ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ПОИСКИ
ШКОЛА НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
По традиции на семинаре выступили с
лекциями известные ученые и педагоги. Особый
интерес у собравшихся вызвало выступление
директора московской школы-комплекса № 109,
члена-корреспондента РАО Евгения ЯМБУРГА на тему
«Новая парадигма образования».
Может ли образование стать способом
профилактики межнациональных и
межконфессиональных конфликтов? С такого
вопроса начал свою лекцию известный педагог и
ученый.
Он попытался проанализировать причины
человеческой жестокости, нетерпимости,
вызывавших кровавые войны, число которых не
убывало, а даже увеличивалось от столетия к
столетию, несмотря на растущий уровень
цивилизации и образованности людей. Более того,
самые разные факты свидетельствуют о том, что
уровень образования сам по себе не является
гарантией нравственного поведения. Например,
кампучийский диктатор Пол Пот, замучивший тысячи
безвинных людей, был выпускником... Сорбонны.
Вывод напрашивается один: школы ХХI века
нуждаются в принципиально новой педагогической
системе.
Сегодня у всех на устах словосочетание «качество
образования», точнее «качество обучения», под
которым подразумевается комплекс ЗУНов, в том
числе свободное владение иностранными языками,
информационными технологиями. Воспитание
человека умелого и мобильного возможно
осуществить средствами традиционной ЗУНовской
педагогики, приправленной новыми методиками. Но
это лишь одна из целей образования. Вторая,
гораздо более важная, – воспитать духовную
личность, а это подвластно лишь
культурно-исторической педагогике, которую
игнорировали в массовой советской, а теперь и в
российской школе на протяжении последних
нескольких десятилетий. Вместе с тем слово
«духовность» сегодня поминают всуе все кому не
лень, спекулируя на этом понятии и тем самым
превращая его в пустышку. Но если внимательно
разобраться, все трагедии ХХ века связаны с
тоталитарным сознанием, носители и проповедники
которого отождествляют свободу с анархией и
считают, что все наши несчастья – из-за
чрезмерной свободы.
Однако культурно-историческая педагогика может
развиваться только в условиях свободы. Это не
означает, что ее ростки не пробивались в
творчестве передовых советских педагогов:
многие из них еще в те глухие времена стремились
привить уважение к личности, а это – главная
ценностная установка культурно-исторической
педагогики и гражданского общества.
В то же время целые поколения советских граждан
воспитывались на примере подвигов, часто
сводящих на нет ценность человеческой жизни
(вспомним героев, которые спасали трактора и
другую сельхозтехнику ценой своей жизни, в то
время как эта самая техника ржавела на колхозных
полях).
Одна из задач культурно-исторической педагогики
– преодолеть антропоцентризм, то есть чрезмерно
преувеличенное представление о человеческих
возможностях.
На каких ценностях воспитывать юное поколение?
Это самый острый вопрос.
С одной стороны, ХХ век продемонстрировал крах
атеистической морали и безрелигиозного
гуманизма, с другой – еще более очевидна истина о
том, что школа должна остаться светской,
внеконфессиональной.
В своей книге «Школа на пути к свободе» Евгений
Александрович перечислил 9 признаков духовного
бешенства, среди которых признание монополии на
истину и деление окружающих на «своих» и «чужих»
являются характерными чертами религиозного
сознания.
Это необходимо ясно понимать сегодня, когда
некоторые представители православной церкви при
поддержке известных деятелей образования, в том
числе президента РАО Н. Никандрова и ректора МГУ
В. Садовничего, а также «отдельно взятых»
депутатов, настаивают на обязательном изучении
религии в школе (имеются в виду все традиционные
конфессии). Однако даже при таком, на первый
взгляд демократичном раскладе разделение
учащихся неизбежно, впрочем, как неизбежна и
утрата всякого интереса к вероучению, если за это
будут ставить оценки, как предлагают особо
ретивые деятели.
Уже готовятся соответствующие поправки в Законы
«Об образовании» и «О свободе совести». Не
потонет ли голос разума в истерическом крике
кликуш?
Чтобы этого не произошло, Евгений Ямбург
призывает в школах учить детей искусству диалога
и умению жить, как он выразился, «на перекрестке
открытых вопросов». В жизни таких вопросов будет
предостаточно, и каждый человек должен сам
решить, когда ему взять в руки меч, а когда
подставить щеку для удара.