ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАЗГРОМ ИННОВАЦИОННОЙ
СЕТИ
Для того, чтобы сохраниться, школы
предпочитают избавиться от статуса “ФЭП”
Как говорится, свершилось: муниципальные
власти нас решили наконец-то закрыть. Произошло
это после инспектирования 21 декабря 2000 года
городским управлением образования, по
результатам которого был сделан вывод о том, что
содержание эксперимента не соответствует
законодательству. Это по большому счету, конечно,
так: начать с того, что у нас нет учебного плана,
образовательных программ, текущего контроля
знаний учащихся и т. д. Правда, концепцией и
программой эксперимента (как и результатами
нашей работы) проверяющие и не интересовались,
нас никто не спрашивал ни о том ни о другом.
Вопросы были, например, такие: а почему не
проводятся обязательные по программе занятия
лыжной подготовкой? и т.п. У меня сложилось полное
ощущение т ого, что решение о нашем закрытии было
принято еще до проведения проверки, и решение это
лежит в русле новой образовательной политики
последнего времени – всех построить в одну
шеренгу.
Безусловно, городское управление образования
понимает, что мы являемся федеральной
экспериментальной площадкой, что программа
эксперимента утверждена федеральным экспертным
советом (более того, весь юмор в том, что
отсутствие программ, учебного плана и прочего
прямо записано в положении о парк-школе,
утвержденном... самим городским управлением
образования, правда, при его предыдущем
начальнике). В общем, проверяющие побоялись
оспаривать педагогическую суть дела и выбрали
для закрытия самый простой путь: приказом
управления образования Орджоникидзевского
района наше здание (мы размещаемся в здании
бывшего детского сада) признано не
соответствующим никаким нормам, и сейчас начата
процедура “отъема” этого здания у нашей школы и
передачи его на баланс районной администрации.
Естественно, что в главном учебном корпусе школы
условий для продолжения эксперимента нет, оно и
так забито в две смены, а нам для проведения
студийных занятий нужно 5 классов.
Теперь главное. Я в отличие от нашего общего
знакомого Павла Шмакова (привет ему, кстати,
что-то наша переписка с ним оборвалась), не
считаю, что имеет смысл бороться с властями. Пока
была поддержка (точнее – невмешательство, что
уже неплохо), мы работали. Работать в условиях
противостояния абсолютно бессмысленно, к тому же
тенденции последнего года всем очевидны. Кроме
того, мы, к счастью, УСПЕЛИ СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТО
ХОТЕЛИ, апробировали за эти годы “оттепели” все
те модели и технологии, которые предполагалось
апробировать программой эксперимента. Поэтому у
меня к Вам УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА: поддержать мое
ходатайство в адрес Минобразования России о
прекращении эксперимента в связи с его
окончанием. Предстоит еще обработать огромный
массив экспериментального материала,
подготовить итоговый отчет, и хочется это делать
в спокойной обстановке, а не в состоянии войны с
чиновничеством, заведомо обреченной на
поражение.
26 января я бумажной почтой послал по адресу:
Люсиновская, 51, два документа – мое письмо и
проект приказа Минобразования России о
прекращении эксперимента с 01.07.2001. Нельзя ли
как-то ускорить подписание такого приказа? Тем
самым мы бы поставили точки над “i” и я бы
получил возможность спокойно, без очередных
проверок и инспекций (и, главное, без дергания
детей), завершить нашу работу, подготовить отчет
и т.п. В общем, поверьте мне на слово, такой приказ
мне сейчас очень поможет – именно поэтому я и
обращаюсь к Вам с просьбой об этой своеобразной
“эвтаназии”. Надеюсь на Вашу помощь.
Александр ГОЛЬДИН,
руководитель федеральной экспериментальной
площадки “Парк-школа”
на базе МОУ СОШ № 95 г. Екатеринбурга
Министру образования
Российской Федерации
Филиппову В. М.
О завершении опытно-экспериментальной
работы “Парк-школа как одна из моделей
свободного образования”
С 1995 года МОУ СОШ № 95 г. Екатеринбурга
ведет опытно-экспериментальную работу по
апробации образовательной системы
“Школа-парк”; с ноября 1998 г. – в статусе
федеральной экспериментальной площадки (приказ
Минобразования России от 16.11.98 № 2826, пункт 22
приложения 2). К настоящему времени программа
эксперимента завершена, учащиеся структурного
подразделения МОУ СОШ № 95 “Парк-школа”
обучаются по переходной модели, обеспечивающей
выход из эксперимента и продолжение образования
с 2001/2002 учебного года в традиционной
образовательной системе.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения о
федеральной экспериментальной площадке
Министерства образования Российской Федерации
прошу Вас снять с МОУ СОШ № 95 статус федеральной
экспериментальной площадки с 01.07.2001 в связи с
завершением эксперимента.
Приложение: проект приказа
Минобразования России на 1 л. в 1 экз.
Руководитель эксперимента_________ А. М.
Гольдин
Министерство образования
Российской Федерации
ПРИКАЗ
__________ 2001 г. №_________
О завершении эксперимента “Парк-школа
как одна из моделей свободного образования”
В связи с завершением
опытно-экспериментальной работы “Парк-школа как
одна из моделей свободного образования”, в
соответствии с пунктом 4.8 Положения о
федеральной экспериментальной площадке
Министерства образования Российской Федерации
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Снять с 01.07.2001 статус “федеральная
экспериментальная площадка” с муниципального
образовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 95 г. Екатеринбурга.
2. Директору школы Яковлевой В. Т., руководителю
эксперимента Гольдину А. М. подготовить
заключительный отчет об
опытно-экспериментальной работе и представить
его в Совет по управлению федеральными
экспериментальными площадками до 01.11.2001.
Министр_____________ В. М. Филиппов
В ОДИНОЧКУ
СРАЖАТЬСЯ ТЯЖЕЛО
Эксперимент
по отработке модели парк-школы один из самых
перспективных. Только два учебных заведения во
всей стране ведут работу в этом направлении:
научно-педагогическое объединение “Школа
самоопределения” в Москве и школа под
руководством Гольдина в Екатеринбурге. Главным
результатом этой деятельности можно считать то,
что дети в наших школах не тяготятся учебой, что
они открыты, общительны и меньше подвержены
конфликтам, чем их сверстники в традиционных
школах.
Любой эксперимент можно закрыть без особых
усилий. Для этого достаточно проверить, например,
соответствие условий обучения в данной школе
санитарным нормам. И хотя в сотнях и тысячах
других российских школ, не имеющих отношения к
инновационной деятельности, тоже отсутствуют
элементарные условия, объектом инспектирования
станет именно экспериментальная школа.
Ситуация, сложившаяся в Екатеринбурге, типична –
инновационную школу некому защитить от
чиновничьего произвола, потому что
общественно-педагогическое движение
раздроблено. Сегодня общественное мнение
становится гласом вопиющего в пустыне.
Министерство не считает себя ответственным
перед учительством, родителями и детьми, оно
держит равнение только на самое себя.
Добровольный отказ А.Гольдина от продолжения
интересной и важной работы – весомый козырь в
руках чиновников, который теперь имеет все
основания свалить с себя роль душителя всего
прогрессивного в образовании. С другой стороны, и
Гольдина можно понять: в одиночку сражаться
тяжело, особенно в провинции. Нам в Москве
немного проще не потому, что у нас хорошее
начальство, а потому, что в столице больше
экспериментальных школ и мы сумеем постоять друг
за друга. Что бы ни случилось, лично я и мой
коллектив будем держаться до конца.
Ведь для российского образования каждая
закрытая экспериментальная школа – это еще одна
обманутая надежда на перемены к лучшему, на
возможность творческого прорыва в условиях
нищенского финансирования и министерских
псевдореформ.
Александр ТУБЕЛЬСКИЙ,
директор научно-педагогического объединения
“Школа самоопределения”,
г. Москва |
|
|