ПРОГНОЗ
МОДЕРНИЗАЦИЯ БЕЗ РЕФОРМЫ
Александр АДАМСКИЙ
Потеря темпа – смена курса?
После заявления М. Касьянова о
корректировке состава правительства в каждой
сфере начались обсуждения перспектив.
“Корректировка” правительства – это возможная
смена руководства отрасли. Как правило, такая
смена влечет за собой не только изменение правил
бюрократического управления, но и смену
направлений финансовых потоков, смену
приоритетов ведомственной политики. Так или
иначе, такая смена может коснуться каждого
работника отрасли. А в нашем случае – и каждого
гражданина.
Поэтому чем ближе конец мая, тем активнее
обсуждают эксперты и аналитики последствия
возможных перестановок и назначений. Оказалось,
что помимо интереса к персонам, могущим занять
кресло министра в той или иной отрасли, такой
анализ дает возможность представить себе
различные варианты направлений развития событий
в отрасли.
И становится не таким уж важным, кто именно
станет (или останется) во главе ведомства, но
каковы вообще перспективы перемен. Есть ли они?
Какого типа решение – и на каких основаниях –
может быть принято в русле “корректировки”
курса? Чем вообще может быть обусловлена эта
“корректировка”?
Например, в образовании...
Вариант № 1
Политическое решение
Наша газета уже не раз писала о том, что в
рамках демилитаризации кабинета министров
решение о кадровых изменениях в правительстве
может быть принято на основе принципа
политического руководства ведомствами. И хотя
очевидно, что назвать штатским нынешнего
министра обороны С. Иванова можно лишь условно,
сама по себе тенденция замены
внутриведомственных выдвиженцев на
политических представителей президента – так же
очевидна, как и очевидна бесперспективность
реформы отдельных отраслей, если во главе их
стоят “специалисты” (на самом деле –
представители правящей бюрократии),
представляющие интересы той или иной части
отраслевой корпорации. Будь то транспорт,
сельское хозяйство или образование.
Кроме того, предложение представителю (движению)
или даже лидеру какой-либо политической партии
возглавить, например, министерство образования,
является безусловно знаковым и проявляет
намерение президента действовать в социальной
сфере в том ли ином направлении. Что имеется в
виду?
Понятно, что лидеры – первые лица крупных партий
– на пост министра образования не согласятся (по
старой советской привычке считая школу чем-то
второстепенным), но своих видных представителей
делегировать могут.
Если, например, президент сделает такое
предложение Г. Зюганову, это будет означать
скорее всего, что социальная политика в России в
ближайшее время станет более социалистической,
доминировать будут принципы государственного
патернализма. Для правительства это будет
большим осложнением, потому что
министр-коммунист (скорее всего им может стать
председатель Комитета по образованию и науке
И. Мельников) мгновенно займет сильную позицию в
кабинете и станет набирать очки
систематическими предложениями по увеличению
финансирования системы образования.
При этом определенные направления модернизации
будут свернуты в одночасье: единый экзамен, ГИФО,
переход в статус организации, возможно – 12-летка.
И будет пересмотрена концепция экономики
образования в сторону еще большей централизации.
Скорее всего государственное регулирование в
области образования станет усиливаться, как и
централизация управления системой.
Вполне возможно, что президент сделает
противоположный ход: сделает такое предложение
Борису Немцову, лидеру Союза правых сил, или
Григорию Явлинскому, лидеру «Яблока». И в том и в
другом случае это будет означать, что высшее
руководство государства приняло решение о
либеральном развитии системы образования. Самой
сильной фигурой при таком повороте событий может
оказаться Ирина Хакамада, наиболее активная в
последнее время на поле образовательной
политики представительница либералов, сделавшая
ряд заявлений, показывающих ее
заинтересованность в развитии этой сферы.
В любом случае приход
либерально-консервативного политика в
руководство ведомством внесет самые сильные
изменения в образовательную политику. Прежде
всего – в экономике образования. Довольно быстро
появится и будет активно продвигаться пакет
законопроектов по нормативному финансированию
и, с другой стороны, будет продвинута идея
рамочных стандартов и переход на федеральное
обеспечение заработной платы учителям.
При этом, если представитель левого
политического спектра, возможно, будет усиливать
государственный контроль за содержанием учебных
предметов и инспекционный контроль их освоения,
то политики либерально-консервативного толка
скорее всего будут усиливать роль школ и
местного сообщества в регулировании качества
образования.
Общим для левого и либерально-консервативного
политика на посту министра образования станет
остановка перехода на 12-летку, если судить об
этом по их общей позиции на парламентских
слушаниях, посвященных 12-летке.
Другие варианты политического решения
президента по отношению к системе образования
маловероятны. Конечно, в порядке бреда можно
предположить появление «соколов Жириновского»
на Люсиновской или на Чистых прудах, но такое
экзотическое решение будет слишком дурным
знаком – чур меня, чур ...
А что касается политического центра, то там нет
яркого политика, способного выполнить роль
знаковой фигуры – представителя президента.
Разве что Евгений Максимович Примаков захочет
обогатить свою биографию службой на посту
министра образования... Никого другого, кто хотя
бы как-то проявлял свой интерес к образованию,
там нет. Да и ясной политической платформы
относительно этого направления в центре
политического спектра до сих пор не заявлено.
А жаль: центристская политическая позиция по
отношению к системе образования для президента и
для общества была бы, возможно, наиболее
привлекательной.
... Насколько велика вероятность принятия
политического решения относительно
образовательного ведомства?
Видимого интереса к этой идее во время встречи с
депутатами фракции СПС президент не проявил. С
другой стороны, в Госсовете создана рабочая
группа по реформе образования, заявлено, что ее
задачей является создание общего плана реформы,
– это означает, что наработки правительства
Госсовет (президент?) считает недостаточными.
...И все же большинство экспертов сходятся на том,
что назначение политического деятеля в
ведомство образования – маловероятно, по
крайней мере в ближайшее время.
Вариант № 2
Прагматическое решение
Государство никак не может определить
роль, которую, с его точки зрения, может занимать
система образования в стратегии развития России.
Теория человеческого капитала на местах легко
превращается в систему подготовки кадров для
производства и региональных нужд. А бесконечные,
но маленькие вливания средств в систему
образования – при крайне неэффективной схеме
прохождения финансовых потоков – оказываются
безрезультатными. Единая тарифная сетка мертвым
грузом лежит на социальной сфере и не дает
никакой возможности маневрировать с зарплатой
учителей и врачей порознь, а окончательно
дискредитировавшая себя система трансфертов
сводит на “нет” собственно идею повышения
уровня финансирования образования из центра.
При этом формальная принадлежность школ к
муниципалитетам и фактическая неспособность
подавляющего большинства местных органов
самоуправления содержать школы создает
тупиковую и двусмысленную ситуацию с точки
зрения права. Субсидиарная ответственность
оказывается невозможной, вопросы собственности
запутаны окончательно. В одних территориях
учредителем школ являются органы управления
образованием, в других – комитеты по имуществу ...
Всем очевидно, что нужна радикальная прочистка
финансовых потоков и наведение порядка в базовых
нормах права. Тем более что сама система
начисления заработной платы работникам
образования безнадежно устарела, а контрактная
система юридически невозможна. То есть
устройство системы образования таково, что
перемены в ней просто невозможны. А конфликт
интересов главных игроков внутри ведомства не
позволяет провести радикальные изменения в
самом устройстве. Такие изменения может провести
только тот, кто не входит ни в одну из
конфликтующих групп и имеет мандат доверия
высших органов власти.
Кто может претендовать на такую позицию?
Если использовать тот же метод анализа, что и при
разборе первого варианта, то есть обсуждать не
кандидатуры, а институты, могущие делегировать
своих представителей для решения задачи, то
вариантов не много.
Первый – представитель центра
Г. Грефа. Стратегия модернизации образования в
русле общей стратегии модернизации государства
по Грефу. Очевидным представителем в таком
случае может быть Я. Кузьминов, идеолог и
разработчик стратегии модернизации системы
образования. Но, судя по тому, что такое развитие
событий уже давно могло произойти и не произошло,
– по каким-то причинам такой ход представляется
маловероятным.
Другие варианты прагматического решения –
делегирование в образовательное ведомство
кого-то из региональных лидеров. Прецеденты есть.
Последний – правда, по весьма специфической
причине – назначение Е. Наздратенко на пост
министра с должности губернатора Приморского
края. Среди губернаторов есть политики, глубоко
разбирающиеся в проблематике образования, а
знание реальной ситуации с прохождением
финансовых потоков из центра в регионы сможет
помочь им выполнить задачу по прочистке денежных
маршрутов.
Такие губернаторы – это, например, В. Кресс из
Томска, а также набирающий политический вес С.
Катанандов из Карелии.
С нашей точки зрения, наиболее эффективным, но, к
сожалению, маловероятным был бы выбор
“прагматического” кандидата из бизнеса.
Для модернизации управления системой
образования необходим свежий, незашоренный
взгляд менеджера, привыкшего иметь дело с
четкими параметрами эффективности. А выбор
содержания образования и развитие качества
образования – с этим педагогическое сообщество
справится само, были бы условия. Вот условия
образовательной деятельности – главная задача.
А также ориентиры образовательной политики,
которые тоже можно разрабатывать силами
общественных образовательных институтов,
которых, кстати говоря, пока нет.
Назвать кого-то из представителей крупного
бизнеса в качестве кандидата на пост
руководителя нашего ведомства мы не можем – нет
никаких данных.
...Прагматический вариант принятия решения по
“корректировке” руководства ведомства, с точки
зрения экспертов, более вероятен, чем
политический. Но камнем преткновения здесь может
стать нежелание самих кандидатов идти на
должность руководителя несчастного и
запущенного ведомства. И кадры из окружения
Грефа, и губернаторы, нынешние или бывшие, и тем
более крупные бизнесмены просто не захотят
рисковать своей репутацией.
Вариант № 3
Внутриведомственные перестановки
Традиционным и самым неэффективным
способом “корректировки” может стать
внутриведомственная рокировка.
Движение «замов», или привлечение кого-то из
региональных начальников управлений
образования, или назначение очередного ректора,
или пересаживание руководителя академической
структуры в кресло министра – все эти
перемещения выглядят весьма вероятными и
ожидаемыми, но никакого результата, по мнению
большинства экспертов, с которыми мы обсуждали
эту тему, не принесут.
Можно сколько угодно тасовать
внутриведомственную колоду, менять одного
ректора на другого – в любом случае это будет
победа одной группы внутриведомственных
интересов над другой. Сейчас очевидна победа
интересов высшей школы над школой, ведомственной
бюрократии – над инновационным движением в
образовании. Региональные интересы выражены
слабо, а начальное профессиональное образование
вообще в загоне. Зато сильно лоббируется интерес
академической педагогической науки, основного
подрядчика в разработке концепции и содержания
образования при переходе на 12-летку. Изменение
этого соотношения в принципе ничего не меняет –
корпоративная логика управления системой
сохранится.
...Поэтому, хотя внутриведомственные передвижки и
выглядят наиболее привычными, смысла в них нет
никакого. Весьма вероятны и абсолютно
неэффективны.
Вариант № 4
Без перемен
“Корректировка” правительства может и
не коснуться образовательного ведомства.
Судя по всему, это наиболее вероятно. С
формальной точки зрения, работа в ведомстве
ведется немалая. Есть чем отчитаться, и особых
катаклизмов не происходит.
Сигналы, которые доходят до президента по
каналам аппарата правительства и из регионов, –
позитивные для нынешнего руководства
ведомством.
К тому же особых политических претензий к
системе нет.
Как выразился один из весьма осведомленных
экспертов: “Снимать министра образования никто
не собирается”.
Некоторое беспокойство вызывает создание группы
в Госсовете, но, судя по активным контактам
руководства ведомства и карельского
руководителя, возглавляющего группу, эта точка
напряжения может оказаться не такой уж и опасной.
Конфликты с ректорским корпусом сняты, отношения
с думским комитетом – налажены, связи с
регионами – отработаны, аппарат – работает... Что
еще нужно?
Тактика перемен выбрана довольно грамотно:
модернизация без реформы. Днище корабля требует
очистки, но курс и, главное, сам корабль менять
никто не собирается.
А любые изменения в руководстве – потеря темпа. А
значит, как учил классик, смена курса?
Нет, скорее всего корректировка правительства
нашего ведомства не коснется, ближайшие месяцы
будем плыть дальше в том же направлении –
модернизация без реформы.
Следующий акт развития ситуации – уже осенью,
когда станет известным результат эксперимента
по единому экзамену и начнется широкомасштабный
эксперимент по содержанию образования.
Но и тогда особых поводов для тревоги не будет –
работа ведется, все идет по плану: модернизация
движется, к тому же без реформ.
Что еще нужно?
А
может, Евгений Максимович Примаков захочет
обогатить свою биографию службой на посту
министра образования?
|
Ярослав
Кузьминов – идеолог и разработчик стратегии
модернизации системы образования
|
В
порядке бреда можно предположить появление
Жириновского на Люсиновской, но такое
экзотическое решение будет дурным знаком
|
Среди
губернаторов есть политики, глубоко
разбирающиеся в проблематике образования.
Например, В. Кресс из Томска
|