Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2001

Архив

ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ

УРОКИ УСПЕШНОЙ РЕФОРМЫ

Сверим часы

На днях в Москве прошел российско-британский семинар “Национальные образовательные стандарты и равенство образовательных возможностей”, организованный Министерством образования при содействии Национального фонда подготовки кадров и Британского совета в России. В обсуждении с российской стороны приняли участие ученые и директора школ – разработчики важных стратегических документов, в том числе по обновлению содержания образования. С докладами выступили заместитель министра образования Виктор Болотов, руководитель экспертно-аналитического центра Минобразования Олег Лебедев, директор научно-педагогического центра “Образование для всех” Виктор Фирсов. По линии Британского совета были приглашены ведущие эксперты, сотрудники Департамента образования и занятости Великобритании Барнеби Шоу и профессор Майкл Барбер, которого на родине называют Мистер Реформа.
С 1997 года Барбер отвечает за осуществление реформы образования. До этого он работал советником Тони Блэра по вопросам образования, а еще раньше – преподавал в школах Англии и Зимбабве, затем в педагогических университетах, попробовал свои силы и в роли профсоюзного деятеля.

Избавление от мифов

Реформирование школы происходит во многих странах мира. Поэтому сегодня особенно важно увидеть российские преобразования в контексте международных, чтобы позаимствовать положительный опыт и не повторить чужих ошибок.
Почему именно опыт Великобритании интересен и привлекателен для России? Нас объединяют общие задачи и проблемы. Главы обоих государств объявили образование национальным приоритетом. В школах той и другой страны идут реформы, направленные на повышение качества и доступности образования, на воспитание человека, отвечающего запросам общества XXI века – инициативного, творческого, мобильного.
Кроме того, в Англии, пусть в меньшей степени, чем в России, представлены разные этнические и социальные группы населения и существуют различия в уровне развития тех или иных районов. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается и начинаются различия.
Мы привыкли держаться за идею о том, что наше образование – лучшее в мире. Часто розовые очки мешают трезво оценить реальную ситуацию и двигаться в ногу со временем.
По мнению О. Лебедева, противоречие нынешней ситуации состоит в том, “школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает”.
Одним из самых актуальных вопросов, требующих незамедлительного решения, является неравенство возможностей в получении качественного образования. Сегодня уровень подготовки российского ученика зависит от самых разных факторов: от места его проживания (дотационный или богатый регион, городская или сельская местность), от социального статуса его родителей, наконец, от врожденных способностей или недостатков. Расслоение общества сопровождается распределением детей по элитным и массовым школам, по классам коррекции и классам с углубленным изучением отдельных предметов.
Между тем в лексиконе английских деятелей образования отсутствуют такие понятия, как “перегрузки”, “второгодники”, “отсев”, “необучаемые”, “классы коррекции”.
И, наконец, у нас в стране реформы почему-то буксуют и вызывают негодование в обществе, а на родине Шекспира развиваются весьма успешно на протяжении последних 10 лет, несмотря на перемены в политической жизни: за этот период власть перешла от правительства
М. Тэтчер к правительству под руководством Тони Блэра.
Английская система образования представляет собой уникальное сочетание централизации и вариативности, автономии школы с ее строгой подотчетностью и подконтрольностью, стандартов обучения (они записаны в Национальной программе) с развитием индивидуальных способностей каждого ребенка.
Майкл Барбер назвал несколько золотых правил, соблюдение которых гарантирует успех преобразований. Оговоримся сразу же: они хорошо известны и у нас. Беда лишь в том, что широко декларируемые на бумаге, эти принципы очень слабо воплощаются в повседневной школьной практике.

Сократить число отстающих, или Поддержка вместо отсева

В отличие от своих коллег из США и некоторых других стран, в которых проводится тестирование минимального уровня знаний, английские педагоги выбрали путь выявления 9 разных уровней достижений.
На первый взгляд английская система образования может показаться довольно жесткой. Ежегодно в конце мая проводится тестирование детей 7, 11 и 14 лет по математике, английскому языку и естествознанию. Для каждой из этих возрастных категорий устанавливается свой уровень достижений: например, для 7-летних нормальным считается 2-й, для 14-летних – 5-й. Понятно, что наиболее способные дети опережают показатели, установленные для их возраста. Бывают и противоположные примеры. Но обучение построено таким образом, что большинство детей каждые два года поднимается на новый, более высокий уровень достижений.
Как показывает опыт, наибольшие трудности в обучении испытывают дети эмигрантов и ребята из малообеспеченных семей, которые составляют соответственно 12 и 20% от общего числа.
Примечательно, что во всех возрастных категориях девочки демонстрируют более высокие результаты. Специалисты объясняют это усердием и хорошим поведением, традиционно отличающими представительниц слабого пола.
Важно то, что оценки за тесты не влияют на переход учащихся из класса в класс, на право обучаться в “престижных” или “обычных” школах. Они служат ориентиром для учителей в их дальнейшей работе и сигналом для государства, которое увеличивает расходы на занятия с разными категориями детей, в том числе с отстающими. Например, в последние годы были затрачены большие средства на оплату учителей английского языка для детей эмигрантов и на работу с “трудными” семьями. Был создан специальный фонд для поддержки детей, оказавшихся в неблагоприятных обстоятельствах.
Заслуженной популярностью в Англии и за ее пределами пользуется программа “Грамотность”, задачи которой – улучшить навыки чтения, письма, счета у младших школьников.
По свидетельству специалистов, сегодня уже две трети детей способны освоить эту программу на среднем уровне. Несколько лет назад эта цифра не превышала 55%.
В рамках этой программы была организована массовая переподготовка учителей и директоров начальной школы. В каждой школе есть свой специалист по грамотности.
Руководит всей этой деятельностью в масштабах страны директор по стратегии грамотности.

Степень вмешательства в дела школы обратна пропорциональна ее успеху

Результаты тестирования открыто публикуются в прессе, благодаря чему учебные заведения имеют возможность сравнивать свои достижения или недостатки друг с другом.
Тестирование – это форма отчетности школ перед учениками, общественностью и правительством, которое вкладывает большие средства в развитие образования.
На 1 ученика в Англии расходуется 2000–2500 фунтов в год. Эта сумма не включает в себя затраты на обучение детей со специальными потребностями или на ремонт и содержание школьных зданий. Деньги на эти цели выделяются особой строкой. (По подсчетам специалистов Высшей школы экономики, средний минимальный федеральный норматив на одного российского школьника должен составлять 3400 рублей в год. На деле он не превышает 2200 рублей в среднем по стране). Родители в Великобритании не платят ни за учебники и оборудование, ни даже за дополнительные занятия.
Деньги из центрального бюджета перечисляются на счета школ, 85% этих средств директора учебных заведений расходуют по собственному усмотрению, в том числе и на материальное поощрение лучших учителей. “Содержание школ за счет муниципалитетов, как, например, в США, привело бы к фактическому неравенству учебных заведений в разных районах, где собирают разные налоги, поэтому мы не пошли по этому малоэффективному пути ”, – рассказывает Майкл Барбер.
Чем лучше работает школа, тем больше средств выделяется на ее развитие из бюджета, тем больше предоставляется свободы в изменении учебных программ и тем реже ее инспектируют.
Но и спрос с нее больше. “Маяки” (так называют в Англии передовые школы) должны работать с более слабыми учебными заведениями, делиться своими достижениями и педагогическими инновациями, организуя для своих коллег курсы повышения квалификации.
С другой стороны, по отношению к “отстающим” учебным заведениям проводится политика кнута и пряника: от всесторонней помощи, финансовой и методической, до закрытия. С 1997 года было закрыто 127 школ, учащиеся переведены в другие учебные заведения.
Из 24 000 английских школ – 1000 “маяков”. Проблемные составляют примерно 6,4% от общего числа.
Но было бы несправедливо сравнивать систему английского образования с черно-белым кино.
Между слабыми школами и “маяками” существует поле, на котором расцветают все цветы.

Больше школ, хороших и разных

Это и школы с углубленным изучением отдельных предметов (от иностранных языков до инженерных наук и основ предпринимательства). Появился новый тип учебных заведений – городские академии, которые сотрудничают с бизнес-структурами.
Английским ученикам предоставляется право посещать уроки по интересующим их предметам в других школах.
В ближайшие годы планируется открыть государственные религиозные школы, принадлежащие разным конфессиям. Раньше правительство не выделяло ассигнования на такие учебные заведения, теперь намерено изменить ситуацию, чтобы на деле доказать равенство представителей разных народов, независимо от их вероисповедания, перед британскими законами.
Примерно 8% учащихся посещают частные школы, которые существуют несколько обособленно: занимаются по собственным программам, используя государственные лишь по желанию, и почти не контролируются главным образовательным ведомством. В последнее время начали довольно успешно развиваться партнерские отношения между государственными и частными школами.

Воспитать творческую личность

Семинар еще раз доказал, насколько укоренилось в российском обществе отрицательное отношение к тестам, которые неизменно ассоциируются с выбором одного ответа из списка предлагаемых вариантов.
В Национальной учебной программе Великобритании среди основных навыков, которые должна воспитать школа наравне с компьютерной грамотностью, указаны такие, как умение работать в коллективе и разрешать проблемы, творчески мыслить и задавать вопросы. Этот набор качеств выдуман не в кабинете чиновника, а рекомендован английскими работодателями.
Расширение спектра проверяемых умений привело к увеличению доли открытых заданий, позволяющих оценить не только правильность полученного ответа, но и способы решения, логику изложения, обоснованность суждений и многие другие, включая практические умения. Например, учащимся предлагается житейская ситуация: вообразить себя директором музея и составить письмо для педагогов с призывом почаще привозить своих воспитанников в этот музей. При выполнении этого задания оцениваются не только орфография и стиль, но и коммуникативные способности, умение убеждать людей.
Англия регулярно участвует в международных сравнительных исследованиях по оценке учебных достижений. Примечательно, что школьники с берегов туманного Альбиона опережают своих сверстников из 50 других стран в решении нестандартных математических задач и написании творческих сочинений.

Доверять учителю

Центральное место в процессе реформирования школы отведено подготовке и повышению квалификации педагогов. На эти цели правительство не жалеет средств, зная, что такие вложения окупятся сторицей.
Тем не менее, по признанию британских экспертов, профессия учителя пока еще не относится к числу особо престижных, зато является одной из высокооплачиваемых.
Зарплата учителя растет быстрее, чем в среднем по стране по сравнению с другими категориями служащих, и зависит от самых разных критериев. Существует очень гибкая многоступенчатая система оплаты учительского труда, предусматривающая ряд поощрений за успехи учеников, методические находки и другие инновации, общественную деятельность (напомним, что средствами распоряжается директор школы). Средняя зарплата педагога, проработавшего 7 лет, составляет примерно 27 000 фунтов в год. Высококвалифицированный учитель может получать около 45 000 фунтов.
По свидетельству Майкла Барбера, на первом этапе осуществления школьной реформе угрожал провал по причине того, что в бюджете не было предусмотрено средств на подготовку педагогов и поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. Эти ошибки были постепенно исправлены, но даже сейчас, когда уже столько сделано и можно говорить о положительной динамике, основываясь на конкретных цифрах и фактах, отношение педагогов к реформе остается неоднозначным. Некоторые полагают, что реформирование системы образования происходит слишком быстрыми темпами, а контроль за деятельностью школы и количество отчетности следует сократить до минимума.
В общем, отношение к учителю в Англии строится на основе известного принципа: “Доверяй, но проверяй!” И добавим: поощряй, если человек этого заслужил. И чем выше доверие государства и общества, тем большая отдача требуется от педагога.
Примечательно, что отношение родителей к реформе более благоприятное, нежели у профессионалов. По данным последнего социологического опроса, 94% родителей одобряют перемены, происходящие в школе. Кстати, в британских СМИ регулярно освещаются школьные проблемы. Газета “Таймс” имеет специальное еженедельное приложение по вопросам образования. Гласность и открытость в обсуждении горячей темы – немаловажные предпосылки успеха.

Доводить начатое до конца

И это главный урок английской реформы. Незаконченные преобразования порождают недоверие со стороны педагогов, общества, правительства, и, наоборот, достижения каждого этапа гарантируют успешное начало реализации новых проектов.
Министерство образования Англии не принимает ни одного значимого решения без специально проведенного обследования тематики, изучения возможных последствий, отношения к проблеме всех заинтересованных сторон. Все эти задачи возложены на Национальный фонд исследований в области образования.
Участники семинара с сожалением констатировали тот факт, что в России нет такой организации: мониторинг системы образования осуществляется стихийно разными, не связанными между собой региональными структурами и результаты исследований часто остаются “широко известными в узком кругу”. Поэтому отечественные специалисты не располагают точными сведениями о количестве детей, находящихся вне школы, и другими важнейшими фактами, из которых складывается достоверная картина упущений и достижений в системе образования, ее насущных потребностей и реальных возможностей.

Не сотвори себе кумира, или Ложка дегтя в бочке меда

Но есть еще один урок, который необходимо извлечь из английского опыта: не следует создавать себе кумира из идеи педагогических измерений. Какого бы совершенства ни достигли специалисты Великобритании в разработке тестов, организации самого тестирования и проверке его результатов, сомнения по поводу этой системы контроля за качеством знаний неизбежны и обоснованны. Справедливости ради надо отметить, что необходимость мониторинга для выявления текущих проблем в обучении и отчетности школы перед обществом не отрицают даже самые рьяные оппоненты в самой Англии. Однако они говорят о том, что измерить с его помощью такие тонкие материи, как талант ребенка и педагога или школьные инновации, невозможно. Да и существует ли такой инструмент? И, пока он еще не изобретен, звучат предложения отменить отметки за тесты, поскольку главной целью измерений в образовании должна быть помощь ученику в его дальнейшем развитии, а не оценка этого развития. Рекомендуется оценивать не интеллект, а компетентность, инициативу, другие деловые житейские качества (и даже нравственные ценности), проявляющиеся в различных видах деятельности.
Но такие кардинальные перемены будут знаменовать собой новый этап реформы. А может быть, и настоящую революцию в сфере образования.

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru