В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО НИКОГО НЕ ЛОМАЛО ЧЕРЕЗ
КОЛЕНО
Интервью первого заместителя министра
финансов РФ Алексея УЛЮКАЕВА СТРАНЕ.RU.
– Минфин готовил программу
развития бюджетного федерализма на период до 2005
года, опираясь на экономическую стратегию
страны. Есть ли принципиальные различия с
документом, подготовленным Минэкономразвития?
– Принципиальных различий нет, потому что в
рамках подготовки экономической стратегии мы
совместно работали с Министерством
экономического развития и торговли. И раздел
межбюджетных отношений, который есть в
среднесрочной программе правительства и в плане
действий (этот план, кстати говоря, через неделю
тоже будет обсуждаться на правительственном
уровне), подготовлен с учетом и на базе программы
бюджетного федерализма. Принципиальных
разногласий здесь нет.
– Обсуждалась ли эта программа с регионами?
Не могут ли представители регионов задержать
проведение законодательной работы, необходимой
для реализации программы?
– Да, конечно, у нас есть механизм для такого
обсуждения. Есть трехсторонняя комиссия, она
существует с 1998 года. За три года прошло 16
заседаний трехсторонней комиссии, на которой
обсуждалось всё связанное с межбюджетными
отношениями. И на них принимались решения – вот
что самое интересное. Не просто выпустили пар,
поговорили и разошлись, а потом правительство
делает все по-своему, ломает всех через колено.
Нет. На обсуждениях фактически закладывается
основа для принятия решения. На мой взгляд, это
очень интересный институт согласованной работы
законодателей и представителей регионов,
которая приводит к тому, что сейчас эта проблема
становится все менее конфликтной и все более
конструктивной.
Еще существует минфиновская рабочая группа, куда
входят и представители департаментов финансов
территорий, с которыми мы постоянно работаем. И
есть рабочая группа, куда входят председатели
Госдумы, Совета Федерации, члены правительства,
– более высокая. И обе эти группы – действующие.
– Поясните, пожалуйста, принципы деления
доходов между уровнями бюджета. Речь идет уже не
о деньгах, а только о видах налогов? Или деньги
все-таки тоже будут делиться?
– Будет и то и другое. Важно закрепить налоги за
определенными уровнями. Но пока этого нельзя
сделать исходя из того, что если мы, например,
решим, что подоходный налог с граждан будет
муниципальным, то это будет означать, что в одних
муниципалитетах образуются слишком большие
доходы, а в других – слишком маленькие. На
переходный период мы создаем нормативы, по
которым распределяются средства, поступающие по
этому налогу, – столько-то и столько-то процентов
субъекту Федерации и муниципальному
образованию. И то же самое по налогу на прибыль.
– А какая судьба у федерального фонда помощи
регионам?
– Этот фонд показал свою эффективность. Это
очень хорошо работающий механизм, действующий по
нормативному признаку, объективизирующий
потребности регионов, и он будет работать в
дальнейшем. Более того, другие существующие
фонды мы тоже собираемся выводить на методики
распределения, сходные в принципиальных
позициях с тем, как это осуществляется фондом
финансовой поддержки.
– Расскажите, пожалуйста, какие проблемы
возникают в связи с созданием в будущем году
стабилизационного фонда?
– Никаких проблем с ним нет, кроме проблем
методологических: как учитываться будут
средства, поступающие в фонд, как они будут
расходоваться, какие для этого должны быть
порядки и т.д. Это довольно большая
методологическая работа. А параметры будут
определяться исходя из разницы между
консервативным прогнозом мировых цен на нефть и
оптимальным прогнозом. Мы исходим из цены на
нефть 17 долларов за баррель. Это уровень, на
котором мы строим расчет. Все, что выше этого
уровня, пойдет в стабилизационный фонд.
Мы предполагаем, что в следующем году объем этого
фонда будет довольно существенным.
Нина САВВИНА