ВЗГЛЯД
НАСКОЛЬКО РЕАЛЬНО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО?
Сегодня
можно сказать, что попечительство усилиями
прежде всего директоров школ и организаторов
некоммерческих организаций стало почти обычным
явлением образовательной жизни.
Как ни странно, но импульсом к оживлению
попечительства стали совершенно формальные по
своей сути указ президента России и
постановление правительства, в которых лишь
обозначались необходимость попечительских
советов и контроль за внебюджетными средствами
школ.
Жесткая критика этих документов со стороны
экспертов была абсолютно справедливой. Они
ничего не добавляли к существующей
законодательной базе и даже наоборот – могли
направить попечительство по пути
дополнительного надзирательства за директором и
вообще за расходованием скудных средств.
Одновременно лично я еще раз убедился в том, что
образовательная политика, по крайней мере в
России, – это прежде всего знаковые действия
власти.
Сигналы, которые власти дают на места в отношении
образовательной политики, вызывают гораздо
более острую реакцию, чем прямые указания. Так и
относительно попечительства. Указ президента и
постановление правительства оказались
знаковыми – и руководители образования очень
грамотно этим воспользовались.
И не только образованческие управленцы.
Необходимо признать, что политики, увидевшие в
попечительстве прекрасные возможности для
проявления своих намерений или позиций в области
образования, стараются максимально развить это
направление в своих территориях или в своей
деятельности. И здесь лидерами безусловно
являются два абсолютно разных деятеля –
президент Республики Саха (Якутия) Михаил
Николаев и полномочный представитель президента
в Приволжском федеральном округе Сергей
Кириенко. В Якутии движение попечительства – и
массовое, и результативное и уже готов
законопроект о попечительстве. В Приволжском
округе с помощью Института «Открытое общество»
разрабатываются проект попечительского
движения и экономические условия
попечительства.
На 4-м эвриканском семинаре «Развитие
попечительской деятельности» одной из самых
заметных фигур была депутат якутского
парламента Ульяна Винокурова. Блестящий ученый,
психолог и социолог, опытный и преданный своей
республике политик, она, конечно, прекрасно
понимает, насколько важно для становления
гражданского общества появление массового
движения попечительства именно как института
образовательной политики, а не просто как
организации спонсоров или контролеров за
директором.
При этом важно заметить, что якутское
попечительство развивается как общественное
движение – в партнерстве с ведомством, но
независимо от него. Надо сказать, что во многом
это определяется прямой поддержкой президента
республики. Хотя на первых порах и была опасность
слишком плотной чиновничьей опеки
попечительства в Якутии. Но кажется, там с этой
опасностью справились.
К регионам-лидерам можно отнести Пермскую
область, Красноярский край. В этих территориях
попечительство развивается в основном
стараниями некоммерческих организаций. Можно
сказать, что и в Перми, и в Красноярске уже
накоплен огромный опыт по созданию
попечительских советов и их экономических
институтов и опыт выгодного для спонсоров и
благотворителей пожертвований в пользу
образования.
Итак, первый этап возрождения попечительства –
создание попечительских советов и нормативной
базы для них – пройден. С моей точки зрения, пока
законодательно не определено, что в каждом
учебном заведении должен быть в качестве
управляющего органа попечительский или школьный
совет (прошу заметить – не в качестве
факультативного органа самоуправления, а в
качестве органа управления), пока этого нет,
можно считать, что количество попечительских
советов достигло своего естественного
максимума.
Для дальнейшего развития попечительского
движения этого достаточно. Это моя экспертная
позиция, ни в коем случае не претендующая на
всеобщность. Но я считаю, что те, кому нужен был
попечительский совет, и те, кто нашел влиятельных
и имеющих достаточный ресурс попечителей, свой
совет уже создали. Принуждать остальных опасно.
А следующий шаг – создание движения
попечительства уже как института
образовательной политики. Это гораздо более
сложная работа, она требует прежде всего
просвещения попечителей, вовлечения их в нашу
сложную и запутанную проблематику. 12-летка,
финансовый норматив, единый экзамен, переход в
статус образовательной организации, кадровые
назначения, аттестация, инновационные программы
– во всем этом, извините за непарламентское
выражение, сам черт ногу сломит.
– А вы хотите, чтобы занятые, влиятельные,
солидные люди тратили свое время, чтобы во всем
этом разбираться? – спросит недоверчивый
читатель.
– Представьте себе, не только разбираться, но и
принимать решения! - отвечу я.
У нас нет другого выхода. Общество в лице своих
самых влиятельных представителей должно
вовлечься в школьную проблематику. Либо мы
просто должны поступить, как та лягушка –
помните? – которая попала в банку с молоком и,
отчаявшись, сложила лапки и пошла ко дну. А в это
время другая лягушка отчаянно работала лапками,
и молоко превратилось в густую сметану. И она
выбралась, спаслась.
Так бывает иногда и с людьми. Если много работать
и очень хотеть – все сбывается. Уж я-то знаю.
Александр АДАМСКИЙ