ВЗГЛЯД
В этом номере мы публикуем ряд статей
Александра Адамского, написанных в 2000–2001 гг. и
посвященных наиболее актуальным проблемам
образовательной политики.
ОБРАЗОВАНИЕ - МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА
Александр АДАМСКИЙ
Даже
не само образование, а система образования, то,
как устроен институт получения образования.
Ведь это не сама по себе возникающая система, –
это общество, государство, люди создают себе
специальный, искусственный институт, куда
помещают детей, чтобы они учились.
Институт образования, система образования – это
прежде всего искусственный, рукотворный объект.
Пока человек своей волей и своей мыслью не создал
школу – ее не было.
Именно поэтому оправдан подход к системе
образования, к школе как к проекту.
Люди всегда договариваются между собой, какой
быть школе.
Как только они перестают об этом договариваться
и отдают все на откуп самой школе, то тут же
возникает ситуация самовоспроизводства
школьной бюрократии. Не учителя, не ученики, а так
называемые ответственные чиновные люди начинают
решать, какой быть школе и как ей встраиваться в
отношения с обществом и государством. На этом
развитие образования как проекта, развитие
образовательных институтов заканчивается, и
начинаются ведомственные реформы и модернизации
вкупе с широкомасштабными экспериментами и
федеральными программами развития.
Для современной школы – собственно, в этом и
состоит, с нашей точки зрения, ее модернизация –
условием развития является выход за границы
учебных задач, выход за границы собственно
образовательной проблематики и своего рода
экспансия на чужую территорию. До сих пор
экономика, социальная жизнь, политика и другие
сферы человеческой деятельности были
представлены в школе исключительно в виде
"предметов".
Но сегодня ситуация в корне меняется.
С одной стороны, образовательная деятельность не
помещается в рамки учебно-предметной жесткой
структуры.
С другой стороны, современные способы
образовательной деятельности становятся
эффективными и в других сферах жизни.
Какие это способы?
Прежде всего – инновационный подход. Приоритет
инновационности – становление инновационных
способов управления, особый метод поддержки
инноваций, и прежде всего система поиска
культурно-образовательных инициатив и
превращения их в системные проекты, своего рода
культурно-образовательный инкубатор, – такие
способы первыми стали выращиваться в российском
образовании.
Другой пример – проектирование. Не пассивная
репродукция традиционных алгоритмов решения
давно и всем хорошо известных задач, а
проектирование новой предметности и новых
способов решения именно новых, до этого никому не
известных задач.
Инновационная и проектная методология развития
образования оказалась по природе своей
универсальной, и мы видим, как многие лидеры
необразовательных направлений охотно
обращаются к этому опыту и начинают использовать
образовательные инновации и в политике, и в
социальном управлении, и в экономике.
На наш взгляд, уже можно считать доказанной саму
возможность проектирования в образовании
будущих социальных и даже экономических
отношений в обществе.
Не хватает только главного – признания на уровне
высшего политического руководства страны этой
новой роли образования.
Поскольку в управлении системой до сих пор
доминирует узковедомственный подход, поскольку
основной канал информации для принятия
политических решений относительно школы
по-прежнему ведомственный, а не широкий,
гражданский, общественный, то и результатом
этого является трансляция высшим политическим
руководством страны узковедомственных
интересов отраслевого лобби. То есть результатом
является не образовательная политика, а меры по
оптимизации ведомственного управления отраслью.
Сегодня остро чувствуется необходимость
простого и ясного заявления от лица президента
страны, или парламента, или в крайнем случае
правительства о новой роли образования:
"Система образования – проектная модель
гражданского общества".
Такого заявления было бы достаточно, чтобы
по-новому осмыслить не только конкретные задачи
школы, но и свое предназначение, свою миссию
Учителя.
Кстати говоря, многие учителя и директора уже это
сделали, поэтому остается только пожелать
высшему руководству страны:
– Присоединяйтесь!