УРОКИ СТОЛЕТИЯ
ВЕК ОБРАЗОВАНИЯ
1900 - 2000
Ведущие полосы М.БОГУСЛАВСКИЙ, В.БАЦЫН
КОНТЕКСТ
“Нам бросался на плечи век-волкодав”, –
горестно заключил поэт. И действительно, ХХ
столетие явило потрясенным гражданам России все
возможные социальные катаклизмы: сокрушающие
революции, страшные войны, ставившие под угрозу
независимость страны, дважды совершившийся
скоропалительный распад державы. Крушение
монархии, крах либерализма в 1917 г., — запрет
оппозиционных партий, а в 1991 г. — запрет самой
КПСС. Миллионы заключенных в лагерях, массовые
депортации “народов-предателей”, погромы,
голод, унесший десятки миллионов жизней,
изгнание из страны цвета русской философской
мысли, преследования инакомыслящих, верующих.
“Великий перелом” хребта российского
крестьянства в коллективизацию. Утверждение
моноидеологии – “единственного верного
учения”, разрушение и вымывание целых пластов
культуры.
И вместе с тем превращение России в супердержаву,
индустриализация страны, Великая Победа, подъем
национального самосознания и горький опыт
духовного выстаивания. Прораставшие сквозь
асфальт тоталитаризма ростки подлинной
литературы Пастернака, Ахматовой, Булгакова.
Духовный подвиг русской эмиграции – Набокова,
Шмелева, Ильина, – осознававшей себя не в
изгнании, а в послании.
Школа, как любящая дочь России, прошла с ней через
все мыслимые и немыслимые испытания. Учителя
воевали, обеспечивали всеобуч, выполняли план
хлебозаготовок, проводили подписку на заем,
сдавали кровь. А главное, каждое утро ХХ века
входили в класс и говорили самую важную из
возможных фраз: “Здравствуйте, дети!”
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Понятно, что образовательная политика на
протяжении века менялась неоднократно – каждый
режим стремился заказывать свою
“педагогическую поэму”. Впрочем, встречались и
лакуны, когда никакой четкой образовательной
политики не осуществлялось.
В целом можно выделить четыре основные политики:
центрация на консервирующей
верноподданно-воспитательной направленности
педагогического процесса; акцент на
преобразующий, активный (мировоззренческий,
атеистический, материалистический,
диалектический) дискурс образовательной
деятельности; приоритетность овладения
школьниками прочного компонента базовых знаний
и умений, необходимых для поступления в вуз;
включение школьников в предпрофессиональное
обучение, в общественно полезный,
производительный труд.
Лишь одна образовательная политика реально
никогда не осуществлялась – строящаяся на
приоритете интересов ребенка, родителей,
общества.
ИДЕИ
Судьба оказалась все же благосклонна к
российскому образованию. В конце века в него
влились те философские, религиозные,
психологические, педагогические идеи, которые до
этого жестко отсекались по идеологическим
соображениям.
А в первой четверти ХХ века отечественная
педагогика была открыта миру. Реализовывался
принцип: “Все флаги в гости к нам”. Таким
образом, на круг, можно констатировать: ни одна из
действительно крупных и продуктивных мировых
идей не обошла “как косой дождь” нашу
педагогику.
Но вне всяких влияний и заимствований, несмотря
на жесткие ветры беспощадного времени,
развивалась и транслировалась отечественная
педагогическая традиция, базирующаяся на
неоднородном российском менталитете. Это школа,
базирующаяся на таких идеях, как социальная
направленность, внимание к личности ребенка при
установке на коллективные формы воспитания,
неприятие дифференциации и индивидуализации
обучения. Правда, несмотря на страстные порывы,
так и не удалось поймать “синюю птицу” –
создать русскую национальную школу.
СУДЬБЫ
Подвижники и мечтатели, борцы за выполнение
директив и толстовцы, вечные декабристы без
декабря. Православные педагоги, коллективисты,
сторонники твердых ЗУНов, адепты развивающего
обучения и свободного воспитания. Марксисты и
космисты, школоцентристы и выразители
социальной педагогики.
Мир российского образования ХХ столетия был
густо населен, лично насыщен.
Судьбы отечественных педагогов сложились
по-разному. Их изгоняли из страны (Гессен,
Зеньковский, Ильин), расстреливали в сталинских
застенках (Бубнов, Гастев, Пинкевич, Пистрак,
Шохин), гноили в лагерях (Крупенина, Руднев).
Безжалостно отлучали от любимого дела
(Амонашвили, Блонский, Крупская, Макаренко,
Шацкий). Выдавливали во внутреннюю эмиграцию,
лишали возможности публиковаться (Вентцель,
М.М.Рубинштейн). Облыжными обвинениями и
преследованиями сокращали жизнь (Выготский,
Газман, Давыдов, Матвеев, Соловейчик,
Сухомлинский). Не было только одного –
возможности полной самореализации, выполнения
до донца своей жизненной Миссии.
И все же, вопреки всему, общественная
педагогическая традиция не только выстояла, но и
развивалась. Ее становой хребет на протяжении
века определяет духовная эстафета: Вентцель –
Гессен – Сухомлинский – Амонашвили.
ШКОЛЫ
Век причудливо то расширял, даже распахивал, то
жестко сужал многообразие типов и видов
образовательных учреждений. В первой четверти ХХ
века и в 90-е годы существовало их настоящее
многоцветье. Реализовывались модели школ, учебы,
труда, свободного воспитания, самореализации
личности. Еще больше было видов: коммуны, общины,
станции, гимназии, лицеи, комплексы. Школы
частные и конфессиональные. Там, где сохранялось
Пространство, Детство и лютовало педагогическое
насилие.
Даже когда признавалась только единообразная
школа, директорам и педагогам удавалось придать
ей особое выражение. При послаблениях же вовсю
расцветали авторские школы. Если же проводить во
времени и пространстве ряд наиболее значимых
школ, то выстраивается такой стержень:
Медведниковская гимназия (Недачин) – Первая
опытная станция Наркомпроса Шацкого –
Павлышская школа Сухомлинского –
Образовательный комплекс № 109 Ямбурга.
НАСЛЕДИЕ
ХХ век, как и в целом в истории человечества,
оставил великое наследие. По отношению к
педагогике, школе вообще складывается ощущение,
что все возможные слова о воспитании и
образовании уже сказаны, смыслы явлены и
прояснены, продуктивные технологии
апробированы. Не случайно к концу столетия явно
наступила повторяемость одних и тех же понятий,
слов, идей. Чувствовалась усталость культуры.
Что же касается свершенного за это столетие
отечественными педагогическими мыслителями,
учеными-педагогами, психологами, учителями, то в
целом, несомненно, была сформирована
фундаментальная и уникальная педагогика
российской школы, имеющая в лучших образцах
всемирное наследие.
УРОКИ
В России педагогам воистину надо жить долго. И
не только для того, чтобы дожидаться осени и
увидеть, как плодоносит их сад, но и чтобы “жить
после жизни” — получить от потомков святую
благодарность.
Время все расставило на круги своя. По
гамбургскому счету воздав подлинным подвижникам
гуманистической педагогики и жестко указав
место тем, кто на конъюнктурной волне взмывал на
педагогический Олимп.
Главным же уроком стал оптимистический вывод:
школа в России вечна, педагогический потенциал
неисчерпаем. Нам есть чем гордиться, у нас были
замечательные педагоги, прекрасные школы. У нас
была великая эпоха!
|