ВЗГЛЯД
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ
СОБРАНИЮ
(Извлечения)
Ключевой
вопрос любой власти — это доверие граждан
государству. Степень этого доверия напрямую
определяется тем, как оно защищает своих граждан
от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников.
Однако ни орган законодательной и
исполнительной власти, ни суд, ни
правоохранительные структуры здесь еще не
дорабатывают. В результате — нарушаются права и
интересы граждан, подрывается авторитет власти в
целом.
В сфере предоставления социальных услуг
особенно нужна эффективность, прозрачность и
четкость. Каждый гражданин нашей страны должен
точно знать, что именно он имеет право бесплатно
получить от федеральной власти — что от
региональной, а за что — должен заплатить сам. И
точно так же — за органами власти всех уровней
должны быть закреплены сферы их ответственности.
В соответствии с этим принципом следует перейти
от сметного финансирования организаций к
финансированию устанавливаемого
государственного заказа. И, что не менее важно,
создать условия для конкуренции между всеми — и
государственными, и негосударственными
организациями — за саму возможность оказания
социальных услуг.
Одной из сфер, где следует расширять действие
экономических механизмов, является образование.
В него постоянно вовлечено более четверти
населения страны. С одной стороны, это – много. С
другой стороны, совершенно недостаточно. Темпы
развития современной экономики, науки,
информационных технологий требуют перехода к
непрерывному – в течение всей жизни –
образованию.
Считаю, что должен быть изменен сам подход к
образованию. В эпоху глобализации и новых
технологий – это не просто социальная сфера. Это
– вложение средств в будущее страны, в котором
участвуют компании и общественные организации,
все граждане без исключения, все
заинтересованные в качественном образовании
наших детей.
Образование не может ориентироваться только на
бюджетное распределение ресурсов. Внебюджетное
финансирование учреждений образования (другими
словами – плата за обучение, скажем об этом
прямо) во многих случаях стало нормой жизни.
Однако этот рынок остается непрозрачным. Это –
нелегальный рынок. Директора школ используют его
на свой страх и риск. Официальная
“бесплатность” образования при его
фактической, но скрытой платности развращает и
учеников, и преподавателей.
Мы должны четко разграничивать сферу
бесплатного образования, сделав доступ к нему
справедливым и гарантированным, – и платного,
дав ему адекватную правовую основу.
Поэтому задача этого года – разработать
государственные образовательные стандарты. Они
должны стать основой для последующего введения
нормативного подушевого финансирования
предоставляемых образовательных услуг.
Одновременно – в целях повышения качества
образования – следует сформировать независимую
систему аттестации и контроля качества
образования.
И, разумеется, не менее важная задача – повысить
доступность образования для учащихся из
малообеспеченных семей путем выделения и
введения адресных социальных стипендий.
Важнейшей частью бюджетной системы страны
являются бюджеты муниципальных образований.
Именно здесь, и в первую очередь — на уровне
административных единиц — органы местного
самоуправления часто осуществляют функции
органов государственного управления. По факту
это так. Именно здесь идет борьба между
региональными администрациями и органами
самоуправления, между мэрами и главами регионов.
В основном — это «конфликты бюджетов», в
результате которых средства бюджетов всех
уровней далеко не всегда используются
эффективно и по назначению. Из этого же
проистекают проблемы экономической и
политической нестабильности в отдельных
регионах России.
Владимир ПУТИН
3 апреля 2001 года
Москва, Кремль
Как вы оцениваете сказанное
президентом об образовании?
Александр Машкович,
директор Политехнического лицея № 27,
г. Улан-Удэ:
– У меня появилось много вопросов и
сомнений после послания президента. Я, например,
не уверен в целесообразности принятия
стандартов образования. Но больше всего меня
волнует ситуация с инновационным движением. Что
будет дальше с сетью ФЭП? Надеюсь, что это было не
последнее слово нашего президента об
образовании.
Людмила Долгова,
директор школы «Эврика – Развитие»,
г. Томск:
– Мне кажется, что в послании не много
места было уделено образованию. И это не добавило
мне оптимизма.
Сергей Баранников,
учредитель негосударственной гимназии «Росток»,
г. Анапа:
– Послание – как президент: все красиво
и правильно. Но как это будет реализовываться в
жизни – не понятно.
Татьяна Данилина,
директор Центра развития ребенка,
г. Москва:
– Я не согласна, что все образовательные
учреждения должны перейти на финансовую
самостоятельность. Это приведет к платному
образованию в стране, что совершенно
недопустимо. И переходить на 12-летнее обучение
тоже нельзя. Нашим детям это не подходит.
Подготовила Ольга Иваница
Министерство образования Российской
Федерации
02.04.2001 № 111/21-11
Руководителям органов управления
образования субъектов Российской Федерации
В соответствии с приказом Министерства
образования Российской Федерации от 22 марта 2001
года № 1128 «О присвоении статуса федеральной
экспериментальной площадки образовательным
учреждениям – победителям конкурса
культурно-образовательных инициатив 2000 года»
Министерство образования Российской Федерации
совместно с Советом сети федеральных
экспериментальных площадок (ФЭП) и Институтом
образовательной политики «Эврика» с целью
поддержки и развития инновационной
образовательной сети проводит 22 — 25 апреля с.г.
учебно-экспертную сессию.
К участию в работе сессии приглашаются авторы
культурно-образовательных инициатив следующих
категорий:
получившие статус ФЭП в 2000 году;
подтвердившие статус ФЭП за предыдущие
годы;
претенденты на статус ФЭП в 2001 году.
Первый заместитель министра А.Ф.
Киселев