологи,
философы, методологи, управленцы, экономисты) с
помощью специальной технологии складывала общее
пространство не только мышления, но и будущей
совместной деятельности.
Сам факт того, что такая работа проводилась не в
кабинете начальников, не в режиме
производственного совещания, не по указанию
партийных органов, (хотя иногда по их заказу, но
уже тогда было ясно, что в таком жанре
деятельности заказчик вынужден меняться в
соответствии с условиями инновационной
деятельности, был нов и увлекателен.
И надо честно признаться, что все поколение
нынешних 45-50-летних видных деятелей образования
– от министерских чиновников высокого ранга до
региональных руководителей и влиятельных
работников международных организаций,
действующих в России, – все они своим
возвышением обязаны исключительно той ситуации
буйной коллективной мыследеятельности.
И пиком этой работы было принятие в конце 80-х
вниковской концепции развития образования.
Решение о реорганизации Академии педагогических
наук как оплота консерватизма в образовании,
короткий период становления общественных
структур в образовании, связанный с тяжелым
процессом распада и СССР и Союза учителей, а
затем – приход к педагогической власти
министерства реформ во главе с Э. Днепровым.
Окончание см в № 31/2001, с.1
Предлагаем Вашему вниманию, уважаемые
читатели, материалы для разработки документов по
обновлению содержания общего образования.
Данные материалы подготовлены рабочей группой
в рамках программы Минобразования России и
Национального Фонда подготовки кадров
"Совершенствование и развитие системы
государственных образовательных стандартов и
тестирования" (координатор группы -
А.А.Пинский).
В подготовке документа приняли участие:
В.В. Башев, Г.М. Вальковская, А.М. Водянский,
Э.Д. Днепров, Л.М. Долгова, А.А. Карачев, А.Г.
Каспржак, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская,
О.Б. Логинова, А.А. Пинский, К.Н. Поливанова, В.В.
Рубцов, А.Л. Семенов, В.В. Сериков, А.О. Татур, В.В.
Фирсов, Г.А. Цукерман, М.Б. Челышкова.
Рабочая группа выражает благодарность за
продуктивное обсуждение документа, за замечания
и предложения Б.М. Бим-Баду, В.А. Болотову, М.В.
Богуславскому, Ю.В. Громыко, Г.Д. Глейзеру, Л.М.
Губенко, Л.Ф. Ивановой, Д.А. Иванову, А.Ф. Киселеву,
Т.М. Ковалевой, Г.С. Ковалевой, А.А. Кузнецову, Я.И.
Кузьминову, В.Ж. Куклину, А.А. Леонтьеву, Л.Л.
Любимову, Н.Н. Нечаеву, П.И. Пидкасистому, В.М.
Полонскому, Н.Ф. Радионовой, В.И. Слободчикову, А.П.
Тряпицыной, А.Н. Тубельскому, В.М. Филиппову, И.Д.
Фрумину, В.Д. Шадрикову.