Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2001

Архив

ВСТРЕЧА

Александр КИСЕЛЕВ:

"НЕТ ФЭПов ПЕРВОГО И ВТОРОГО СОРТА,
А ЕСТЬ ОДНА СЕМЬЯ"

Острые вопросы были сняты в острой обстановке

Встреча первого заместителя министра образования России Александра КИСЕЛЕВА с участниками «эвриканского» сбора планировалась, но не гарантировалась – в день коллегии из министерства не так просто вырваться. Приятным сюрпризом стало то, что четким распорядком этого дня замминистра пожертвовал и все-таки приехал к тем, кто по-настоящему мог оценить всю важность прояснения вопросов, связанных с сегодняшним положением инновационных образовательных учреждений.Приводим краткое изложение этой встречи.

Александр Киселев: – Уважаемые коллеги! Вряд ли сегодня стоит делать привычный доклад о работе министерства. Я затрону лишь некоторые моменты, имеющие отношение к федеральным площадкам.
Насколько мне известно, большинство из здесь собравшихся волнует тема деления ФЭПов на виды. Все знают, что в законодательном порядке организован широкомасштабный эксперимент по обновлению и модернизации содержания образования. Так вот, федеральные площадки, так скажем, первого вида будут отрабатывать методики и рекомендации, разработанные министерством и Российской академией образования. Другими словами, они будут получать заказ «сверху».
Но должны идти и процессы «снизу». И как раз «выращивать» новые формы учебного процесса, создавать другой уклад школы и т. д. будут ФЭПы второго вида.
Если соединить эти два потока, то получится полноводная река, которая позволит выйти на новые рубежи, мы будем вместе организовывать инновационное движение. А теперь, коллеги, я готов ответить на вопросы, которые вы зададите.
Михаил Богуславский (эксперт сети ФЭП): – Александр Федотович, мы с вами оба историки (вместе учились) и видим следующую тенденцию: вместо живых явлений, выросших снизу, пытаются породить искусственные плоды. Вот выросла живая сеть ФЭП. Она имеет Совет. Легко говорить: к сети нет вопросов, давайте только и сделаем, что заменим несколько человек в управлении. Или то же самое сделаем с экспертами. Мы, безусловно, за государственные интересы, но таким образом не произойдет ли удушение в объятиях?
Киселев: – Между прочим, в объятиях задушить сложнее, чем нанести поражение в бою, – говорю как бывший спортсмен. Ломать сложную систему мы не будем, не будем разгонять и экспертов. Ни один чиновник не сможет экспортировать проекты так, как вы. Ваши опасения я понимаю и, будь на вашем месте, сам бы задал этот вопрос.
Александр Мелик-Пашаев (эксперт сети ФЭП): – Что главного вы можете выделить в содержании широкомасштабного эксперимента, о котором сегодня уже говорили?
Киселев: – Первое – повышение качества образования. Второе: я глубоко убежден, что ученику не столько нужно дать знания, сколько пробудить в нем мотив к самосовершенствованию, учитывая его способности и интересы.
Третье – освобождение учеников от второстепенного материала.
И, конечно, нельзя не сказать о единстве образования и воспитания. Школа должна быть в большей степени «школой сердца и души», нежели «школой ума», как это было. Добро, любовь и радость общения – очень важные вещи. Известно, что дети – наше будущее, но не перекладываем ли мы ответственность за будущее Отечества на плечи детей? Надо помнить: завтрашний день создается сегодня и только нами – взрослыми.
Елена Хилтунен (эксперт сети ФЭП): – Итак, будет два вида ФЭПов. Площадки первого вида (от государства, так скажем) будут искать среди ныне существующих?
Киселев: – По постановлению Правительства РФ школ этой разновидности – 2500. Не все они вышли из уже сложившейся сети ФЭП. Но, чтобы привлечь инновационный опыт, мы просим помочь увидеть то, чего не видно из окна кабинета чиновника или ученого. Поймите, нет ФЭПов первого и второго сорта, а есть одна сеть, и революции никто не хочет!
Валентина Харитонова (гимназия № 56, г. Ижевск): – А кем будут отбираться школы в экспериментальные площадки первого типа?
Киселев: – Органами управления образования и, в частности, Российской академией образования.
Харитонова: – У РАО есть свои экспериментальные школы. Наверное, их и выберут?
Киселев: – У нее их только 18, а других нет. Отбором будут заниматься психологи, физиологи и педагоги РАО.
Наталья Потницева (учебный развивающий центр «Лицей», г. Серов, Свердловская область): – Как обстоит дело с иностранными инвестициями в российское образование?
Киселев: – Заграница нам поможет?.. Есть средства Мирового банка, но это заем, и очень скромный, несопоставимый с реальными затратами. Инвестициями же занимается блок международного сотрудничества нашего министерства.
Надежда Борисова (Образовательный центр социально-культурной деятельности, г. Рязань): – Наш центр, с трехгодичным статусом ФЭП, имеет поддержку Минобразования и РАО, но только не муниципальную или региональную.
Киселев: – Как раз сегодня на коллегии обсуждалась проблема негосударственных школ. И мы подчеркиваем: нельзя душить самостоятельные образовательные учреждения. Мы поддерживаем все, кроме халтуры. А по вашему делу я позвоню прямо Канунникову (начальнику Управления по делам образования, науки и молодежной политики администрации Рязанской области. – Прим. «УШ»).
Сергей Курганов (эксперт сети ФЭП): – Как эксперты мы старались очень жестко подходить к проектам – искали реальную новизну. Кто теперь этим будет этим заниматься?
Киселев: – Я уже сказал – давайте работать вместе. Или хотите по приказу быть нашими? Давайте обсудим – будете передо мной отчитываться! Или вам все-таки не хочется жестких инструкций?!
От редакции. Встреча прошла и эмоционально, и содержательно. Первый заместитель министра А.Киселев подтвердил свою позицию – сотрудничать с сетью авторских инновационных экспериментальных площадок. Остается дождаться утвержденного нового «Положения о ФЭП» и убедиться, что эти намерения там зафиксированы официально.

Рейтинг@Mail.ru