ВЗГЛЯД
РЕВАНШ – ЭТО ДОПУСТИМЫЙ
ПРЕДЕЛ ВАРИАТИВНОСТИ
Александр АДАМСКИЙ
То,
что происходит в российской образовательной
политике, трудно расценить иначе как реванш
бюрократии за поражение чиновников начала 90-х
годов.
Чтобы усидеть на своих местах, начальники эпохи
расцвета инноваций и развития вынуждены были
сами говорить на языке реформ и поощрять
авторские школы, даже составлять программы
развития образования.
Они так ловко научились говорить на языке
инновационной педагогики, что в какой-то момент
создалась иллюзия, будто действительно
произошли перемены на качественном уровне.
И инспекторы исчезли, стали называться
методистами, и количество проверок резко пошло
на убыль, и стилистика приказов стала другой.
Стало принятым поддерживать и развивать
инновационные школы.
Только теперь становится понятным, какое
унижение и какое напряжение воли испытывали
крепкие начальники, которым приходилось не
только терпеть, но и поддерживать инициативу
учителей и директоров.
Только теперь, когда на «самом высшем»
министерском уровне было заявлено, что всякая
инициатива должна быть согласована с местными
органами управления, что все «только
общественное» – это ошибка, что реформа или
«модернизация» – это исключительно выполнение
планов ведомства, а все остальное неэффективно,
– только теперь долго ждавшие своего часа
руководители сбросили камуфляж и решились на
открытый реванш.
Основные направления реванша, скорее всего,
будут такие.
Унификация содержания школьного
образования – приведение учебных планов к
единому БУПу.
Введение единого экзамена как узкого
горлышка в логике все той же унификации.
Резкое ужесточение методик проверок,
лицензирования и аккредитации – введение
огромного массива бумажной отчетности по
показателям.
Возврат процентомании.
Введение ограниченной номенклатуры
учебников.
Введение школьной формы, утвержденной
министерством.
На самом деле люди вначале обрадуются: в полном
хаосе возникнет хоть какое-то ощущение порядка и
управления.
Всем ведь надоело, что образование болтается как
цветок в проруби.
Но когда кроме ужесточения бюрократии никаких
других результатов не будет – станет ясно, что
реванш состоялся по полной программе и назад
путь заказан. Станет ясно, что возвращение
тоталитаризма уже состоялось – на школьном
уровне.
...Согласно приказу Министерства образования №
3310 от 20 ноября 2000 года, создана группа по изучению
вопроса о необходимости введения школьной формы
в школах. Уже есть промежуточные результаты,
которыми группа поделилась с прессой:
– Все сходятся в одном – школьную форму надо
вводить... В процессе поступления к нам писем и
анкет, разосланных по регионам, мы сделаем вывод
о допустимых пределах вариативности.
В конце беседы корреспондент спрашивает:
– По вашему мнению, трудно будет внедрить это
новшество?
– Конечно, нелегко.
Да что вы, какое там!
Уже легко.
Достаточно только убедить всех, что само-то
решение уже принято. Осталось только
реализовать, а это лишь технически нелегко.
Но ведь и не такие крепости брали!