ШКОЛА И ВЕДОМСТВО
ЧТОБЫ ПРОДВИНУТЬ ШКОЛУ ВПЕРЕД,
НУЖНЫ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
А отбросить ее назад можно одним
руководящим указанием
Надвигающийся застой в образовании не
первый в нашей биографии. Историки педагогики
много раз описывали уникальную особенность
образования: выполнять роль ласточки перед
дождем.
Новый учитель
Двенадцать лет назад в "Литературной
газете" была опубликована статья известной
журналистки Нинэль Логиновой, которая
называлась "Учитель XXI века".
Большая статья с огромными фотографиями
эвриканской четверки – Татьяны Ковалевой,
Романа Сельцера, Славы Редюхина и вашего
обозревателя.
Пафос этого материала состоял в том, что, в то
время как официальная наука укрепляет устои
авторитарной школы, у нее под носом молодые
ученые создают основы демократической
педагогики: проводят эвриканские сборы в разных
регионах, проектируют альтернативные школы
"Эврика" (в Томске, Мирном и других городах),
создают творческий союз учителей вместе с
учителями-новаторами и матвеевской
"Учительской газетой".
XXI век казался тогда бесконечно далеким.
И ни читатели, ни герои, ни автор слишком серьезно
к этой метафоре – учитель XXI века – не отнеслись:
все-таки самоирония и понимание условности
газетного текста не позволили нам всерьез
считать себя провозвестниками педагогической
революции.
А сейчас, когда мы фактически уже попали в XXI век,
ощущение странное: неужели и в новом тысячелетии
учитель останется таким же, как и в XX, XIX, XVIII веках
и так далее вплоть до Коменского?
Стали ли герои очерка Н.Логиновой учителями XXI
века – кто знает? Таня Ковалева – теперь доктор
педагогических наук, Слава Редюхин и Роман
Сельцер – частные консультанты, и не только в
области образования.
Но дело ведь не в нас, а в том, каким теперь, в
начале века и тысячелетия, нам видится Новый
учитель?
А может быть, школа так и застыла в своем
средневековом состоянии и учитель превратился в
исторический экспонат?
И если школа и учитель меняются так медленно,
почти незаметно, может быть, так и должно быть?
Мы же не пытаемся изменить климат или, например,
развивать земное притяжение!
Может быть, школа и должна существовать как музей
застывшего наследия культуры? Ведь у ребенка не
возникает вопроса, почему каменный топор
выглядит так несовременно. Наоборот, он именно
так и должен выглядеть!
А школа – никакой не институт развития общества,
а стабильный, очень консервативный по своему
предназначению институт захоронения ценностей
культуры. Так?
Предел инновационной усталости
Чувствую по себе и по своим товарищам:
наступает предел инновационной усталости.
От Приморья до Калининграда люди устали
пробивать головой стену. Торжествующая свою
победу бюрократия не щадит ни правого, ни
виноватого – все хоть как-то выделяющиеся из
общего строя будут подвергнуты остракизму.
Сигнал получен и понят правильно:
– Ужо вам!
Школьная действительность быстро и верно
возвращается в жесткую стилистику требований
без объяснений:
– Есть указание выделить 20 школ для
эксперимента! Есть возражения?
Помилуй Бог, какие возражения, если есть
указания!
Из Екатеринбурга, Ижевска пришла информация:
проверки, проверки, всю журнальную документацию
поднимают, сверяют с программами, находят
нарушения в построении учебного процесса.
Из одной школы пришла электронная почта, просят
прислать справку, что у них эксперимент уже
закончился и они лишены статуса "Федеральная
экспериментальная площадка". Просят
вычеркнуть их из всех списков сети ФЭП и никому
не говорить, что участвовали.
Оказалось, что сама принадлежность к этой сети
опасна для школы. У кого на воротах знак
"Эврики" – ату его!
Выходит, что списки участников инновационной
эвриканской сети ФЭП – что-то вроде фискальной
ведомости.
После недвусмысленных заявлений: "Вначале
сеть ФЭП была общественной – и в этом ошибка!"
– остается только взять списочек и прямо по
списочку, комиссия за комиссией, акт за актом –
закрывать, привлекать, наказывать.
А учитывая, что на инновационную и
экспериментальную работу денег никто никогда не
выделял, а теперь еще эти траты стали чем-то вроде
нецелевых расходов, – вот уж раздолье
проверяющим!
Если бы жизнь налаживалась – было бы легче. А то в
Приморье, в Сибири дома и школы вымерзают – какие
уж тут инновации в образовании? На этом фоне
показательно разгромить пару десятков так
называемых экспериментальных площадок – только
авторитет завоевать.
Надвигающийся застой в образовании не первый в
нашей биографии. Историки педагогики много раз
описывали уникальную особенность образования:
выполнять роль ласточки перед дождем.
Застой в общественной, экономической и
политической жизни наступает не потому, что в
образовании все останавливается, может быть и
наоборот. Но первые признаки застоя и
аппаратно-бюрократического торжества наступают
в образовании. В силу своей консервативности
образование быстрее остальных сфер жизни
воспринимает сигналы к откату в прошлое и слабее
реагирует на сигналы развития.
Поэтому ведомственное руководство действует в
духе времени: предугадывая свертывание
либерального направления в большой политике, оно
старается первым отрапортовать о наведении
порядка во вверенном ему подразделении. Чтобы
потом, через год-два, сказать: а ведь это мы первые
начали борьбу со всей этой расхлябанностью, со
всеми этими несанкционированными
экспериментами в педагогике...
Но я абсолютно убежден, что руководство
ведомства ошибается.
И в администрации президента, и в правительстве
силы либералов не так малы.
По крайней мере образовательная политика, я
думаю, не станет полем разгула чиновничьего
произвола.
А пока...
Каковы успехи нашего министерства за
последние годы?
Исключительно бумажные.
На бумаге все в высшей степени замечательно.
Принята Федеральная программа развития
образования: в чем параметры развития и как их
отследить – неизвестно.
Принята национальная доктрина образования. Цели
системы образования на общенациональном уровне
так и не прояснены.
Проведено Всероссийское совещание работников
образования – за него до сих пор стыдно.
Принята стратегия модернизации и план
правительства на 2000-2001 годы.
Решений принято много – дела нет.
Ни одна норма Закона РФ "Об образовании",
которую стремились выполнить за два с половиной
года, так и не выполнена.
На системном, а не на бумажном уровне продвижения
нет.
Образовательное учреждение так и не стало
юридическим лицом.
Финансового норматива нет.
Межбюджетные отношения не отрегулированы.
Муниципализация школьной системы образования –
финансовой основы нет.
Как нет и образовательного права: кто учредитель
школы, кто собственник, кто за что отвечает.
Полный беспорядок.
В результате – зарплаты нищенские, и те
выплачиваются не вовремя.
Ремонт школ не проводился уже лет пятнадцать. В
следующую зиму Сергей Шойгу будет уже по школам
летать на своем самолете – отмораживать.
Учебники, поборы с родителей, нехватка учителей...
А уж о содержании образования и говорить нечего:
возврат к старому советскому учебному плану
произойдет, похоже, не сегодня, так завтра.
Но я уверен, что грядущая реорганизация
правительства, по какому бы сценарию она ни пошла
– по грефовскому или по сценарию аппарата
правительства, – заставит Министерство
образования перестроиться.
И в кадровом, и в идеологическом, и в направлении
реальных действий. Потому что пока у нас нет ни
новой экономики образования, ни современного
образовательного права, ни обновления
содержания образования.
Есть только ужесточение бюрократического
давления, реставрация
аппаратно-административной системы, бедность и
бесправие учителя, бедность и бесправие школы...