Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2001

Архив

ВЗГЛЯД

РЕВАНШ – ЭТО ДОПУСТИМЫЙ
ПРЕДЕЛ ВАРИАТИВНОСТИ

Александр АДАМСКИЙ

То, что происходит в российской образовательной политике, трудно расценить иначе как реванш бюрократии за поражение чиновников начала 90-х годов.
Чтобы усидеть на своих местах, начальники эпохи расцвета инноваций и развития вынуждены были сами говорить на языке реформ и поощрять авторские школы, даже составлять программы развития образования.
Они так ловко научились говорить на языке инновационной педагогики, что в какой-то момент создалась иллюзия, будто действительно произошли перемены на качественном уровне.
И инспекторы исчезли, стали называться методистами, и количество проверок резко пошло на убыль, и стилистика приказов стала другой. Стало принятым поддерживать и развивать инновационные школы.
Только теперь становится понятным, какое унижение и какое напряжение воли испытывали крепкие начальники, которым приходилось не только терпеть, но и поддерживать инициативу учителей и директоров.
Только теперь, когда на «самом высшем» министерском уровне было заявлено, что всякая инициатива должна быть согласована с местными органами управления, что все «только общественное» – это ошибка, что реформа или «модернизация» – это исключительно выполнение планов ведомства, а все остальное неэффективно, – только теперь долго ждавшие своего часа руководители сбросили камуфляж и решились на открытый реванш.
Основные направления реванша, скорее всего, будут такие.

  • Унификация содержания школьного образования – приведение учебных планов к единому БУПу.

  • Введение единого экзамена как узкого горлышка в логике все той же унификации.

  • Резкое ужесточение методик проверок, лицензирования и аккредитации – введение огромного массива бумажной отчетности по показателям.

  • Возврат процентомании.

  • Введение ограниченной номенклатуры учебников.

  • Введение школьной формы, утвержденной министерством.

На самом деле люди вначале обрадуются: в полном хаосе возникнет хоть какое-то ощущение порядка и управления.
Всем ведь надоело, что образование болтается как цветок в проруби.
Но когда кроме ужесточения бюрократии никаких других результатов не будет – станет ясно, что реванш состоялся по полной программе и назад путь заказан. Станет ясно, что возвращение тоталитаризма уже состоялось – на школьном уровне.
...Согласно приказу Министерства образования № 3310 от 20 ноября 2000 года, создана группа по изучению вопроса о необходимости введения школьной формы в школах. Уже есть промежуточные результаты, которыми группа поделилась с прессой:
– Все сходятся в одном – школьную форму надо вводить... В процессе поступления к нам писем и анкет, разосланных по регионам, мы сделаем вывод о допустимых пределах вариативности.
В конце беседы корреспондент спрашивает:
– По вашему мнению, трудно будет внедрить это новшество?
– Конечно, нелегко.
Да что вы, какое там!
Уже легко.
Достаточно только убедить всех, что само-то решение уже принято. Осталось только реализовать, а это лишь технически нелегко.
Но ведь и не такие крепости брали!

Рейтинг@Mail.ru