Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №27/2001

Архив

ВЗГЛЯД

ДЕТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ

Александр АДАМСКИЙ

Как построить гражданское общество?
Легко и просто: его надо построить в школе. Или в системе образования.
А можно построить гражданское общество в отдельной школе или отдельно в системе образования, до того как это самое гражданское общество построено во всей стране и во всех сферах жизни?
Это главный вопрос современной педагогики.
Это вопрос о том, может ли школа стать институтом развития общества. Или, наоборот, школа и система образования в целом обречены на то, чтобы быть местом передачи исключительно прошлого опыта?
Помните знаменитую в 70-х годах формулу "школа – отражение общества. Каково общество, такова и школа"? Что значит принятие такой формулы? А то и значит – школа не имеет ни права, ни реальной возможности хоть в какой-то степени влиять на развитие общества. Натурально это выглядело так: всех директоров школ собирали систематически в райкомах партии и доходчиво объясняли, в чем состоит правильный взгляд на текущий момент. И затем жестко требовали, чтобы этот правильный взгляд правильно передавался через школу подрастающему поколению.
... Когда многие деятели образования повторяют как "отче наш", что советское образование – лучшее в мире, они именно эту функцию школы и имеют в виду прежде всего.
Отсюда и стремление вновь жестко централизовать систему управления образованием, даже ее модернизацию проводить в режиме централизованного широкомасштабного эксперимента.
Лучшая в мире советская школа – это эффективный механизм воспроизводства тоталитарного сознания в обществе.
Возможно ли, чтобы школа стала не пассивным передатчиком утвержденных властью (любой) ценностей и правил, а производителем новых норм и новых технологий – и социальных, и, вполне возможно, экономических? Возможно?
Если "да", то построение гражданского общества в принципе реально и может обсуждаться как культурно-образовательный проект.
Если "нет" – на наш взгляд, никакие экономические и политические изменения не укрепят гражданские устои. Еще 50 лет назад в Европе или Америке строили гражданские устои государства с опорой на этику политической или экономической деятельности. А школу использовали для просветительства и, в лучшем случае, для повышения инвестиционного климата (грамотное население легче принимает изменения в технологиях производства).
Сейчас ситуация изменилась принципиально, и это пока остается невидимым эффектом для большинства российских политиков и управленцев.
Принципиальное изменение заключается, на наш взгляд, в том, что главные образовательные эффекты производятся не учебными технологиями или подбором материала, а образовательной политикой.
Позволим себе сделать одно радикальное заявление, подводящее черту под целым этапом развития инновационной деятельности в образовании.
Содержанием образования для современного человека является не столько сам учебный материал, сколько те социальные отношения, в которых институт образования находится с другими общественными и государственными институтами.
И если ребенок, школьник, или взрослый, студент, сам при этом является реальным действующим лицом своей собственной индивидуальной образовательной программы, а не винтиком в жестком механизме школы или вуза, то он или она сами и строят свою образовательную деятельность.
Разновидностью ее может быть, например, детское управление школой.
Еще раз повторим: мы рассматриваем детское управление школой как реальную деятельность, затрагивающую реальные, жизненно важные сферы деятельности школы (содержание образования, экономика, кадры); в то же время это образовательная программа для учащегося.
И в этом два главных методологических принципа самого проекта "Детское управление школой". Если детское управление школой затрагивает лишь второстепенные моменты жизни школы, не затрагивая существенно важных основ, – деятельности нет.
С другой стороны, если не организована специальная рефлексия детского управления для оформления собственно образовательного материала, – детского управления нет как образовательной программы.
... Как построить гражданское общество?
Легко и просто: надо построить детское управление школой. Это гораздо эффективнее, чем уроки граждановедения и вообще рассказы о том, как правильно строить демократическую жизнь.
Хотя одно не исключает другое.
Многие школы уже активно реализуют проект "Детское управление школой".
Присоединяйтесь!

Рейтинг@Mail.ru