Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2001

Архив

ПРОТЕСТ

ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА?

За обучение одного школьника молодой учитель получает 8 рублей в месяц

27 февраля во Всероссийской акции протеста приняло участие около миллиона работников образования

Кажется, бастуют все – от нефтяников до штатных доноров. И везде: от Камбоджи до Чудовского района Новгородчины.
Учитель – профессия распространенная, и когда ее представители выходят на митинги, голодают или объявляют забастовки, это не проходит незамеченным.
27 февраля 2001 года пленумом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ было избрано днем Всероссийской акции протеста педагогов и студентов в защиту государственной системы образования.
Настал конец февраля…

Накануне

Решение пленума нашло отклик в каждой школе России. Трудно найти учителя, который не согласился бы с тем, чтобы:
– полностью погасили задолженность по заработной плате работникам образования в субъектах РФ;
– дополнительно (к предусмотренному с января 2001 года) повысили зарплату работникам учреждений образования в нынешнем году не менее чем на 50%;
– сохранили действующий порядок назначения пенсии за выслугу лет до создания отраслевой профессиональной пенсионной системы;
– восстановили ответственность органов государственной власти в субъектах РФ за своевременную выплату заработной платы работникам образования;
– не допустили введения нового положения о стипендиальном обеспечении студентов без предварительного проведения эксперимента.
Единодушны были педагоги страны и в несогласии с мерами, предложенными в Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 – 2001 годы:
– по замене существующего статуса государственного учреждения образования на статус образовательной организации и переходу на контрактную основу финансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством;
– по обеспечению равного доступа учреждений профессионального образования разных организационно-правовых форм к бюджетному финансированию.
После пленума в своем почтовом ящике председатель правительства Михаил Касьянов обнаружил письмо, в котором ЦК профсоюза недвусмысленно предлагал:
– приостановить реализацию пункта 2 (в подразделе «Реформирование образования» раздела «Социальная политика») основных мероприятий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 – 2001 годы в части, предполагающей замену существующего статуса государственных учреждений на статус образовательных организаций и переход на контрактную основу финансовых взаимоотношений образовательных организаций с государством;
– организовать проведение широкого обсуждения в обществе и коллективах образовательных учреждений предлагаемых мер по реализации Плана действий Правительства РФ на 2000 – 2001 годы в отношении реформирования образования;
– при разработке конкретных мер по реализации предложений по реформированию системы образования провести анализ последствий принимаемых решений по реформированию системы образования с учетом реального уровня жизни населения России.
Кроме этого, г-ну Касьянову направили просьбу незамедлительно принять План мероприятий Правительства РФ по обеспечению реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации в части мер по повышению уровня оплаты труда, улучшению условий труда, пенсионному обеспечению работников отрасли, по совершенствованию социального обеспечения студентов, аспирантов, обучающихся и воспитанников.
Забастовка неминуемо приближалась, на что правительство отреагировало своеобразно. Слово председателю профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимиру Яковлеву:
– Правительство начало шевелиться и предпринимать какие-то шаги для того, чтобы показать попытку снять эти проблемы. Но вместо результатов нам предложили план реформирования образования, в котором записали очень благородные и правильные цели. А еще стали предлагать механизмы, наполняющие эти благородные цели абсолютно противоположным содержанием. И, на наш взгляд, они несут очень серьезные последствия для общества и образования. Принятые дополнительные меры по материальной поддержке работников образования не могут помочь достичь прожиточного минимума. На сегодняшний день за обучение одного школьника молодой учитель получает 8 рублей в месяц, учитель с 20-летним стажем – не больше 15.
В реформе нет ни слова об учителе, о материальной базе и о тех, кто в будущем будет эту реформу осуществлять, потому что сегодня приток молодых учителей практически иссяк.

Тучи сгущались…

27 февраля

Всероссийская акция протеста, можно сказать, носила альтернативный характер: где-то бастовали весь трудовой день, где-то приостановили работу на
1 – 2 часа, митинговали, собирали подписи под обращениями с едиными требованиями, организовывали шествия.
Однодневную забастовку провели в шести субъектах РФ. В ней приняли участие 40 тысяч человек из республики Алтай, Брянской, Владимирской, Курганской, Новгородской, Смоленской областей.
Приостановили работу на некоторое время 180 тысяч человек в 24 субъектах России – в Дагестане, Карелии, Карачаево-Черкесии, Якутии, Алтайском, Приморском краях, Брянской, Владимирской, Кировской, Курганской, Курской, Новгородской, Новосибирской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской, Читинской, Ростовской областях.
В 16 субъектах организовали пикеты у зданий администраций около 9 тысяч человек.
В 14 субъектах прошли собрания профактива, общественности с участием глав администраций территорий. В частности, в Ивановской области состоялось областное родительское собрание.
Митинги и шествия, собравшие свыше 200 тысяч человек, прошли в Нижнем Новгороде, Рязани, Томске, Вологде, Санкт-Петербурге и Москве.
Участие российской столицы в акции протеста не всегда принималось бастующими с одобрением, кого-то даже раздражало. Единения не получалось. По признанию Сергея Кузина, председателя Московского совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ, вопрос «А вы-то куда лезете?» к началу забастовки стал для него привычным:
– Я на это отвечаю цифрами. Средняя зарплата промышленности Москвы в январе – почти пять тысяч рублей. Прожиточный минимум –
3304 рубля. Средняя зарплата работников образования, финансируемых городским бюджетом, – 2130, что составляет 43% от средней заработной платы в промышленности Москвы. И это с учетом того, что мэр Лужков доплачивает учителям 100% и 150% – работникам детских дошкольных учреждений.
27-м февраля акция не заканчивается. Недели через две мы собираемся устроить передачу подписей в Администрацию президента. Почему сразу туда? Потому что правительство не слышит нас.


Друзья по несчастью

Камбоджа

Премьер-министр Хун Сен заявил, что сотрудники ООН подталкивают учителей государственных школ на забастовки с целью повышения заработной платы. В подтверждение своих слов Хун Сен привел рапорт полиции. В нем описывается, как рабочие международной организации доставали из машины с номерными знаками офиса ООН плакаты с лозунгами протеста и раздавали их забастовщикам. Полиция начала расследование инцидента. Ассоциация учителей Камбоджи объявила бессрочную забастовку с требованием увеличения заработной платы не менее чем на 80 долларов.

Томская область

Профсоюзы протестуют против планов правительства относительно российской системы образования. Реформы будут – в этом уже никто не сомневается, но профсоюзы народного образования и науки Томской области в корне не согласны с планом перемен. В частности, кулуарные замыслы правительства невозможны в сфере, проблемы которой нужно обсуждать открыто. Кроме того, заявляется о недопущении смены статуса образовательного учреждения. Профсоюзы убеждены – кто платит, тот и заказывает музыку. Диктовать педагогу, как учить детей, они не допустят.

Алтайский край

Уже за две недели до 27 февраля о готовности участия во всероссийской акции заявили свыше 15 000 работников образования в 391 учреждении края. А ректоры вузов, руководители территориальных профсоюзных организаций, председатели профкомов Алтайского края получили телеграммы за подписью главы комитета администрации края по образованию Геннадия Зырянова о принятии мер по организованному проведению акции 27 февраля. К такому важному событию здесь готовились загодя.

Мексика

Город Мехико был парализован массовыми протестами преподавателей и полицейских. Тысячи школьных учителей, требующих повышения зарплаты, блокировали основные автомагистрали. Между тем в палаточном лагере, устроенном манифестантами в центре города, началась эпидемия инфекционных заболеваний.


Историческая справка

  • Первые разрушительные действия большевиков натолкнулись на сопротивление учителей и педагогов, прежде всего Всероссийского учительского союза (75 тысяч членов). Учителя на местах часто отказывались подчиняться советской власти, якобы покушавшейся на демократию: в декабре 1917 – марте 1918 года проходила массовая стачка учителей. Новые власти объявили стачку незаконной, но создали Союз учителей-интернационалистов. Одновременно правительство обещало поднять учителя на высоту, на которой он никогда не стоял. Оптимистические обещания большевиков находились в вопиющем противоречии с реальностью. Школьные здания пребывали в запустении. Учебники можно было достать только за большие деньги. Не хватало бумаги, чернил. Наблюдался массовый уход учителей из школ. Рассыпалась сложившаяся сеть учебных заведений.

  • По данным некоторых региональных правозащитных организаций и независимых информационных агентств, суды признают забастовки законными в единичных случаях. Именно этим, а не всеобщим умиротворением объясняется тот факт, что все меньше людей готово принять участие в забастовках и все чаще говорят о том, что забастовки ничего не дают работникам.
    Большинство проведенных в 1995—1996 гг. забастовок признаны незаконными. В результате того, что забастовка становится фактически невозможной, акции протеста принимают стихийную, разрушительную форму, приносят хозяйственные убытки и ставят под угрозу человеческие жизни. Но разочарование в результативности забастовок не означает отказа от акций протеста. Они происходят все чаще, становятся все менее управляемыми.


Теряя здание, мы теряем знание

«Правительству Москвы закон не писан», «Бездомный студент хуже голодного» – с такими лозунгами и транспарантами вышли на улицу студенты Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета 26 февраля 2001 года. У здания института состоялся информационный пикет. Проблема в том, что на помещения РГГУ претендуют мэрия Москвы и Русская православная церковь Московской патриархии. И мэрия, не дождавшись решения суда, уже сдает здания различным фирмам и организациям, которые в свою очередь нанимают частные охранные предприятия и производят самозахват помещений.
Здания на Никольской передаются Московской мэрии, которая обязуется сдавать в аренду в течение пяти лет самому РГГУ, чтобы студенты смогли доучиться в родных стенах.
Проблема заключается еще и в том, что, для того чтобы снять у Московской мэрии собственное здание, университету потребуется около 1 млн. долларов ежегодно. Во что все это выльется, никто, даже дирекция Историко-архивного института, пока не знает.

Полосу подготовили Инна Алейникова, Олеся Волкова

Рейтинг@Mail.ru