Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2001

Архив

В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИКОГО НЕ ЛОМАЛО ЧЕРЕЗ КОЛЕНО

Интервью первого заместителя министра финансов РФ Алексея УЛЮКАЕВА СТРАНЕ.RU.

– Минфин готовил программу развития бюджетного федерализма на период до 2005 года, опираясь на экономическую стратегию страны. Есть ли принципиальные различия с документом, подготовленным Минэкономразвития?
– Принципиальных различий нет, потому что в рамках подготовки экономической стратегии мы совместно работали с Министерством экономического развития и торговли. И раздел межбюджетных отношений, который есть в среднесрочной программе правительства и в плане действий (этот план, кстати говоря, через неделю тоже будет обсуждаться на правительственном уровне), подготовлен с учетом и на базе программы бюджетного федерализма. Принципиальных разногласий здесь нет.
– Обсуждалась ли эта программа с регионами? Не могут ли представители регионов задержать проведение законодательной работы, необходимой для реализации программы?
– Да, конечно, у нас есть механизм для такого обсуждения. Есть трехсторонняя комиссия, она существует с 1998 года. За три года прошло 16 заседаний трехсторонней комиссии, на которой обсуждалось всё связанное с межбюджетными отношениями. И на них принимались решения – вот что самое интересное. Не просто выпустили пар, поговорили и разошлись, а потом правительство делает все по-своему, ломает всех через колено. Нет. На обсуждениях фактически закладывается основа для принятия решения. На мой взгляд, это очень интересный институт согласованной работы законодателей и представителей регионов, которая приводит к тому, что сейчас эта проблема становится все менее конфликтной и все более конструктивной.
Еще существует минфиновская рабочая группа, куда входят и представители департаментов финансов территорий, с которыми мы постоянно работаем. И есть рабочая группа, куда входят председатели Госдумы, Совета Федерации, члены правительства, – более высокая. И обе эти группы – действующие.
– Поясните, пожалуйста, принципы деления доходов между уровнями бюджета. Речь идет уже не о деньгах, а только о видах налогов? Или деньги все-таки тоже будут делиться?
– Будет и то и другое. Важно закрепить налоги за определенными уровнями. Но пока этого нельзя сделать исходя из того, что если мы, например, решим, что подоходный налог с граждан будет муниципальным, то это будет означать, что в одних муниципалитетах образуются слишком большие доходы, а в других – слишком маленькие. На переходный период мы создаем нормативы, по которым распределяются средства, поступающие по этому налогу, – столько-то и столько-то процентов субъекту Федерации и муниципальному образованию. И то же самое по налогу на прибыль.
– А какая судьба у федерального фонда помощи регионам?
– Этот фонд показал свою эффективность. Это очень хорошо работающий механизм, действующий по нормативному признаку, объективизирующий потребности регионов, и он будет работать в дальнейшем. Более того, другие существующие фонды мы тоже собираемся выводить на методики распределения, сходные в принципиальных позициях с тем, как это осуществляется фондом финансовой поддержки.
– Расскажите, пожалуйста, какие проблемы возникают в связи с созданием в будущем году стабилизационного фонда?
– Никаких проблем с ним нет, кроме проблем методологических: как учитываться будут средства, поступающие в фонд, как они будут расходоваться, какие для этого должны быть порядки и т.д. Это довольно большая методологическая работа. А параметры будут определяться исходя из разницы между консервативным прогнозом мировых цен на нефть и оптимальным прогнозом. Мы исходим из цены на нефть 17 долларов за баррель. Это уровень, на котором мы строим расчет. Все, что выше этого уровня, пойдет в стабилизационный фонд.
Мы предполагаем, что в следующем году объем этого фонда будет довольно существенным.

Нина САВВИНА

Рейтинг@Mail.ru