Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №29/2001

Архив

ВЗГЛЯД

В этом номере мы публикуем ряд статей Александра Адамского, написанных в 2000–2001 гг. и посвященных наиболее актуальным проблемам образовательной политики.

ОБРАЗОВАНИЕ - МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Александр АДАМСКИЙ

Даже не само образование, а система образования, то, как устроен институт получения образования.
Ведь это не сама по себе возникающая система, – это общество, государство, люди создают себе специальный, искусственный институт, куда помещают детей, чтобы они учились.
Институт образования, система образования – это прежде всего искусственный, рукотворный объект.
Пока человек своей волей и своей мыслью не создал школу – ее не было.
Именно поэтому оправдан подход к системе образования, к школе как к проекту.
Люди всегда договариваются между собой, какой быть школе.
Как только они перестают об этом договариваться и отдают все на откуп самой школе, то тут же возникает ситуация самовоспроизводства школьной бюрократии. Не учителя, не ученики, а так называемые ответственные чиновные люди начинают решать, какой быть школе и как ей встраиваться в отношения с обществом и государством. На этом развитие образования как проекта, развитие образовательных институтов заканчивается, и начинаются ведомственные реформы и модернизации вкупе с широкомасштабными экспериментами и федеральными программами развития.
Для современной школы – собственно, в этом и состоит, с нашей точки зрения, ее модернизация – условием развития является выход за границы учебных задач, выход за границы собственно образовательной проблематики и своего рода экспансия на чужую территорию. До сих пор экономика, социальная жизнь, политика и другие сферы человеческой деятельности были представлены в школе исключительно в виде "предметов".
Но сегодня ситуация в корне меняется.
С одной стороны, образовательная деятельность не помещается в рамки учебно-предметной жесткой структуры.
С другой стороны, современные способы образовательной деятельности становятся эффективными и в других сферах жизни.
Какие это способы?
Прежде всего – инновационный подход. Приоритет инновационности – становление инновационных способов управления, особый метод поддержки инноваций, и прежде всего система поиска культурно-образовательных инициатив и превращения их в системные проекты, своего рода культурно-образовательный инкубатор, – такие способы первыми стали выращиваться в российском образовании.
Другой пример – проектирование. Не пассивная репродукция традиционных алгоритмов решения давно и всем хорошо известных задач, а проектирование новой предметности и новых способов решения именно новых, до этого никому не известных задач.
Инновационная и проектная методология развития образования оказалась по природе своей универсальной, и мы видим, как многие лидеры необразовательных направлений охотно обращаются к этому опыту и начинают использовать образовательные инновации и в политике, и в социальном управлении, и в экономике.
На наш взгляд, уже можно считать доказанной саму возможность проектирования в образовании будущих социальных и даже экономических отношений в обществе.
Не хватает только главного – признания на уровне высшего политического руководства страны этой новой роли образования.
Поскольку в управлении системой до сих пор доминирует узковедомственный подход, поскольку основной канал информации для принятия политических решений относительно школы по-прежнему ведомственный, а не широкий, гражданский, общественный, то и результатом этого является трансляция высшим политическим руководством страны узковедомственных интересов отраслевого лобби. То есть результатом является не образовательная политика, а меры по оптимизации ведомственного управления отраслью.
Сегодня остро чувствуется необходимость простого и ясного заявления от лица президента страны, или парламента, или в крайнем случае правительства о новой роли образования: "Система образования – проектная модель гражданского общества".
Такого заявления было бы достаточно, чтобы по-новому осмыслить не только конкретные задачи школы, но и свое предназначение, свою миссию Учителя.
Кстати говоря, многие учителя и директора уже это сделали, поэтому остается только пожелать высшему руководству страны:
– Присоединяйтесь!

Рейтинг@Mail.ru