ВЗГЛЯД
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
КАК СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Александр АДАМСКИЙ
У
Гегеля, в "Философии права", есть простое и
ясное, с моей точки зрения, определение
гражданского общества.
Вот оно.
"Гражданское общество содержит в себе три
следующих момента:
А) опосредование потребности и удовлетворение
единичного посредством его труда и посредством
труда и удовлетворения потребностей всех
остальных, систему потребностей;
В) действительность содержащегося в этом
всеобщего свободы, защиты собственности
посредством правосудия;
С) забота о предотвращении оставшейся в этих
системах случайности и внимание к особенному
интересу как к общему с помощью полиции и
корпораций".
Пусть уважаемого читателя не смущает кажущаяся
сложность этого определения.
На философском языке это действительно выглядит
как сложная конструкция: гражданское общество
как система институтов, опосредующих систему
потребностей свободного человека.
Для нас, учителей, это означает довольно простую
вещь: если мы хотим строить школу как модель
гражданского общества, то это означает, что мы
должны строить институт становления,
образования, развития разнообразных
потребностей и пытаться создать условия для их
реализации (опосредования).
Собственно человеческие потребности, их
становление, развитие и реализация – это и есть
содержание образования в школе гражданского
общества.
Поэтому вовлечение ребенка и его родителей в
особую область отношений со школой – область
права, – это и есть современное содержание
образования. Не просто исполнение правил, не
просто соблюдение законов или инструкций, а
наиболее эффективная современная система
образования и развития потребностей личности в
соотнесении с потребностями других людей.
Еще недавно мы говорили об укладе школьной жизни
как о чем-то сверхинновационном и обязательном
условии обновления школьной жизни. Мы говорили о
том, что у каждой школы может быть свой особый
уклад и что это тоже часть содержания
образования, та часть, которая создается,
проектируется и воплощается в жизнь учителями и
учениками в совместной деятельности.
Теперь, судя по всему, наступил второй этап –
уклад стал почти традиционным понятием жизни
любой школы. Прошло немало времени с начала
Большой школьной перестройки середины 80-х годов,
и многое из того, что тогда звучало как
откровение, стало обычным и даже привычным.
Но возникла новая проектная задача – сделать
школу пространством образовательного права.
Уклад – это общие устои и традиции, общие для
всех правила и ценности. Но при этом, снова
вернемся к Гегелю, возникает проблема внимания
"к особенному интересу как к общему". Вот где
педагогическая основа образовательного права! И
место педагогической проблематики.
Особый интерес отдельного ребенка – внимание к
нему и соблюдение права ребенка на проявление и
реализацию этого особенного, личного,
приватного, индивидуального интереса, создание
целой системы выявления, оформления и
удовлетворения этого одного частного интереса.
И это задача особой педагогики – педагогики
образовательного права.
В этом номере газеты "Управление школой",
который вы сейчас держите в руках, вы найдете,
уважаемый читатель, описание многих случаев
судебных разбирательств и коллизий, связанных с
законодательством, выяснением кто прав, а кто
виноват через суд.
Мы надеемся, что это будет полезным не только с
точки зрения расширения вашего кругозора. Но и в
практическом плане.
Но есть еще одна, на наш взгляд, важнейшая
проблема школы в области права. Это проблема
общественного образовательного договора. Речь
идет как раз о том, чтобы в каждой школе
индивидуальное образование ребенка являлось не
столько экзотическим проявлением инноваций,
сколько стало нормальным правовым условием
образовательной деятельности.
Общественный образовательный договор – это
норма отношений между родителями и школой, а
затем и между школой и учеником, в котором
фиксируются право и механизм проявления особых
детских потребностей, и образовательная
программа, которая эти потребности развивает.
Мы много раз спрашивали себя: как воспитать
стремление к свободе? Как воспитать свободного
человека? Как в школе создать условия свободы?
Сегодня нам кажется, что одним из путей к свободе
может быть проект образовательного права в школе
как особой образовательной программы.
Представьте себе учебный год как постоянное
уточнение и анализ образовательного договора
граждан и школы. Не торг между продавцом и
покупателем, не конфликтная комиссия или
арбитражный суд между производителем и
потребителем, а построение отношений между двумя
субъектами права – школой как институтом (аналог
государства) и учителями и учениками
(гражданами).
Собственно моделирование гражданского общества
в школе – это и есть постоянный анализ и
уточнение контракта между гражданами и
государством, между школой и учениками и
учителями.
... И закончить я хочу тоже цитатой из гегелевской
"Философии права".
"Раб не может иметь обязанностей, их имеет
только свободный человек. Если бы у одной стороны
были все права, а у другой – все обязанности, то
целое распалось бы, так как только тождество есть
та основа, которую здесь следует иметь в виду".
Как видим, право, образовательное право в
частности, начинается со свободы. Все начинается
со свободы, с права на самоопределение, все
строится на возможности выбора.
Школа – это место, где реализуется человеческая
потребность в свободе. Реализуется в праве.
И я знаю школы, где об образовательном праве не
только рассказывают на уроках, но и строят его в
укладе школьной жизни. Таких школ еще не много, но
они есть.
Присоединяйтесь!