ВЗГЛЯД
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ
Так
называется статья в пятничном номере
"Известий" корреспондента Натальи
Ивановой-Гладильщиковой, посвященная
результатам учебно-экспертной сессии
"Эврики" в Бурятии.
Все, что происходит сейчас в системе образования
этой республики, действительно производит
впечатление, что в центре развития региона –
система образования.
Учебно-экспертная сессия "Эврики" на этот
раз оказалась необычной. Вначале три группы
экспертов, управленцев и журналистов поехали в
сельские районы – называлось это Экспедиция
"Эврики". Мы побывали в Джидинском,
Закаменском, Баргузинском и других районах. И это
не была экспертиза московских и улан-удинских
представителей. Наоборот, задача заключалась в
том, чтобы организовать экспертизу
культурно-образовательных инициатив местным
сообществом.
Два года назад, когда "Эврика" впервые
приехала в Бурятию проводить учебно-экспертную
сессию, самым острым вопросом на лекциях и
теоретических семинарах с авторами проектов был
вопрос о возможности вовлечения общества,
граждан, местного сообщества, особенно на селе, в
дела образования.
Тогда казалось, что образовательная
проблематика требует особенных, ведомственных
способов решения. А в Бурятии, прежде всего по
инициативе Сергея Намсараева, министра
образования и науки, стали обсуждать немного
странный проектный ход: чтобы усилить
образование, надо выйти за его границы и
попробовать решать социально-экономические
проблемы. Особенно, повторяю, на селе.
Учителя и директора, авторы
культурно-образовательных инициатив, перед
которыми тогда выступил Сергей Дашинимаевич
Намсараев, слегка опешили.
И их легко понять: с выплатой зарплат по всей
стране перебои, с оборудованием – проблемы, да и
сами школьные здания требуют ремонта. Со своими
проблемами справиться бы, а тут – предлагается
думать, что называется, "за всю Одессу".
Но Намсараев настаивал на том, что только выход
за свои границы даст системе образования новый
ресурс, позволит претендовать на большие
финансовые, социальные возможности. А главное –
откроет школу обществу, сделает школу центром
образования, культуры, а то и новых социальных, а
то и экономических технологий.
И это станет для учеников самой эффективной
педагогикой.
...8 июня 2001 года на расширенную коллегию
Министерства образования и науки Республики
Бурятия приехали не только видные учителя и
ученые республики, не только главы местных
администраций, – пришел и президент республики
Леонид Потапов.
Для С. Намсараева это был огромный риск. Одно дело
– анализировать культурно-образовательные
инициативы в своем профессиональном кругу,
совсем другое – выносить это на уровень высшего
политического руководства республики.
С. Намсараев победил.
Его линия развития системы образования получила
не только поддержку президента Л. Потапова, но и
была названа базовой для разработки
средне-срочной программы развития Бурятии.
– Инновационная деятельность должна стать
ведущей деятельностью для всех сфер, – сказал в
заключение Леонид Потапов.
А Сергей Намсараев уже разрабатывает программу
обучения проектным способам управления глав
местных администраций, сельских экономистов и
лидеров молодежного движения, а также просто
граждан, у которых могут возникнуть свои проекты.
Чтобы гражданская инициатива стала основой
социально-экономического развития Республики
Бурятия.
Образовательной республики, как ее теперь
называют.
Александр АДАМСКИЙ