Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2001

Архив

ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАЗГРОМ ИННОВАЦИОННОЙ СЕТИ

Для того, чтобы сохраниться, школы предпочитают избавиться от статуса “ФЭП”

Как говорится, свершилось: муниципальные власти нас решили наконец-то закрыть. Произошло это после инспектирования 21 декабря 2000 года городским управлением образования, по результатам которого был сделан вывод о том, что содержание эксперимента не соответствует законодательству. Это по большому счету, конечно, так: начать с того, что у нас нет учебного плана, образовательных программ, текущего контроля знаний учащихся и т. д. Правда, концепцией и программой эксперимента (как и результатами нашей работы) проверяющие и не интересовались, нас никто не спрашивал ни о том ни о другом. Вопросы были, например, такие: а почему не проводятся обязательные по программе занятия лыжной подготовкой? и т.п. У меня сложилось полное ощущение т ого, что решение о нашем закрытии было принято еще до проведения проверки, и решение это лежит в русле новой образовательной политики последнего времени – всех построить в одну шеренгу.
Безусловно, городское управление образования понимает, что мы являемся федеральной экспериментальной площадкой, что программа эксперимента утверждена федеральным экспертным советом (более того, весь юмор в том, что отсутствие программ, учебного плана и прочего прямо записано в положении о парк-школе, утвержденном... самим городским управлением образования, правда, при его предыдущем начальнике). В общем, проверяющие побоялись оспаривать педагогическую суть дела и выбрали для закрытия самый простой путь: приказом управления образования Орджоникидзевского района наше здание (мы размещаемся в здании бывшего детского сада) признано не соответствующим никаким нормам, и сейчас начата процедура “отъема” этого здания у нашей школы и передачи его на баланс районной администрации. Естественно, что в главном учебном корпусе школы условий для продолжения эксперимента нет, оно и так забито в две смены, а нам для проведения студийных занятий нужно 5 классов.
Теперь главное. Я в отличие от нашего общего знакомого Павла Шмакова (привет ему, кстати, что-то наша переписка с ним оборвалась), не считаю, что имеет смысл бороться с властями. Пока была поддержка (точнее – невмешательство, что уже неплохо), мы работали. Работать в условиях противостояния абсолютно бессмысленно, к тому же тенденции последнего года всем очевидны. Кроме того, мы, к счастью, УСПЕЛИ СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТО ХОТЕЛИ, апробировали за эти годы “оттепели” все те модели и технологии, которые предполагалось апробировать программой эксперимента. Поэтому у меня к Вам УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА: поддержать мое ходатайство в адрес Минобразования России о прекращении эксперимента в связи с его окончанием. Предстоит еще обработать огромный массив экспериментального материала, подготовить итоговый отчет, и хочется это делать в спокойной обстановке, а не в состоянии войны с чиновничеством, заведомо обреченной на поражение.
26 января я бумажной почтой послал по адресу: Люсиновская, 51, два документа – мое письмо и проект приказа Минобразования России о прекращении эксперимента с 01.07.2001. Нельзя ли как-то ускорить подписание такого приказа? Тем самым мы бы поставили точки над “i” и я бы получил возможность спокойно, без очередных проверок и инспекций (и, главное, без дергания детей), завершить нашу работу, подготовить отчет и т.п. В общем, поверьте мне на слово, такой приказ мне сейчас очень поможет – именно поэтому я и обращаюсь к Вам с просьбой об этой своеобразной “эвтаназии”. Надеюсь на Вашу помощь.

Александр ГОЛЬДИН,
руководитель федеральной экспериментальной площадки “Парк-школа”
на базе МОУ СОШ № 95 г. Екатеринбурга

Министру образования
Российской Федерации
Филиппову В. М.

О завершении опытно-экспериментальной
работы “Парк-школа как одна из моделей
свободного образования”

С 1995 года МОУ СОШ № 95 г. Екатеринбурга ведет опытно-экспериментальную работу по апробации образовательной системы “Школа-парк”; с ноября 1998 г. – в статусе федеральной экспериментальной площадки (приказ Минобразования России от 16.11.98 № 2826, пункт 22 приложения 2). К настоящему времени программа эксперимента завершена, учащиеся структурного подразделения МОУ СОШ № 95 “Парк-школа” обучаются по переходной модели, обеспечивающей выход из эксперимента и продолжение образования с 2001/2002 учебного года в традиционной образовательной системе.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения о федеральной экспериментальной площадке Министерства образования Российской Федерации прошу Вас снять с МОУ СОШ № 95 статус федеральной экспериментальной площадки с 01.07.2001 в связи с завершением эксперимента.

Приложение:    проект приказа Минобразования России на 1 л. в 1 экз.

Руководитель эксперимента_________ А. М. Гольдин

Министерство образования
Российской Федерации

ПРИКАЗ

__________ 2001 г.    №_________


О завершении эксперимента “Парк-школа
как одна из моделей свободного образования”

В связи с завершением опытно-экспериментальной работы “Парк-школа как одна из моделей свободного образования”, в соответствии с пунктом 4.8 Положения о федеральной экспериментальной площадке Министерства образования Российской Федерации

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Снять с 01.07.2001 статус “федеральная экспериментальная площадка” с муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 95 г. Екатеринбурга.
2. Директору школы Яковлевой В. Т., руководителю эксперимента Гольдину А. М. подготовить заключительный отчет об опытно-экспериментальной работе и представить его в Совет по управлению федеральными экспериментальными площадками до 01.11.2001.

Министр_____________ В. М. Филиппов

В ОДИНОЧКУ СРАЖАТЬСЯ ТЯЖЕЛО

Александр ТубельскийЭксперимент по отработке модели парк-школы один из самых перспективных. Только два учебных заведения во всей стране ведут работу в этом направлении: научно-педагогическое объединение “Школа самоопределения” в Москве и школа под руководством Гольдина в Екатеринбурге. Главным результатом этой деятельности можно считать то, что дети в наших школах не тяготятся учебой, что они открыты, общительны и меньше подвержены конфликтам, чем их сверстники в традиционных школах.
Любой эксперимент можно закрыть без особых усилий. Для этого достаточно проверить, например, соответствие условий обучения в данной школе санитарным нормам. И хотя в сотнях и тысячах других российских школ, не имеющих отношения к инновационной деятельности, тоже отсутствуют элементарные условия, объектом инспектирования станет именно экспериментальная школа.
Ситуация, сложившаяся в Екатеринбурге, типична – инновационную школу некому защитить от чиновничьего произвола, потому что общественно-педагогическое движение раздроблено. Сегодня общественное мнение становится гласом вопиющего в пустыне. Министерство не считает себя ответственным перед учительством, родителями и детьми, оно держит равнение только на самое себя.
Добровольный отказ А.Гольдина от продолжения интересной и важной работы – весомый козырь в руках чиновников, который теперь имеет все основания свалить с себя роль душителя всего прогрессивного в образовании. С другой стороны, и Гольдина можно понять: в одиночку сражаться тяжело, особенно в провинции. Нам в Москве немного проще не потому, что у нас хорошее начальство, а потому, что в столице больше экспериментальных школ и мы сумеем постоять друг за друга. Что бы ни случилось, лично я и мой коллектив будем держаться до конца.
Ведь для российского образования каждая закрытая экспериментальная школа – это еще одна обманутая надежда на перемены к лучшему, на возможность творческого прорыва в условиях нищенского финансирования и министерских псевдореформ.

Александр ТУБЕЛЬСКИЙ,
директор научно-педагогического объединения
“Школа самоопределения”,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru