СООБЩЕСТВО
СМОЖЕТ ЛИ ВЫЖИТЬ ИННОВАЦИОННОЕ
ДВИЖЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕСНИЦЕ?
В течение многих лет Украина завидовала
России.
В Украине инновационное движение всегда
развивалось само по себе. Министры занимались
своим делом: то русифицировали,то
украинизировали образование, то сокращали, то
удлиняли его сроки, то соединяли, то разъединяли
школу и детский сад, – теперь вот проводят очень
важную кампанию по введению двенадцатибалльной
системы оценивания, чтобы затем ее заменить
семибалльной или еще какой иной.
А педагоги-новаторы вместе с учеными,
философами и психологами создавали развивающее
обучение, Школу диалога культур. Строилась Школа
Шаталова и Школа Гузика, учителя думали, как
сделать так, чтобы научиться учить всех, и какое
содержание образования необходимо в
подростковой школе.
Сколько я себя помню (а я работаю в инновационной
педагогике с 1972 года), в Украине к новаторской
педагогической деятельности власти относились
крайне раздраженно: почему вы, почему в
школах-лабораториях, почему не мы в подчиненных
облоно послушных «институтах»
усовершенствования?
Помню, в 1987 году я обращался к заведующему
Харьковского облоно с просьбой разрешить мне под
руководством московского философа В.С. Библера
открыть Школу диалога культур. Я просил немного
– начать экспериментальную работу в 1-м классе
любой школы Харьковской области: городской или
сельской – мне было тогда все равно. В.С. Библер
разработал блестящий проект, я должен был его
осуществить. Мне нужны были десять лет в одном и
том же классе моей школы.
Оказалось – нельзя! Я окончил
физико-математический факультет Харьковского
пединститута, а хотел работать в начальной школе.
Нужно специальное образование! Что ж, я пошел к
проректору родного пединститута и попросил
принять меня на заочное отделение. Проректор
сказал: нельзя! Я не могу получить второе высшее
образование. Вот если бы я уже работал в первом
классе, мне бы пошли навстречу.
Замкнутый круг.
Школа диалога культур в 1987 году в Украине была
невозможна. И я уехал в Россию, в Сибирь, в
российский город Красноярск.
Меня и В.С. Библера сразу поддержали министр
образования Эдуард Днепров, ректор
Красноярского университета Вениамин Соколов,
декан психолого-педагогического факультета
Красноярского университета Виктор Болотов,
директор экспериментальной школы при
университете Исак Фрумин.
Это была поддержка деятелей российского
государства, которое отнеслось к инициативе
педагога и философа иначе, чем государство
украинское.
И было еще одно важнейшее обстоятельство,
которое дало возможность развивать в России
экспериментальные площадки – Школы диалога
культур В.С. Библера – и начать готовить учителей
для этой школы. Это обстоятельство, вероятно,
оказалось решающим, определившим успех
распространения Школы диалога культур в России.
Я имею в виду общественно-педагогическое
движение «Эврика». На всем протяжении жизни
классов Школы диалога культур в красноярской
школе «Универс», в новосибирских комплексах
«Зимородок» и «Умка», в школе А. Куляпина в г.
Челябинске, а теперь – на протяжении семи лет – в
гимназии «Очаг» города Харькова
общественно-педагогическое движение «Эврика» и
его лидеры давали нам возможность дышать
воздухом не министерских циркуляров, а живым
воздухом живого педагогического обучения разных
городов. Мы знали, что нас поддерживают в Лондоне
и Амстердаме, и мы могли поддержать
инновационную педагогику Великобритании и
Голландии. Мы никого не боялись, мы учились друг у
друга, и российская педагогика обогащалась
международным опытом.
Очень важно, что инновационное движение в России
было возможно в государственных школах. Ведь в
Украине трудно представить себе серьезное
инновационное учебное заведение, напрямую
подчиняющееся министерству, а поэтому
инновационное образование переместилось в
частные школы, что, как мне кажется, очень
печально.
И вот теперь я читаю полемику Артема Соловейчика
и министра В. Филиппова на страницах «Первого
сентября» («Экзамен для министра») и вижу: скоро в
России все будет так, как сейчас в Украине.
Государство не будет поддерживать инновационное
движение, перестанет доверять его лидерам,
займется «инновациями» само, то есть вместо
серьезной работы по совершенствованию
содержания образования будет вводить 12-летку,
«12-баллку» и так далее. Все это мы уже проходили в
70-е годы. А инновационное образование уйдет в
частные школы.
Я бы не хотел, чтобы так случилось. Я бы хотел,
чтобы опыт инновационного движения педагогов
России увлек и учителей моей страны. Мы всегда,
повторю, смотрели с завистью и восхищением на
творческий союз российских
педагогов-инноваторов и прогрессивных деятелей
Министерства образования России.
Неужели этот союз будет разрушен?
Сергей КУРГАНОВ,
автор образовательной программы “Школа
диалога культур”,
Украина, харьковская гимназия «ОЧАГ» |