ПРОТЕСТ
ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА?
За обучение одного школьника молодой
учитель получает 8 рублей в месяц
27
февраля во Всероссийской акции протеста приняло
участие около миллиона работников образования
|
Кажется, бастуют все – от нефтяников до
штатных доноров. И везде: от Камбоджи до
Чудовского района Новгородчины.
Учитель – профессия распространенная, и когда ее
представители выходят на митинги, голодают или
объявляют забастовки, это не проходит
незамеченным.
27 февраля 2001 года пленумом ЦК Профсоюза
работников народного образования и науки РФ было
избрано днем Всероссийской акции протеста
педагогов и студентов в защиту государственной
системы образования.
Настал конец февраля…
Накануне
Решение пленума нашло отклик в каждой
школе России. Трудно найти учителя, который не
согласился бы с тем, чтобы:
– полностью погасили задолженность по
заработной плате работникам образования в
субъектах РФ;
– дополнительно (к предусмотренному с января 2001
года) повысили зарплату работникам учреждений
образования в нынешнем году не менее чем на 50%;
– сохранили действующий порядок назначения
пенсии за выслугу лет до создания отраслевой
профессиональной пенсионной системы;
– восстановили ответственность органов
государственной власти в субъектах РФ за
своевременную выплату заработной платы
работникам образования;
– не допустили введения нового положения о
стипендиальном обеспечении студентов без
предварительного проведения эксперимента.
Единодушны были педагоги страны и в
несогласии с мерами, предложенными в Плане
действий Правительства РФ в области социальной
политики и модернизации экономики на 2000 – 2001
годы:
– по замене существующего статуса
государственного учреждения образования на
статус образовательной организации и переходу
на контрактную основу финансовых
взаимоотношений образовательных организаций с
государством;
– по обеспечению равного доступа учреждений
профессионального образования разных
организационно-правовых форм к бюджетному
финансированию.
После пленума в своем почтовом ящике
председатель правительства Михаил Касьянов
обнаружил письмо, в котором ЦК профсоюза
недвусмысленно предлагал:
– приостановить реализацию пункта 2 (в
подразделе «Реформирование образования»
раздела «Социальная политика») основных
мероприятий Правительства РФ в области
социальной политики и модернизации экономики на
2000 – 2001 годы в части, предполагающей замену
существующего статуса государственных
учреждений на статус образовательных
организаций и переход на контрактную основу
финансовых взаимоотношений образовательных
организаций с государством;
– организовать проведение широкого обсуждения в
обществе и коллективах образовательных
учреждений предлагаемых мер по реализации Плана
действий Правительства РФ на 2000 – 2001 годы в
отношении реформирования образования;
– при разработке конкретных мер по реализации
предложений по реформированию системы
образования провести анализ последствий
принимаемых решений по реформированию системы
образования с учетом реального уровня жизни
населения России.
Кроме этого, г-ну Касьянову направили просьбу
незамедлительно принять План мероприятий
Правительства РФ по обеспечению реализации
Национальной доктрины образования в Российской
Федерации в части мер по повышению уровня оплаты
труда, улучшению условий труда, пенсионному
обеспечению работников отрасли, по
совершенствованию социального обеспечения
студентов, аспирантов, обучающихся и
воспитанников.
Забастовка неминуемо приближалась, на что
правительство отреагировало своеобразно. Слово
председателю профсоюза работников народного
образования и науки РФ Владимиру Яковлеву:
– Правительство начало шевелиться и
предпринимать какие-то шаги для того, чтобы
показать попытку снять эти проблемы. Но вместо
результатов нам предложили план реформирования
образования, в котором записали очень
благородные и правильные цели. А еще стали
предлагать механизмы, наполняющие эти
благородные цели абсолютно противоположным
содержанием. И, на наш взгляд, они несут очень
серьезные последствия для общества и
образования. Принятые дополнительные меры по
материальной поддержке работников образования
не могут помочь достичь прожиточного минимума.
На сегодняшний день за обучение одного школьника
молодой учитель получает 8 рублей в месяц,
учитель с 20-летним стажем – не больше 15.
В реформе нет ни слова об учителе, о материальной
базе и о тех, кто в будущем будет эту реформу
осуществлять, потому что сегодня приток молодых
учителей практически иссяк.
Тучи сгущались…
27 февраля
Всероссийская акция протеста, можно
сказать, носила альтернативный характер: где-то
бастовали весь трудовой день, где-то
приостановили работу на
1 – 2 часа, митинговали, собирали подписи под
обращениями с едиными требованиями,
организовывали шествия.
Однодневную забастовку провели в шести
субъектах РФ. В ней приняли участие 40 тысяч
человек из республики Алтай, Брянской,
Владимирской, Курганской, Новгородской,
Смоленской областей.
Приостановили работу на некоторое время 180 тысяч
человек в 24 субъектах России – в Дагестане,
Карелии, Карачаево-Черкесии, Якутии, Алтайском,
Приморском краях, Брянской, Владимирской,
Кировской, Курганской, Курской, Новгородской,
Новосибирской, Псковской, Рязанской,
Саратовской, Сахалинской, Свердловской,
Смоленской, Тверской, Томской, Тульской,
Читинской, Ростовской областях.
В 16 субъектах организовали пикеты у зданий
администраций около 9 тысяч человек.
В 14 субъектах прошли собрания профактива,
общественности с участием глав администраций
территорий. В частности, в Ивановской области
состоялось областное родительское собрание.
Митинги и шествия, собравшие свыше 200 тысяч
человек, прошли в Нижнем Новгороде, Рязани,
Томске, Вологде, Санкт-Петербурге и Москве.
Участие российской столицы в акции протеста не
всегда принималось бастующими с одобрением,
кого-то даже раздражало. Единения не получалось.
По признанию Сергея Кузина, председателя
Московского совета Профсоюза работников
народного образования и науки РФ, вопрос «А вы-то
куда лезете?» к началу забастовки стал для него
привычным:
– Я на это отвечаю цифрами. Средняя зарплата
промышленности Москвы в январе – почти пять
тысяч рублей. Прожиточный минимум –
3304 рубля. Средняя зарплата работников
образования, финансируемых городским бюджетом,
– 2130, что составляет 43% от средней заработной
платы в промышленности Москвы. И это с учетом
того, что мэр Лужков доплачивает учителям 100% и 150%
– работникам детских дошкольных учреждений.
27-м февраля акция не заканчивается. Недели через
две мы собираемся устроить передачу подписей в
Администрацию президента. Почему сразу туда?
Потому что правительство не слышит нас.
Друзья по несчастью
Камбоджа
Премьер-министр Хун Сен заявил, что сотрудники
ООН подталкивают учителей государственных школ
на забастовки с целью повышения заработной
платы. В подтверждение своих слов Хун Сен привел
рапорт полиции. В нем описывается, как рабочие
международной организации доставали из машины с
номерными знаками офиса ООН плакаты с лозунгами
протеста и раздавали их забастовщикам. Полиция
начала расследование инцидента. Ассоциация
учителей Камбоджи объявила бессрочную
забастовку с требованием увеличения заработной
платы не менее чем на 80 долларов.
Томская область
Профсоюзы протестуют против планов
правительства относительно российской системы
образования. Реформы будут – в этом уже никто не
сомневается, но профсоюзы народного образования
и науки Томской области в корне не согласны с
планом перемен. В частности, кулуарные замыслы
правительства невозможны в сфере, проблемы
которой нужно обсуждать открыто. Кроме того,
заявляется о недопущении смены статуса
образовательного учреждения. Профсоюзы убеждены
– кто платит, тот и заказывает музыку. Диктовать
педагогу, как учить детей, они не допустят.
Алтайский край
Уже за две недели до 27 февраля о готовности
участия во всероссийской акции заявили свыше 15 000
работников образования в 391 учреждении края. А
ректоры вузов, руководители территориальных
профсоюзных организаций, председатели профкомов
Алтайского края получили телеграммы за подписью
главы комитета администрации края по
образованию Геннадия Зырянова о принятии мер по
организованному проведению акции 27 февраля. К
такому важному событию здесь готовились загодя.
Мексика
Город Мехико был парализован массовыми
протестами преподавателей и полицейских. Тысячи
школьных учителей, требующих повышения зарплаты,
блокировали основные автомагистрали. Между тем в
палаточном лагере, устроенном манифестантами в
центре города, началась эпидемия инфекционных
заболеваний.
Историческая справка
Первые разрушительные действия
большевиков натолкнулись на сопротивление
учителей и педагогов, прежде всего
Всероссийского учительского союза (75 тысяч
членов). Учителя на местах часто отказывались
подчиняться советской власти, якобы
покушавшейся на демократию: в декабре 1917 – марте
1918 года проходила массовая стачка учителей.
Новые власти объявили стачку незаконной, но
создали Союз учителей-интернационалистов.
Одновременно правительство обещало поднять
учителя на высоту, на которой он никогда не стоял.
Оптимистические обещания большевиков
находились в вопиющем противоречии с
реальностью. Школьные здания пребывали в
запустении. Учебники можно было достать только
за большие деньги. Не хватало бумаги, чернил.
Наблюдался массовый уход учителей из школ.
Рассыпалась сложившаяся сеть учебных заведений.
По данным некоторых региональных
правозащитных организаций и независимых
информационных агентств, суды признают
забастовки законными в единичных случаях. Именно
этим, а не всеобщим умиротворением объясняется
тот факт, что все меньше людей готово принять
участие в забастовках и все чаще говорят о том,
что забастовки ничего не дают работникам.
Большинство проведенных в 1995—1996 гг. забастовок
признаны незаконными. В результате того, что
забастовка становится фактически невозможной,
акции протеста принимают стихийную,
разрушительную форму, приносят хозяйственные
убытки и ставят под угрозу человеческие жизни. Но
разочарование в результативности забастовок не
означает отказа от акций протеста. Они
происходят все чаще, становятся все менее
управляемыми.
Теряя здание, мы теряем знание
«Правительству
Москвы закон не писан», «Бездомный студент хуже
голодного» – с такими лозунгами и
транспарантами вышли на улицу студенты
Историко-архивного института Российского
государственного гуманитарного университета 26
февраля 2001 года. У здания института состоялся
информационный пикет. Проблема в том, что на
помещения РГГУ претендуют мэрия Москвы и Русская
православная церковь Московской патриархии. И
мэрия, не дождавшись решения суда, уже сдает
здания различным фирмам и организациям, которые
в свою очередь нанимают частные охранные
предприятия и производят самозахват помещений.
Здания на Никольской передаются Московской
мэрии, которая обязуется сдавать в аренду в
течение пяти лет самому РГГУ, чтобы студенты
смогли доучиться в родных стенах.
Проблема заключается еще и в том, что, для того
чтобы снять у Московской мэрии собственное
здание, университету потребуется около 1 млн.
долларов ежегодно. Во что все это выльется, никто,
даже дирекция Историко-архивного института, пока
не знает.
Полосу подготовили Инна Алейникова,
Олеся Волкова