Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2001

Архив

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН:
БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Требуя от регионов полномасштабного участия в едином государственном экзамене (ЕГЭ) и строгой отчетности о "боевой готовности" по всем параметрам, руководители Минобразования как будто забывают о том, что эксперимент – федеральный и ответственность за его проведение должна быть обоюдной.
Многие руководители органов управления образованием поддерживают, одобряют и приветствуют ЕГЭ, однако принимать участие в эксперименте не жаждут. Складывается впечатление, что больше всего педагогическая общественность сегодня воодушевлена добровольностью участия в эксперименте и ненавязчивой поэтапностью его проведения. Однако не исключено, что скоро благостным настроениям будет положен конец.

Тотальность перешла в локальность

На состоявшемся в конце мая Всероссийском совете по ЕГЭ обсуждались вопросы подготовки и проведения предстоящего эксперимента.
Руководители органов управления образованием пяти пилотных регионов отчитались перед Минобразования о текущем состоянии дел и о степени готовности к эксперименту накануне его старта.
Напомним, что замысел реформаторов о "тотальном" эксперименте с участием всех выпускников и всех вузов пилотного региона по пяти предметам – двум обязательным и трем по выбору – на практике оказался невыполнимым.
Вузы согласились зачислять абитуриентов по свидетельствам ЕГЭ лишь на определенные специальности, педагоги школ, родители и дети взбунтовались против нововведения.
В связи с паническими настроениями потенциальных участников эксперимента руководителям органов управления образованием пришлось корректировать свои планы.
Тотальность постепенно перешла в локальность. В республике Марий Эл все выпускники 11-х классов нынешним летом сдают лишь ЕГЭ по математике, в Самарской области около 3000 школьников на добровольной основе сдают физику по новой системе, а 8 вузов этого региона из 9 согласились засчитать результаты этого экзамена как вступительные. Отметим, что самарцы думали дольше всех остальных, и, придя к выводу, что к масштабному эксперименту они пока просто не готовы – ни психологически, ни организационно-технически, выбрали путь локального эксперимента с целью отработки процедур проведения эксперимента. По такому же пути пошли в Ростовской области, где сдавать ЕГЭ вызвались около 400 выпускников, а результаты экзаменов по 5 предметам согласились принять Донской государственный технический университет и Ростовский педагогический университет. Правда, ближе к старту число "пилотных" учащихся сократилось до 200, однако организаторов это не слишком огорчает.
А министр образования Республики Саха (Якутия) Евгения Михайлова еще в конце прошлого года, на стадии обсуждения идеи ЕГЭ, заявила о том, что эксперимент предполагает добровольное, а не принудительное участие сторон. Сдавать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике пожелали 4217 человек, однако после наводнения их число сократилось примерно на 200 за счет "выхода из игры" учащихся из г. Ленска, которых вместе со всеми остальными 11-классниками из этого города освободили от выпускных экзаменов по решению Минобразования. Исколючение составят лишь те школьники, которые претендуют на медаль.
Республика Мордовия и вовсе сошла с дистанции.
Так что по полной схеме в эксперименте намерена участвовать лишь Республика Чувашия, где, кроме обязательного для всех экзамена по математике, желающие могут сдать по системе ЕГЭ любые из 7 предлагаемых дисциплин: русский язык, биологию, химию, физику, географию, историю, обществознание.
Руководители Минобразования, неоднократно утверждавшие, что не стремятся к количеству участников на первом этапе, чтобы не профанировать идею, на словах продолжают тот же курс, а на деле явно встревожены существующим положением и даже готовы форсировать события.
Эксперимент в самарском варианте – только по одному предмету и с выборочным участием выпускников – не устраивает ведомство, поскольку его результаты, по словам Виктора Болотова, малоинформативны и не очень показательны.

Пробные туры: информация к размышлению

Тем временем, судя по докладам лидеров образования из пилотных регионов, на местах весьма успешно завершается подготовка к эксперименту. Определены места проведения ЕГЭ – базовые школы и унивеситеты, а также транспортные схемы доставки туда выпускников. Решены вопросы организации питания. Закуплено необходимое техническое оборудование. Созданы государственные экзаменационные комиссии, координационные советы, рабочие группы. В Республике Марий Эл подготовлены сборники инструктивно-методических материалов по обеспечению ЕГЭ. Аналогичная работа проведена в Якутии.
Везде прошли пробные репетиционные экзамены по "нулевым" КИМам, результаты которых хотя и не стали сенсацией для управленцев и педагогов, но все же заставили их сделать кое-какие выводы.
В прошлых номерах "УШ" мы уже писали о том, что в середине мая 6418 одиннадцатиклассников в городах Чебоксары и Новочебоксарске Республики Чувашия прошли так называемые репетиционные экзамены по математике, одной из главных задач которых являлось обучение школьников грамотному заполнению "розовых бланков". Накануне ответственного события операторы провели подробный инструктаж учащихся, но, несмотря на это, технических ошибок избежать не удалось: в представленных работах оказалось много исправлений.
В оставшееся до начала ЕГЭ время школьники под руководством педагогов тренировались заполнять бланки, чтобы снизить количество нелепых ошибок.
Между тем любые отступления от указанных правил (вплоть до использования шариковой ручки вместо гелевой или капиллярной) приведут к тому, что компьютер просто "не прочитает" ответы. Для предотвращения подобных недоразумений и была введена должность оператора, в задачи которого входит ознакомление учащихся с правилами заполнения бланков. Операторами работают педагоги, которые не являются специалистами по тому предмету, по которому сдается экзамен (на математике дежурят словесники, и наоборот).
Кроме того, пробные туры в Чувашии дали информацию к размышлению о качестве знаний учащихся.
Тестовые задания подразделяются на три уровня: А, В, С – в порядке возрастания сложности. Большая часть учащихся – 67,3% в г. Чебоксары – справилась с уровнем А, 48% осилили уровень В и 11% выполнили задания с отметкой "С". Организаторов очень порадовал тот факт, что 11,5% школьников, а это 590 человек, получили высшую отметку "5". Это реальные претенденты на медали.
Всего же свыше 30% учащихся написали работы на "4" и "5".
В Якутии состоялись пробные туры по математике, истории, русскому языку, некоторым другим предметам. В некоторых улусах (районах республики), по свидетельству министра, отмечалось стопроцентное выполнение заданий (то есть без единого "неуда").
В Самарской области из полутора тысяч детей, протестированных по физике в 4 районах области, 25% получили "4", 6% – "двойки", "5" – считанные единицы, остальные – "удовлетворительно". Организаторы объясняют такие скромные оценки тем, что в тестировании участвовали все, отбор "нацеленных" на физику не производился.
По словам министра образования и воспитания Республики Марий Эл Галины Швецовой, экспериментальная проверка КИМов показала, что они "далеки от совершенства и не предусматривают профилизации старших классов". При существующей шкале оценок 20% учащихся, в основном гуманитарных классов, не справляются с заданиями. Педагоги республики тревожатся за судьбу медалистов.

Как обеспечить чистоту эксперимента?

Одной из самых острых проблем, волнующих организаторов эксперимента, является обеспечение секретности на всех этапах.
По общему признанию, утечка информации может свести на нет результаты всего эксперимента.
Вслед за Минобразования бодрятся и представители регионов, говоря о том, что на экзаменах будут присутствовать независимые наблюдатели не только из сторонних вузов и школ – не специалисты по тому предмету, который проходит в рамках ЕГЭ, но и представители общественности. В Якутии, например, в некоторых школах во время ЕГЭ будут нести вахту члены детской республиканской общественной организации "Открытая школа".
В Чувашии в целях поддержки чистоты эксперимента намерены привлечь представителей силовых ведомств.
На место событий в 5 пилотных регионов из Москвы отправятся специально созданные комиссии из представителей Минобразования и Центра тестирования, однако очевидно, что проконтролировать ситуацию всюду и везде им не удастся.
Множество вопросов и сомнений вызывает система проверки выполненных по ЕГЭ заданий.
Известно, что "розовые бланки" будут сканироваться в региональных центрах и передаваться по электронной почте в Москву для машинной обработки. Из достоверных источников известно, что в некоторых отдаленных улусах Якутии, откуда сложно добираться до республиканских центров, данные с бланков из-за возможных технических проблем будут введены в компьютер вручную и по электронной почте отправлены в Москву.
Понятно, что в таких случаях говорить о достоверности и секретности весьма сложно.
Ответы на вопросы "открытого типа" (обычные листочки с рассуждениями учащихся на ту или иную тему) будут проверяться комиссиями из числа местных экспертов, которым придется оценивать закодированные работы, а протоколы с результатами проверки пересылать в Москву по каналам Интернета. Там комиссия из представителей Минобразования, РАО, МИПКРО, Центра тестирования вместе с разработчиками КИМов должна свести воедино оценки за "розовые" бланки и письменные ответы, выполненные в тардиционной форме.
Проверка на местах "открытых" заданий, по мнению некоторых специалистов, способна свести на нет достоверность процедур ЕГЭ. Однако определенной гарантией объективности может стать установление так называемой предварительной границы отметок. Если отметки, проставленные экспертами в регионах, будут слишком контрастировать со средними по России, их просто аннулируют.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Norita». Посетив сайт компании, расположенный по адресу http://www.norita-g.ru/nestandartnye_razmery.html, Вы в считанные минуты можете выбрать и заказать обувь нестандартных размеров. Компания «Norita» заботится не только об удобстве обуви нестандартного размера, но и о том, чтобы Вы всегда выглядели стильно и по последней моде. Также на сайте Вы можете заказать индивидуальный пошив обуви, а это значит, что Вам предоставляется возможность реализовать свои самые смелые дизайнерские идеи.

Министерство закручивает гайки

Как показали выступления участников совета по ЕГЭ, специфика подготовки к эксперименту в каждом регионе состояла не только в решении организационно-технических проблем, но и в формировании позтивного отношение к эксперименту различных заинтересованных сторон.
Министр образования Республики Саха (Якутия) Евгения Михайлова поведала собравшимся о том, что на первом этапе пришлось преодолевать сопротивление республиканской прессы и депутатов местного законодательного парламента, которые пытались запретить ЕГЭ из "политических соображений" – в пику президенту Якутии М. Николаеву.
Со временем, когда были утверждены основополагающие министерские документы, регламентирующие организацию и проведение эксперимента, у руководителей на местах появилась почва под ногами. А появление "нулевых вариантов" КИМов и методических материалов по ЕГЭ положило конец кривотолкам и панике.
Как правило, в отношениях руководителей органов управления образованием пилотных регионов с ректорским корпусом особых трений не возникало. Где-то, как, например, в Якутии, дискуссии на предмет участия в эксперименте продолжались чуть дольше, чем в других территориях. Но в итоге участие вузов в эксперименте было закреплено постановлением администрации региона на основе решения, принятого учеными советами вузов и регионального совета ректоров, а также в соответствующих приказах Минобразования. Преподаватели Якутской государственной сельхозакадемии выезжали в школы дальних улусов республики, где консультировали учителей и выпускников.
На основе пробных вариантов КИМов, поступивших из Москвы, преподавателями Якутского университета разработано 10-12 вариантов заданий по русскому языку, физике и математике, которые будут изданы в ближайшее время как учебные пособия и переданы во все средние школы для подготовки к единым экзаменам.
Тем не менее все чаще со стороны регионального начальства раздаются призывы о том, что Минобразования должно использовать свой административный ресурс по привлечению вузов к участию в эксперименте, а не сбрасывать эту тяжелую обязанность на регион. 28 мая вышло письмо Минобразования, рекомендующее ректорам всех, а не только пилотных регионов, зачислять абитуриентов по свидетельствам ЕГЭ. Кстати, уже сегодня 11 вузов Дальнего Востока и Сибири согласны принимать абитуриентов из Якутии по результатам единых экзаменов.
Владимир Филиппов то ли пообещал, то ли пригрозил, что со следующего года приказом Минобразования обяжет все вузы без исключения засчитывать оценки за ЕГЭ по самым разным дисциплинам.
Сегодня выпускникам пилотных регионов не предоставлено особого выбора, поскольку, как правило, вузы пилотных регионов сами определили перечень специальностей, на которые они готовы зачислять абитуриентов по итогам ЕГЭ. Судя по незначительному количеству добровольных участников некоторых локальных экспериментов, например, в Ростовской области, вузы пока не спешат открывать прием по ЕГЭ на пользующиеся спросом факультеты и специальности.
Интересно, поможет ли приказ поставить по стойке "смирно" всех ректоров, если эксперимент по единым экзаменам будет проводиться параллельно с пробным введением ГИФО? О том, что идея подушевого финансирования высшего профобразования возвращается, Минобразования пока предпочитает скромно умалчивать. Напротив, в последнее время руководители Минобразования говорили о том, что перспективы реализации ГИФО туманны, а страхи, связанные с ними, необоснованны. В последнее время Владимир Филиппов все чаще говорил о необходимости заимствования китайской модели кредитования высшего образования. И вдруг... на прошедшем в мае координационном совете Минобразования был представлен предварительный вариант концепции ГИФО. Что же касается китайского варианта, якобы предусматривающего обучение за кредиты, то все это, как выяснилось позже, не вполне соответствует реальности. На поверку оказалось, что высшее образование в социалистическом Китае сплошь платное, но 20% студентов из малообеспеченных семей разрешается вносить плату за счет образовательного кредита. Заем погашается только в том случае, если выпускник вуза едет работать на определенный срок в отдаленные районы Китая.
Так какие же перемены ждут нас в связи с возможным введением образовательных сертификатов и стоит ли нам опасаться этого новшества?

ГИФО позволит увеличить бюджетное финансирование на каждого студента

Таково мнение Татьяны Клячко, директора Центра образовательной политики государственного университета – Высшей школы экономики. Вот ее аргументы:
– Государственное именное финансовое обязательство – это документ, который будут получать выпускники полных средних школ по результатам единых государственных экзаменов. По идее реформаторов он призван стать гарантией финансирования профессионального образования граждан – в вузах, техникумах и колледжах.
В рамках ГИФО отрабатывается система нормативного подушевого финансирования, но, поскольку ее осуществление непосредственно связано с результатами ЕГЭ, вузы заинтересованы не в механическом наборе студентов по принципу "числом поболее, ценою подешевле", а в целенаправленном отборе наиболее способной молодежи. Самые лучшие ГИФО – А (их получат хорошисты) и А+ (отличники) – по расчетам на 2001 год должны будут стоить соответственно 17,5 и 25 тысяч рублей. Эти показатели могут повышаться в зависимости от инфляции и возможностей бюджета.
ГИФО А и А+ составят примерно 30% от общего числа.
Согласно готовящейся концепции, доля мест в каждом вузе, на которых обучение будет осуществляться только за счет ГИФО, определяется из законодательно установленной нормы: не менее 170 студентов-бюджетников на 10 тысяч населения. Если увеличить эту норму до 180 человек, тогда 40% лучших студентов в каждом вузе будет обучаться только за государственные средства. К ним присоединятся еще процентов 20 обладателей сертификатов более низких категорий, сумевших выбрать вуз, где их документ будет соответствовать объявленной цене обучения или даже несколько превышать ее.
При средних показателях бюджет оплатит примерно 7 или 10 тысяч рублей. Для сравнения: в настоящее время обучение "бесплатного" студента обходится государству в 7–9 тысяч рублей в год. В итоге не менее 60% студентов смогут постигать науки исключительно на государственные средства, остальным придется доплачивать какую-то сумму.
Сегодня на бюджетные средства учатся 64% молодых людей, 36% – на коммерческих отделениях в государственных вузах. В нынешнем году уже 49% первокурсников платят деньги за свое образование в государственных и негосударственных вузах.
ГИФО позволит увеличить финансирование из бюджета на каждого студента. Пока вузы выкручиваются из положения, "перебрасывая" часть средств, заработанных за счет коммерческих студентов, на нужды бюджетников. А так эти нужды и "белые пятна" недофинансирования будут учитываться в самой системе ГИФО. Все более или менее достойные выпускники получат государственные средства, и, может быть, вместо нынешних 1,5–2000 долларов в год им придется платить не больше 300 долларов за свое обучение. Чем ниже результаты единого экзамена, тем меньше обязательств берет на себя государство.
Если же вузы установят непомерную цену за обучение, они просто рискуют недобрать абитуриентов. А норматив, заложенный в ГИФО (15-25 тысяч рублей), станет разумной планкой и своеобразным регулятором цен на образовательные услуги.
В ГИФО будет заложена сумма собственно на обучение (имеются в виду прежде всего расходы на заработную плату преподавателей и начисления на нее). На материальную базу и оборудование средства будут выделяться вузам отдельно – так же, как и на стипендию. Таким образом, ректорам и студентам система ГИФО ничем не угрожает, и не надо превращать в пугало хорошую идею.
В ближайшем будущем эксперимент по единому экзамену будет связан с экспериментом по ГИФО.

"Палачество над детьми и пощечина учителю"

Но если непокорных работников сферы образования директивным указанием сверху министерство принудит включиться в эксперимент, невзирая на их отношение к нему, то родителей и учащихся невозможно заставить полюбить единый экзамен.
Несмотря на стремление некоторых руководителей органов управления образованием представить ситуацию в розовом свете, они вынуждены признать, что завоевать доверие общественности – самая трудная и долгосрочная задача.
Как удалось выяснить автору этих строк, учителя и родители в пилотных регионах настроены отрицательно, называя ЕГЭ "палачеством над детьми и пощечиной учителю". По их мнению, проведение экзамена в "чужих стенах" под присмотром незнакомых педагогов на неудобных "розовых" бланках – усугубит стрессовую ситуацию и негативно скажется на результатах ЕГЭ. Двоечники пополнят ряды рецидивистов, поскольку сеть ПТУ в дотационных регионах резко поредела за последние годы, а некогда демократичные техникумы в половине случаев требуют платы за обучение. Правда, в этом году в аттестат будет проставлена более высокая оценка: если ученик провалит ЕГЭ, ему в любом случае гарантирована "тройка" по итогам текущей успеваемости. Если же отметка за ЕГЭ будет на 2 балла выше или ниже годовой, то в аттестат поставят среднее арифметическое.
Родители убеждены, что успешно сдать ЕГЭ по "московским тестам" смогут лишь "натасканные" репетиторами дети из более или менее обеспеченных семей, а таковых в безработных регионах – в республиках Марий ЭЛ и Чувашия единицы.
Если же тесты относительно простые, то во имя чего тогда огород городить?
Следует учитывать и то немаловажное обстоятельство, что около 60% выпускников в некоторых территориях вообще не собираются поступать в вузы: их-то особенно трудно убедить в целесообразности участия в таком эксперименте.
Педагоги говорят, что для успешного проведения ЕГЭ необходима хорошая экономическая база. По справедливости учителям должны доплачивать за участие в эксперименте. Сегодня начинающий педагог в Марий Эл получает 600 рублей, а его коллега с 30-летним стажем и большой нагрузкой – 1300 рублей.
Между тем финансирование эксперимента является, по общему признанию, настоящей ахиллесовой пятой Минобразования.

Цветы запоздалые

Докладывая о проделанной работе, заместитель начальника управления развития образования Валентин Шаулин заметил: "По всем направлениям работа выполнена, за исключением материально-технического обеспечения региональных центров по приему экзаменов. Министерство не успело вовремя провести конкурс на закупку оборудования (компьютеров, сканеров) по той причине, что деньги на эксперимент по ЕГЭ (в Федеральной программе развития образования запланировано 200 млн. рублей на эти цели) начали поступать лишь с апреля. Поэтому оснащение региональных центров будет завершено лишь к концу июня.
Тем временем пилотные территории вынуждены выходить из положения самостоятельно.
Так, затраты Якутии на организацию эксперимента уже составили 5 млн. рублей, из них половина израсходована на приобретение 33 скоростных сканеров, остальные средства направлены на семинары и курсы по подготовке учителей, издание методических пособий по проведению ЕГЭ.
Но если в далекой северной республике есть мощный спонсор в лице местной алмазодобывающей компании, то в Чувашии такие возможности отсутствуют. Сегодня представители этого региона недоумевают: кто будет платить вузовским преподавателям за проверку работы учащихся? В местном бюджете такие деньги не заложены.
По подсчетам самарских экономистов, полный переход территории на единый экзамен потребует 15 млн. рублей. Если эта сумма будет заложена в областной бюджет 2002 года, как обещает губернатор, то в таком случае будет проводиться полномасштабный эксперимент по разным дисциплинам.
Кроме того, руководители образовательных ведомств пилотных территорий отмечали, что столь необходимые для успешного проведения эксперимента нормативные документы также были выпущены министерством с опозданием, что обострило и без того напряженную обстановку, порожденную прежде всего дезинформацией.
Московские эксперты, назначенные министерством, должны успеть проверить 45 000 человеко-тестов, чтобы школьники вовремя получили аттестаты и свидетельства по ЕГЭ. Если и здесь возникнут проблемы, то число желающих участвовать в эксперименте резко поубавится.

ЕГЭ по осени считают

С лета 2004 года эксперимент по ЕГЭ должен получить всероссийский статус. По сведениям Минобразования, желающие участвовать во втором этапе эксперимента уже есть. Пермская область и Якутия готовы участвовать в компьютерном тестировании по ЕГЭ, благо уровень их технической оснащенности позволяет это сделать.
Готовится положение о конкурсе КИМов.
До сентября нынешнего года планируется обеспечить участников эксперимента-2002 необходимым техническим оборудованием.
Несмотря на то что многие из опрошенных давно и активно сотрудничают с Центром тестирования, филиалы и зональные центры которого созданы в Саратовской, Курганской и других областях, эти технологии, по мнению специалистов, не могут и не должны быть единственными. Чем больше будет разработано надежных механизмов проведения ЕГЭ, обеспечивающих объективность результатов, тем больше оснований появится у регионов для участия в эксперименте, тем выше будет доверие со стороны вузов, педагогов и общественности,в том числе детей, ради которых и было все затеяно.
У министерства свои планы по расширению эксперимента. Возможно, в каждом регионе ведомственным приказом будет определено несколько школ для участия в ЕГЭ по разным предметам – по аналогиии со схемой эксперимента по обновлению содержания и структуры общего образования.
В ходе эксперимента планируется провести научный мониторинг.
На осень намечены межрегиональное совещание, коллегия Министерства, парламентские слушания, посвященные обсуждению результатов ЕГЭ.
Эксперимент станет испытанием не только для детей, но также для школьных и вузовских педагогов, руководителей органов управления образованием, и прежде всего Минобразования, которому придется держать отчет перед правительством. ЕГЭ не оставляет его организаторам права на ошибку.

МНЕНИЯ И ПРОГНОЗЫ

В. ХЛЕБНИКОВ,
директор Центра тестирования при Минобразования:

– Думаю, что, несмотря на все трудности, эксперимент по ЕГЭ будет проведен успешно.
В пилотных регионах я убедился в технической и организационной подготовленности и деловом настрое организаторов. Несогласие и недовольство выражают единицы. В основном это директора школ. Причина их неприятия психологическая: инерция, страх перед новым. Они еще не могут привыкнуть к мысли о том, что выходят на индустриальный метод оценки учебных достижений. Они считают, что это возможно лишь при непосредственном общении педагога и ученика.

Ефим КОГАН,
начальник Главного управления образованием Самарской области:

– Всем нам понятно, что ЕГЭ, как бы плох он сегодня ни был, существенно лучше традиционного. Все отработается со временем.

Владимир СЕМИН,
главный ученый секретарь Российского союза ректоров:

– Мы за проведение поэтапного эксперимента и всенародное обсуждение его итогов. Подходить к организации таких экспериментов надо вдумчиво и тщательно, потому что ошибки в образовании могут оказаться фатальными для общества.

Анатолий ЧУРИН,
начальник Департамента образования Кировской области:

– Сама идея ЕГЭ очень правильная и своевременная, прежде всего с гуманной точки зрения. Двойная нагрузка на детей: сначала необходимость сдавать выпускные школьные, затем вступительные вузовские экзамены – недопустима. Но однозначно поддерживая единый экзамен как способ облегчения участи выпускника, мы пока не видим эффективных механизмов его реализации. Остаются нерешенными многие вопросы. Например, все ли школьники будут пересдавать ЕГЭ в случае неудачи? Настойчивые будут пытаться сделать это несколько раз, а все остальные окажутся за бортом, без шансов продолжить образование. Другая опасность состоит в том, что старшеклассники будут усиленно заниматься лишь по тем предметам, которые они будут сдавать по системе ЕГЭ. А мы ратуем за всестороннее развитие личности, за широту кругозора и учебных интересов.
Надо опробовать разные технологии проведения единого экзамена, чтобы появилась возможность выбирать лучшие из них.
В настоящее время не все вузы Кировской области согласны засчитывать свидетельства по ЕГЭ.

Подготовила
Ольга ДАШКОВСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru