Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2001

Архив

ВЗГЛЯД

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ

Так называется статья в пятничном номере "Известий" корреспондента Натальи Ивановой-Гладильщиковой, посвященная результатам учебно-экспертной сессии "Эврики" в Бурятии.
Все, что происходит сейчас в системе образования этой республики, действительно производит впечатление, что в центре развития региона – система образования.
Учебно-экспертная сессия "Эврики" на этот раз оказалась необычной. Вначале три группы экспертов, управленцев и журналистов поехали в сельские районы – называлось это Экспедиция "Эврики". Мы побывали в Джидинском, Закаменском, Баргузинском и других районах. И это не была экспертиза московских и улан-удинских представителей. Наоборот, задача заключалась в том, чтобы организовать экспертизу культурно-образовательных инициатив местным сообществом.
Два года назад, когда "Эврика" впервые приехала в Бурятию проводить учебно-экспертную сессию, самым острым вопросом на лекциях и теоретических семинарах с авторами проектов был вопрос о возможности вовлечения общества, граждан, местного сообщества, особенно на селе, в дела образования.
Тогда казалось, что образовательная проблематика требует особенных, ведомственных способов решения. А в Бурятии, прежде всего по инициативе Сергея Намсараева, министра образования и науки, стали обсуждать немного странный проектный ход: чтобы усилить образование, надо выйти за его границы и попробовать решать социально-экономические проблемы. Особенно, повторяю, на селе.
Учителя и директора, авторы культурно-образовательных инициатив, перед которыми тогда выступил Сергей Дашинимаевич Намсараев, слегка опешили.
И их легко понять: с выплатой зарплат по всей стране перебои, с оборудованием – проблемы, да и сами школьные здания требуют ремонта. Со своими проблемами справиться бы, а тут – предлагается думать, что называется, "за всю Одессу".
Но Намсараев настаивал на том, что только выход за свои границы даст системе образования новый ресурс, позволит претендовать на большие финансовые, социальные возможности. А главное – откроет школу обществу, сделает школу центром образования, культуры, а то и новых социальных, а то и экономических технологий.
И это станет для учеников самой эффективной педагогикой.
...8 июня 2001 года на расширенную коллегию Министерства образования и науки Республики Бурятия приехали не только видные учителя и ученые республики, не только главы местных администраций, – пришел и президент республики Леонид Потапов.
Для С. Намсараева это был огромный риск. Одно дело – анализировать культурно-образовательные инициативы в своем профессиональном кругу, совсем другое – выносить это на уровень высшего политического руководства республики.
С. Намсараев победил.
Его линия развития системы образования получила не только поддержку президента Л. Потапова, но и была названа базовой для разработки средне-срочной программы развития Бурятии.
– Инновационная деятельность должна стать ведущей деятельностью для всех сфер, – сказал в заключение Леонид Потапов.
А Сергей Намсараев уже разрабатывает программу обучения проектным способам управления глав местных администраций, сельских экономистов и лидеров молодежного движения, а также просто граждан, у которых могут возникнуть свои проекты. Чтобы гражданская инициатива стала основой социально-экономического развития Республики Бурятия.
Образовательной республики, как ее теперь называют.

Александр АДАМСКИЙ

Рейтинг@Mail.ru