ВЗГЛЯД
НАЧНИ С СЕБЯ
Александр АДАМСКИЙ
Объявленная
как акция солидарности, забастовка 27 февраля
превратилась в демонстрацию протеста против
реформы. То ли это такое свойство СМИ –
вытаскивать на передний план не самое главное, а
самое интересное, то ли действительно
протестовать против задолженности по зарплате
уже надоело, а реформа привлекает большее
внимание, но с самого утра 27 февраля и
телевидение, и радио, а потом уже все газеты
выделили как главную тему протеста учителей
именно реформу. А когда миллион работников
образования протестует против своего нынешнего
и будущего состояния, невольно задаешь себе
вопрос: “Почему их никто не слышит? Почему нет
диалога, понимания, наконец, сотрудничества
между руководством ведомства и его
работниками?” Ведь, следуя нормальной логике,
если экономика системы образования не работает,
если общей суммы (консолидированного бюджета)
достаточно для покрытия всех расходов, а учителя
голодают, школы в состоянии разрухи и
учительская зарплата никак не зависит от того,
сколько денег попадает в систему, то это означает
только одно: руководство ведомства не
эффективно, система управления образованием в
России нуждается в срочной модернизации. И дело
здесь не в конкретных личностях, – я очень не
хочу, чтобы читатели, особенно чиновники,
восприняли эту заметку как часть моей полемики с
В. Филипповым. Ничего личного, – но когда
федеральный орган управления системы
образованием не является субъектом экономики
образования, никак не влияет на сумму и порядок
прохождения финансовых потоков, когда у него нет
экономических механизмов управления школой, а
система финансового обеспечения при этом
фактически централизована, то это означает, что
школа экономически не прикрыта, не защищена
сверху, а само министерство вольно и невольно
наращивает только
бюрократически-административные способы не
управления, а давления на школу. Именно поэтому
можно было ожидать, что лозунги на транспарантах
пикетчиков и митингующих учителей могли быть
такими: “Требуем немедленной модернизации
экономики образования!”, “Нужна срочная реформа
образования!”, “Ввести и узаконить финансовый
норматив в образовании!”, “Изменить систему
начисления зарплаты!”, “Требуем перемен!”. Но
вместо этого профсоюзы направляют народный гнев
в другое русло, противоположное, – учителя
требуют остановки реформ, потому что знаковые
действия ведомства, упрямое стремление к 12-летке,
путаница с единым экзаменом и абсолютное
неучастие в решении экономических вопросов
показывают учителям, что ведомственная
бюрократия объективно ведет систему не к
модернизации, а к еще большему развалу и это
вызывает естественный процесс, которым ловко
пользуются противники реформы вообще.
Не проходит и дня, чтобы в редакцию газеты или в
офис “Эврики” не позвонили директор школы или
начальник управления с просьбой о поддержке.
– Защищаем бюджет! Дайте нам письмо, что наша
работа ценна и требует дополнительных ресурсов!
– Попросите министра высказаться в пользу
инновационного движения, просто сказать добрые
слова, что это нужно. А то его здесь на местах так
понимают, что он противник, и нам перекрывают
кислород.
Школе нужна поддержка сегодня как никогда. Школе
сегодня как никогда необходимо то, что еще десять
лет назад
С.Л. Соловейчик назвал воодушевляющим
управлением. И реформа, модернизация могут и
должны быть способом такого воодушевляющего
управления – мы в этом уверены. В этом убеждает
нас опыт организации управления в инновационном
движении. Если говорить о его главных
результатах, то это именно воодушевление
учителя, поднятие его духа, укрепление веры в
себя – то, что сейчас так беспощадно и бездарно
разрушается усилиями ведомства. Воодушевление
не сложить в папку, как передовой педагогический
опыт. Вдохновение нельзя внедрить и
тиражировать. Это особое поле, особый климат,
особая атмосфера – ее трудно создать, но очень
легко разрушить. Сейчас это, кажется, уже
произошло. И каждый вправе спросить:
– За что нас так унижают?
...Неэффективное управление системой,
неэффективное управление модернизацией,
отсутствие реальных результатов и массовый
протест работников образования – все это плохо
сочетается с успокоительными реляциями и
отчетными коллегиями. Все это повод для того,
чтобы задуматься о том, что модернизация системы
должна начинаться с модернизации ее управления.
Cредняя заработная плата
учителя на 1 января 2001 года
Заработная плата учителя с высшим
образованием и стажем работы 20 и более лет (12
разряд ЕТС) составляет примерно 875 рублей – 62% от
прожиточного минимума трудоспособного
населения и 23% от средней заработной платы в
промышленности. Заработная плата начинающего
учителя, выпускника вуза (8 разряд ЕТС),
составляет примерно 500 рублей в месяц – 36% от
прожиточного минимума и 13,2% от средней
заработной платы в промышленности. |