Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2001

Архив

ПАРАД -АЛЛЕ

ЗАПИСКИ НАЧИНАЮЩЕГО ШПИОНА

Фельетон

Все началось с того, что 18 февраля в моей квартире раздался телефонный звонок и таинственный голос сообщил, что завтра в шесть часов вечера надо быть готовой ко всему. Ко всему торжественному.

Так мы готовим своих корреспондентов для спецкомандировок

Внедрение

Я готовилась непонятно к чему. Прихватила из дому свое верное оружие – диктофон и блокнот с ручкой, дабы записать приметы особо важных лиц, за которыми надлежало вести слежку.
В половине шестого (я человек пунктуальный, да и профессия обязывает) 19 февраля 2001 года я стояла у ворот Дома архитектора в Гранатном переулке, 9.
Постараюсь воссоздать наиболее точную картину происходящего, поэтому любая мелочь, любая деталь может оказаться важной для составления досье.
Ах да, забыла сказать, что я проникла на церемонию награждения победителей Всероссийского конкурса “Лидер в образовании 2000”.
Итак, я подошла к девушке, которая в свою книжечку записывала всех, кто прибывает на церемонию. Пришлось представиться своим настоящим именем (в целях неразглашения служебной тайны и сохранения своей собственной шкуры не буду называть его в записках) и даже продиктовать номер телефона редакции. Выведали, демоны! А так я бы и под пытками не сказала!..
Церемония еще не началась. Но участники конкурса, представители жюри, фотографы и журналисты были уже в фойе. Звучала классическая музыка в исполнении оркестра. Не могу сказать, что за произведение и какого композитора – шпионы не всегда знатоки музыки. Но было приятно. “Затишье перед бурей”, – подумала я. Слишком спокойно, несмотря на то что участники и номинанты волновались, потирая нервно влажные руки. Они приветствовали друг друга и ждали начала.
Я пристроилась в уголке на мягком кресле – оттуда удобно было наблюдать за вновь прибывшими.
Ага, вот и мсье Ямбург… Хорош! В костюмчике и при бабочке. В окружении шести – нет, семи женщин. Не могу передать их оживленную беседу – они стояли шагах в десяти от меня.
Мимо прошел подозрительного вида мужичонка с папкой под мышкой. Деловой, с чиновничьей плешкой на голове и маленькими бегающими глазками-смородинками. Тоже, наверное, что-то вынюхивает. Как и я.
На меня странно смотрит сидящая рядом пышная блондинка и норовит заглянуть в мой секретный блокнот. Эге-гей, голубушка, нас не проведешь. Неужели я вызываю подозрение окружающих?
Парадная лестница. Выходит чудо в белом накрахмаленном парике и приглашает всех в зал. Толпа ринулась вверх по мраморной лестнице, второпях здороваясь с выстроившимися детишками в белых платьицах. И вот красные ковры, постеленные для дорогих гостей на лестнице, истоптаны сотнями мужских ботинок и женских каблучков.
Я втиснулась в толпу и, улыбаясь изо всех сил, старалась подражать идущим в колонне. Сами понимаете, конспирация прежде всего.

Легенда: счастье на детских лицах

Ну вот мы и в зале. Сиденья как-то слишком быстро заполнились человеческими телами. В первых рядах разрешили расположиться участникам, жюри и официальным лицам, которые пока не прибыли. Я пристроилась слева от сцены, на боковых креслах, чтобы видеть весь зал, и рядом с колонками, чтобы лучше слышать.
Ага, свита нашего министра образования пожаловала.
“Здравствуйте, господин Филиппов. Проходите. Для вас самое лучшее место в первом ряду”, – и улыбочка до ушей.
Я пристально гляжу, высматривая, кто же идет за министром.
Это был Ярослав Кузьминов. Ба! Знакомые все лица! И мсье Киселев (для несведущих – первый замминистра образования) тут?! Все сели рядом. Словно закадычные друзья по разуму (да простит меня Всевышний Вышестоящий!).
По-моему, я слишком уж пристально вглядывалась в их лица. Филиппов даже с опаской оглянулся. Да нет, чего мне бояться?! Он же меня не знает. Я человек маленький, серенький.
На сцене началось действо (или лицедейство, т.е. действие лиц, не подумайте чего другого, боже упаси!). Все насторожились, нахохлились. А я продолжаю строчить в свой блокнот. И кажется, шуршание листов слышно всему залу – слишком уж активно принялась я за дело. Но нет, я ошиблась. Все глаза устремлены на ведущих церемонии, которые напоминают Ангелину Вовк и Евгения Меньшова из “Песни года”. И все так наигранно, не по-настоящему. Одним словом, цирк.
– Здравствуйте, господа! С праздником!
“Господа” заерзали в мягких креслах. А у меня в голове проносятся очередные подозрения. Интересно, обращение “господа!” относилось к людям из министерства или все-таки к учителям? Но, может, я слишком придираюсь к словам ведущих? Нет, такова моя роль – искать во всем сомнительное и подозрительное. Значит, будем продолжать выполнять свою миссию.
Показали фильм об исторических лидерах в образовании России. Громкие имена, вычурные фразы. И голос за кадром:
“Все проекты в образовании создавались и создаются ради счастья на детских лицах”.
Пафосно, не правда ли? Особенно это – “ради счастья на детских лицах”.
Сразу же после этого на экране показывают детей (по аналогу с передачей “Устами младенца”), которые отвечают на вопрос: кто же такой лидер?
И вот такие ответы:
Человек, который никогда не скажет лишнего слова.
Позволю себе прокомментировать: не скажет лишнего слова кому?
Лидер – это человек, которого показывают по телевизору. (Смех в зале.)
Да-да… Путин, например. Филиппов – тоже пример. Разве рядовых директоров школ показывают по телевизору?
Человек, которого все слушаются.
Мол, слушаю-сь…
Нельзя винить детей. Они еще мало чего знают о тех лидерах, которым в ножки кланяются неизлечимые и неискоренимые Молчалины.
Ведущие:
– Только к концу работы лидер начинает понимать, с чего надо было начать. Чувство юмора здесь необходимо.
Да? Напишем проект – посмеемся. Жюри посмотрит – тоже посмеется. А почитает министр – вообще обхохочется. А как быть с детьми? Они тоже будут смеяться над проектами, написанными в шутку?! Эх... А чуть раньше ведь говорили, что все делается ради счастья на детских лицах. Пустые слова?!
Ведущие:
– Я знаю человека, которого ни разу не видела разгневанным. Он всегда мил и корректен.
“Умеренность и аккуратность”? Все эти лестные характеристики относились к министру образования Владимиру Филиппову.

Резидент сходит со сцены

Да уж, сколько раз я видела Филиппова, он сдержан, будто чего-то боится. Прямого ответа на вопросы от него не услышишь, не добьешься. “Как партизан”, – подумала я и ужаснулась своей мысли. А вдруг он тоже чей-нибудь шпион? Лишнего не скажет – значит, выдать себя боится. Но я-то его раскусила. Рыбак рыбака видит издалека. Мы, шпионы, своих в толпе узнаем.
Но давайте немного послушаем Владимира Михайловича Филиппова (ВМФ). Поменяем местами буквы в аббревиатуре, и получится МВФ – Международный Валютный Фонд. Мамочки родные! Так оно и есть – шпион чистой воды. Господи, не дай потерять рассудок от собственных выводов!..
Слышны лестные слова Филиппова в адрес Путина. “Ну как не порадеть родному человечку!” Эх, Грибоедов, ты, черт возьми, современен!
Не обошлось и без упоминания столь любимого и повторяющегося на каждом выступлении министра Закона “Об образовании”, в котором записано… Цитирую:

“Управление в системе образования России носит государственно-общественный характер. Мы должны разбудить силу общественности для оказания помощи школе, для гарантии качества образования”.
А вот интересная фраза, произнесенная Владимиром Михайловичем:
– Привлекать внимание родителей, общественности опасно. Но иногда на это надо идти.
Подумать только, какой рисковый человек наш министр: “Я злой и страшный серый волк. Я в поросятах знаю толк. Р-р-р-р-р…” Опасно – но надо.
– Если первый человек в образовании – это учитель, то, следуя этой логике, министр – самый последний.
Ну да, хочешь показаться лучше перед народом – занижай свою самооценку, объявляй себя последним и вообще никому не нужным, да не забывай возвышать святое – учителя. Авось поверят…

Пожелав счастья и успехов, Филиппов сошел со сцены.

Связные

Далее последовало награждение Ярослава Кузьминова дипломом “Общественный деятель 2000 года в образовании”. Кузьминов был краток, объяснив это тем, что Филиппов уже все сказал и добавить нечего. Спокоен и серьезен. Радости от получения диплома не видно. Ничего подозрительного не обнаружила, разве что Кузьминов произносил свою речь с некоторой неподдельной грустью. О чем думы твои, Ярослав Иваныч? Дай ответ! Не дает ответа!
Выступил Владимир Яковлев из ЦК профсоюзов и сказал важную и ценную мысль о том, что, прежде чем лидеры смогли бы реализовать свой потенциал, нужно по-настоящему хорошо профинансировать российскую школу. И бросил значительный взгляд в сторону свиты. Мол, намек поняли?..
После плеяды чиновников директорам решили устроить праздник. Пригласили Вахтанга Кикабидзе, первыми словами которого были:
– Мне очень приятно, что я наконец-то в компании образованных людей, а то все время непонятно, перед кем выступаешь.
Но даже он не удержался от пожеланий счастья работникам Министерства образования. Что ж, счастья им…
Элегантный, в лаковых ботинках, Кикабидзе просто покорил зал. Хвала организаторам конкурса! Они не пожалели денег, чтобы ублажить достопочтенную публику. Все – для фронта, как говорится, все – для победы.
Прошу прощения за сумбурность мыслей – стараюсь все фиксировать. И мой шпионский наметанный глаз заметил, как господин Киселев зевал (даже не прикрыв рот рукой) во время эмоционального выступления Вахтанга Кикабидзе. Не скучайте, Александр Федотыч, может, и вам слово дадут. Подождем…

Малиновый звон

Кстати, тут жюри не просто жюри, а Российская общественная комиссия – сокращенно РОК. Да уж, поистине какой-то злой рок повелел быть мне здесь. Дружно встали участники конкурса, поприветствовали зал. Потом встали члены комиссии, показали себя во всей красе. И наконец (боже, как все ждали этого момента!) называют имена шести победителей.
Каждого поздравили, вручили по “Золотому жезлу”, пообещали выделить денежные гранты. Детишки в белом дарили цветы. Господи, хорошо-то как! Чуть не прослезилась – такая идиллия, такая благодать. Но, несмотря на такие сентиментальности, не перестаю следить за свитой министра. Пока сидят. Не уходят. Киселев все еще ждет, что ему дадут слово. Но, кажется, про него забыли. Даже не сказали, что он присутствует. Не могла же я ошибиться! Шпионы ошибаются один раз.
При объявлении имени Ямбурга зал взревел от восторга. А он, галантный кавалер, подавал руку дамам, когда те сходили с Олимпа. А потом Ямбург расцеловался с Филипповым у всех на глазах... Как-то даже неловко стало...
А потом объявили пять дополнительных номинаций от спонсоров. Одному директору, из Брянска, подарили сотовый телефон. На что мнительный директор среагировал так: “А он в Брянске-то работает?”
Другому – Михаилу Тошнову, директору Холязинской школы Большемурашкинского района Нижегородской области – тому, кто меняет муку на лыжи, подарили приглашение на выставку “Школа 2001” и 10 дней проживания в гостинице ЦК профсоюзов. Лучше бы подарили те же самые лыжи для школьников. Обидно за него, за сельского.
Потом стали выходить лауреаты международных конкурсов и исполнять песни. Зал устал. Это было видно. Я тоже устала и не заметила, как во время одного выступления Филиппов и Кузьминов ускользнули из зала. Киселев оставался до последнего.
Под конец церемонии вышел композитор Александр Морозов с гитарой и исполнил свои известные песни “Малиновый звон”, “Папа подарил мне куклу”, “В горнице моей светло”, “Любите, пока любится”. Учителя пели вместе с ним. Женщины утирали слезы. Успех был очевиден – зал взорвался сумасшедшими аплодисментами.
Представление закончилось.
И я поспешила выйти из зала. Часть удалилась на фуршет, а большинство разбежалось по домам. Я решила, что на фуршете я больше ничего интересного не выслежу, и сбежала в штаб фиксировать услышанное и увиденное.
В гардероб уже стояла очередь, как в советские времена. И педагоги трясли номерками в ожидании своих пальто и шуб.
По дороге к метро кучка педагогов (не буду называть их фамилии в целях сохранения их доблестной репутации), обсуждаая только что случившееся. Кто-то сказал:
– Да, мелковат нынче лидер, ребята…
Но тут этого кого-то одернули: мол, чего говоришь, и у стен есть уши. Да, уши у меня были. И я изо всех сил старалась притвориться стеной, которая незаметно следовала за ними, надеясь услышать еще что-нибудь. Но подул северный ветер, и их слова уносились от меня в противоположную сторону. Подняв воротник, я ускорила шаг, оставив в покое кучку вольномыслящих учителей.
Трудная работа у нас, шпионов. Выслеживать, вынюхивать, выискивать… и докапываться до правды. Хотя правда у всех своя. Даже у шпионов.

Д. Бонд,
наш очень специальный корреспондент

Рейтинг@Mail.ru