Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2001

Архив

ВЗГЛЯД

ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ

(Извлечения)

Ключевой вопрос любой власти — это доверие граждан государству. Степень этого доверия напрямую определяется тем, как оно защищает своих граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников. Однако ни орган законодательной и исполнительной власти, ни суд, ни правоохранительные структуры здесь еще не дорабатывают. В результате — нарушаются права и интересы граждан, подрывается авторитет власти в целом.
В сфере предоставления социальных услуг особенно нужна эффективность, прозрачность и четкость. Каждый гражданин нашей страны должен точно знать, что именно он имеет право бесплатно получить от федеральной власти — что от региональной, а за что — должен заплатить сам. И точно так же — за органами власти всех уровней должны быть закреплены сферы их ответственности.
В соответствии с этим принципом следует перейти от сметного финансирования организаций к финансированию устанавливаемого государственного заказа. И, что не менее важно, создать условия для конкуренции между всеми — и государственными, и негосударственными организациями — за саму возможность оказания социальных услуг.
Одной из сфер, где следует расширять действие экономических механизмов, является образование. В него постоянно вовлечено более четверти населения страны. С одной стороны, это – много. С другой стороны, совершенно недостаточно. Темпы развития современной экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному – в течение всей жизни – образованию.
Считаю, что должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий – это не просто социальная сфера. Это – вложение средств в будущее страны, в котором участвуют компании и общественные организации, все граждане без исключения, все заинтересованные в качественном образовании наших детей.
Образование не может ориентироваться только на бюджетное распределение ресурсов. Внебюджетное финансирование учреждений образования (другими словами – плата за обучение, скажем об этом прямо) во многих случаях стало нормой жизни. Однако этот рынок остается непрозрачным. Это – нелегальный рынок. Директора школ используют его на свой страх и риск. Официальная “бесплатность” образования при его фактической, но скрытой платности развращает и учеников, и преподавателей.
Мы должны четко разграничивать сферу бесплатного образования, сделав доступ к нему справедливым и гарантированным, – и платного, дав ему адекватную правовую основу.
Поэтому задача этого года – разработать государственные образовательные стандарты. Они должны стать основой для последующего введения нормативного подушевого финансирования предоставляемых образовательных услуг. Одновременно – в целях повышения качества образования – следует сформировать независимую систему аттестации и контроля качества образования.
И, разумеется, не менее важная задача – повысить доступность образования для учащихся из малообеспеченных семей путем выделения и введения адресных социальных стипендий.
Важнейшей частью бюджетной системы страны являются бюджеты муниципальных образований. Именно здесь, и в первую очередь — на уровне административных единиц — органы местного самоуправления часто осуществляют функции органов государственного управления. По факту это так. Именно здесь идет борьба между региональными администрациями и органами самоуправления, между мэрами и главами регионов. В основном — это «конфликты бюджетов», в результате которых средства бюджетов всех уровней далеко не всегда используются эффективно и по назначению. Из этого же проистекают проблемы экономической и политической нестабильности в отдельных регионах России.

Владимир ПУТИН
3 апреля 2001 года
Москва, Кремль


Как вы оцениваете сказанное президентом об образовании?

Александр Машкович,
директор Политехнического лицея № 27,
г. Улан-Удэ:

– У меня появилось много вопросов и сомнений после послания президента. Я, например, не уверен в целесообразности принятия стандартов образования. Но больше всего меня волнует ситуация с инновационным движением. Что будет дальше с сетью ФЭП? Надеюсь, что это было не последнее слово нашего президента об образовании.

Людмила Долгова,
директор школы «Эврика – Развитие»,
г. Томск:

– Мне кажется, что в послании не много места было уделено образованию. И это не добавило мне оптимизма.

Сергей Баранников,
учредитель негосударственной гимназии «Росток», г. Анапа:

– Послание – как президент: все красиво и правильно. Но как это будет реализовываться в жизни – не понятно.

Татьяна Данилина,
директор Центра развития ребенка,
г. Москва:

– Я не согласна, что все образовательные учреждения должны перейти на финансовую самостоятельность. Это приведет к платному образованию в стране, что совершенно недопустимо. И переходить на 12-летнее обучение тоже нельзя. Нашим детям это не подходит.

Подготовила Ольга Иваница


Министерство образования Российской Федерации
02.04.2001 № 111/21-11

Руководителям органов управления
образования субъектов Российской Федерации

В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 марта 2001 года № 1128 «О присвоении статуса федеральной экспериментальной площадки образовательным учреждениям – победителям конкурса культурно-образовательных инициатив 2000 года» Министерство образования Российской Федерации совместно с Советом сети федеральных экспериментальных площадок (ФЭП) и Институтом образовательной политики «Эврика» с целью поддержки и развития инновационной образовательной сети проводит 22 — 25 апреля с.г. учебно-экспертную сессию.
К участию в работе сессии приглашаются авторы культурно-образовательных инициатив следующих категорий:

  • получившие статус ФЭП в 2000 году;

  • подтвердившие статус ФЭП за предыдущие годы;

  • претенденты на статус ФЭП в 2001 году.

Первый заместитель министра А.Ф. Киселев

Рейтинг@Mail.ru