ВЗГЛЯД
ДЕТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ
Александр АДАМСКИЙ
Как
построить гражданское общество?
Легко и просто: его надо построить в школе. Или в
системе образования.
А можно построить гражданское общество в
отдельной школе или отдельно в системе
образования, до того как это самое гражданское
общество построено во всей стране и во всех
сферах жизни?
Это главный вопрос современной педагогики.
Это вопрос о том, может ли школа стать институтом
развития общества. Или, наоборот, школа и система
образования в целом обречены на то, чтобы быть
местом передачи исключительно прошлого опыта?
Помните знаменитую в 70-х годах формулу "школа
– отражение общества. Каково общество, такова и
школа"? Что значит принятие такой формулы? А то
и значит – школа не имеет ни права, ни реальной
возможности хоть в какой-то степени влиять на
развитие общества. Натурально это выглядело так:
всех директоров школ собирали систематически в
райкомах партии и доходчиво объясняли, в чем
состоит правильный взгляд на текущий момент. И
затем жестко требовали, чтобы этот правильный
взгляд правильно передавался через школу
подрастающему поколению.
... Когда многие деятели образования повторяют
как "отче наш", что советское образование –
лучшее в мире, они именно эту функцию школы и
имеют в виду прежде всего.
Отсюда и стремление вновь жестко централизовать
систему управления образованием, даже ее
модернизацию проводить в режиме
централизованного широкомасштабного
эксперимента.
Лучшая в мире советская школа – это эффективный
механизм воспроизводства тоталитарного
сознания в обществе.
Возможно ли, чтобы школа стала не пассивным
передатчиком утвержденных властью (любой)
ценностей и правил, а производителем новых норм и
новых технологий – и социальных, и, вполне
возможно, экономических? Возможно?
Если "да", то построение гражданского
общества в принципе реально и может обсуждаться
как культурно-образовательный проект.
Если "нет" – на наш взгляд, никакие
экономические и политические изменения не
укрепят гражданские устои. Еще 50 лет назад в
Европе или Америке строили гражданские устои
государства с опорой на этику политической или
экономической деятельности. А школу
использовали для просветительства и, в лучшем
случае, для повышения инвестиционного климата
(грамотное население легче принимает изменения в
технологиях производства).
Сейчас ситуация изменилась принципиально, и это
пока остается невидимым эффектом для
большинства российских политиков и управленцев.
Принципиальное изменение заключается, на наш
взгляд, в том, что главные образовательные
эффекты производятся не учебными технологиями
или подбором материала, а образовательной
политикой.
Позволим себе сделать одно радикальное
заявление, подводящее черту под целым этапом
развития инновационной деятельности в
образовании.
Содержанием образования для современного
человека является не столько сам учебный
материал, сколько те социальные отношения, в
которых институт образования находится с
другими общественными и государственными
институтами.
И если ребенок, школьник, или взрослый, студент,
сам при этом является реальным действующим лицом
своей собственной индивидуальной
образовательной программы, а не винтиком в
жестком механизме школы или вуза, то он или она
сами и строят свою образовательную деятельность.
Разновидностью ее может быть, например, детское
управление школой.
Еще раз повторим: мы рассматриваем детское
управление школой как реальную деятельность,
затрагивающую реальные, жизненно важные сферы
деятельности школы (содержание образования,
экономика, кадры); в то же время это
образовательная программа для учащегося.
И в этом два главных методологических принципа
самого проекта "Детское управление школой".
Если детское управление школой затрагивает лишь
второстепенные моменты жизни школы, не
затрагивая существенно важных основ, –
деятельности нет.
С другой стороны, если не организована
специальная рефлексия детского управления для
оформления собственно образовательного
материала, – детского управления нет как
образовательной программы.
... Как построить гражданское общество?
Легко и просто: надо построить детское
управление школой. Это гораздо эффективнее, чем
уроки граждановедения и вообще рассказы о том,
как правильно строить демократическую жизнь.
Хотя одно не исключает другое.
Многие школы уже активно реализуют проект
"Детское управление школой".
Присоединяйтесь!