ДВИЖЕНИЕ
ЛИБЕРАЛЬНАЯ ФЭП-СЕТЬ
ПОМОЖЕТ РЕФОРМЕ ШКОЛЫ
Милослав БАЛАБАН, МГУ
Либеральной реформе образования нужна
не казенная,
а либеральная сеть экспериментальных площадок
Как стало известно, работа сети Федеральных
экспериментальных площадок (ФЭП-сети) не
удовлетворяет Министерство образования, в связи
с чем предлагается там навести порядок:
«укрепить» руководство и усилить всяческий
административный контроль. Думаю, что с
недостатками в работе ФЭП-сети следует бороться
прямо противоположным способом: не завинчивая
чиновничьи гайки, а ослабляя их. К чему приводит
укрепление административного контроля в
экономике, все давно знают: в руках чиновничьего
аппарата всякое производство обычно хиреет.
Более либеральный подход обеспечивает
освобождение творческих ресурсов в любом деле. А
в такой сугубо творческой деятельности, как
исследование учебного процесса, которое ведут
энтузиасты ФЭП-сети, следует как раз жестко
следить за тем, чтобы вирус чиновничьей опеки не
задушил свободный поиск истины. В этом плане
руководители ФЭП-сети, видимо, действительно
чего-то недоглядели: за последние годы среди
авторов ФЭП-проектов резко повысился процент
директоров школ. Видимо, в устав ФЭП-сети нужно
внести какое-то положение, которое обеспечивало
бы определенную автономию исследовательской
группы в структуре школы.
В этом плане министерство могло бы оказать
большую помощь. ФЭП-сеть уже давно находится «при
Министерстве образования», под управлением
которого действуют практически все ее субъекты.
Нельзя забывать о «содержательной» монополии
Министерства образования практически в любой
сфере обучения. Чтобы выдавать любые реальные
(признаваемые на рынке труда) аттестаты или
дипломы, частные и государственные учебные
заведения должны выполнять тот или иной
утвержденный министерством учебный план.
Единственное отличие ФЭП-участков госшколы
заключается в том, что здесь (по приказу того же
министерства) учителя получают возможность
как-то по-своему менять содержание и методику
обучения, уходя в известной мере от неусыпного
руководства, присмотра и контроля иерархии
министерских и местных чиновников. При нынешнем
положении эта «мера автономии» исследователя
жестко ограничена практической невозможностью
получить убедительно «отрицательный» результат
проводимого эксперимента.
В любой области экспериментальных исследований
главный прирост нового знания связан с
отрицательным результатом эксперимента: такой
результат доказывает ущербность гипотезы,
обычно построенной на основе старого знания. А
кто когда слышал о таких «научно продуктивных»
отрицательных результатах педагогических
экспериментов?
Обычно эксперименты немедленно прекращаются
(той же бдительной администрацией), как только
наблюдается какой-то мелкий срыв, отход от
программных требований. Лишь очень опытный
учитель, работающий на свой страх и риск (что ему
в каких-то рамках позволяет ФЭП-статус), может
себе это позволить.
ФЭП-сеть – удачный опыт либерализации
школьного мира
Как видно, более либеральные условия
здоровой конкуренции могли бы помочь
экспериментатору, если бы удалось вернуть школу
в сферу свободного рынка педуслуг, где она была
до появления классно-урочной госмонополии на
массовое обучение всех уровней. Вместе с этой
классно-урочной аномалией в массовом
образовании появился и весь набор
административных достижений – от стандартных
аттестатов, учебных планов и стабильных
учебников до официальной педагогики, Академии
педнаук и самого Министерства образования. При
этом реальное образование, как обретение
интегрального опыта в какой-то целенаправленной
деятельности, до сих пор идет лишь там, где ученик
выполняет какие-то обязанности в том деле,
которому он хочет обучиться. На ранних ступенях
ученичества раньше действовала нормальная этика
рыночных отношений в сфере оказания услуг:
оказывая мастеру какие-то услуги, ученик получал
за них плату, например кров и стол. В реальной
школе ремесленника, крупного хозяина поместья
или крестьянского хозяйства главным для ученика
была выбранная им для себя часть общего дела, в
ходе которого он обычно делал нечто нужное
другим.
Такое образование получал всякий мальчик на
побегушках и малышка, с трех-пяти лет пасущая
гусей в своей или чужой семье. Подчеркнем, что
заслуживать этот исходный «разряд» приходилось
постоянно. В отличие от класс-школы, где подобное
одобрение (в виде высокой оценки или перевода в
следующий класс) получает более послушный, такое
задание-награду («урок») получал тот, у кого была
более развита личная инициатива. Сам статус
«разнорабочего порученца» позволял каждому
отыскать себе свой (самый подходящий по личной
природе!) аспект занятий в общем деле, где
постоянно идет разделение по многим (столь же
естественным, как рост, оттенок кожи и цвет волос)
параметрам личных предпочтений интеллекта.
Поэтому и сама структура учебного пространства в
подобной «реальной» школе резко отличалась от
авторитарной структуры всех учреждений
классно-урочной системы массового образования.
Испокон веку всякое реальное дело опиралось на
негласное размежевание слова и дела: в реальной
мастерской ремесленника, в конторе (адвоката), в
лаборатории ученого или студии художника шло не
только «проектирование, производство и сбыт»
товаров и/или услуг, но и всякое обучение. Этой
комплексной цели соответствовала и типовая
структура любого такого заведения, где рядом с
мастером был либо шибко «ученый» подручный (если
сам мастер что-то делает не словами, а руками),
либо «умелец», осуществляющий на практике то, что
придумал и словесно оформил сам мастер. Видимо, в
древних университетах такова была должность
«ассистента», который у одних («словесно ученых»)
профессоров занимался лаборантской
деятельностью, а у других («рукастых» – от
диагностов и хирургов до художников,
исполнителей и даже практикующих юристов) –
аналитической работой с текстами. До сих пор в
некоторых школах преподавание иностранного
языка делится на такие две ипостаси:
«разговорный практик», который работает в паре с
грамматистом, ведущим все формы аналитического
чтения и конструирования текстов.
Важно подчеркнуть, что разделение на рукастых
практиков и языкастых грамотеев в жизни не
приводит к спору насчет того, кто выше рангом. В
одних случаях руководить общим делом удобнее
«практику», а в других – «грамотею». Именно такой
принцип заложен в основу организации ФЭП-сети,
где отсутствует какое-либо ранжирование
исследовательских проектов по такой «научности»
или государственной (т.е. чиновной) важности.
Эксперты оценивают лишь внутреннюю логику
предлагаемых проектов и степень продвинутости
исследования в рамках заданных этой логикой
параметров. К сожалению, в большинстве других
подразделений и учреждений Министерства и
Академии образования пока действует
классно-школьная идеология, которая опирается на
иной, менее демократичный принцип: буквоеды
получают обычно выше балл на уроке уже потому,
что там идет преимущественно работа с текстами.
То же самое наблюдается и в современной науке.
Только физикам пока удалось последовательно
провести достаточно равноправное разделение на
два резко различных направления –
экспериментальной и теоретической физики.
Не только в замкнутой учебной группе школьного
класса все вынуждены притворяться головастыми
буквоедами. Во многих других учреждениях
действует такая же вывернутая наизнанку рабочая
этика классно-урочного обихода, где:
главное достоинство ученика на уроке –
не умение выбрать себе посильное дело и хорошо
выполнить его, а точное выполнение любых
распоряжений учителя; личная инициатива в такой
процедуре обычно подавляется как беспорядок и
даже бунт;
всякое новое задание рассматривается
учеником не как награда за расторопность, а как
лишняя обуза, от которой следует поскорее
избавиться; те, кто с интересом берется за
выполнение учебных заданий, обычно считаются в
таком коллективе «подлизами», фанатиками или не
вполне нормальными «ботаниками»;
все учебные задания выполняются (по
убеждению учителей) для личной пользы самого
учащегося, хотя они чаще всего воспринимаются
учеником как подневольная работа «на дядю». В
более либеральных условиях нет этого гнетущего
чувства подневольного труда, хотя реально всякое
дело, развивающее молодой разум, обычно
выполняется для кого-то, кто может оценить и
как-то вознаградить исполнителя.
Даже вполне нормальное в деловом мире
развитие и обучение через «франчайзинг» (когда
обладатель высокой марки, мастерства и
оборудования уступает свои права на это другому,
менее опытному и умелому, тем самым укрепляя
чужое и расширяя собственное дело), в условиях
класс-школы превратилось в злую конкуренцию
именитых и заштатных учителей, школ и
университетов. Пожалуй, лишь в либеральных
условиях ФЭП-сети можно наблюдать полезные
проявления франчайзинга в системе образования:
получая и периодически подтверждая ФЭП-статус,
каждая школа неизбежно обретает не только более
высокий авторитет в своей округе, но и вносит
свой посильный вклад в развитие Фэп-сети. |