Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №46/2000

Архив

В.КАТАЕВА, к.с.н., преподаватель,
г. Пермь

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМИ

Требования и задачи

В России переходного периода, в связи с процессом формирования среднего класса, происходит резкое снижение государственной и, соответственно, муниципальной поддержки образовательной сферы. Дефицит бюджета образовательных учреждений покрывается сегодня из трех основных источников: добровольно-принудительные пожертвования, плата за дополнительные образовательные услуги и оплата необходимых условий для функционирования (ремонт, охрана, покупка оборудования, учебников и т.д.) Это обстоятельство требует незамедлительного совершенствования системы управления образовательными учреждениями: перехода от государственного к государственно-общественной форме управления ими. Юридическое обоснование данной формы управления содержится в Законе «Об образовании» (ст. 35, п. 2; Закон РФ «Об образовании». Пермь, 1993.
С. 33). Старт же ее нормативному оформлению в части привлечения дополнительных денежных средств был положен лишь спустя пять лет в инструктивном письме Министерства образования РФ № 57 от 15.12.98 г. Затем выходит Указ Президента РФ от 31 августа 1999 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений» и Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999 г.
№ 1379 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете образовательного учреждения».
Данное положение о попечительском совете выделяет девятнадцать задач, стоящих перед этим органом общественного самоуправления. Среди них основными являются: привлечение внебюджетных средств для обеспечения и совершенствования образовательного процесса, контроль за целевым использованием как бюджетных, так и внебюджетных средств администрацией общеобразовательного учреждения, утверждение образовательной программы, содействие совершенствованию материально-технической базы общеобразовательного учреждения, внесение предложений учредителю учреждения по совершенствованию его деятельности и т.д. В состав попечительского совета могут входить представители государственных органов, органов местного самоуправления и организаций различных форм собственности, родители обучающихся и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности общеобразовательных учреждений.

Экскурс в историю

Для сравнения можно привести несколько фактов из истории попечительских советов дореволюционной России, которая имела богатейший опыт попечения образовательных учреждений различной формы собственности:
1860 – создание первых попечительских советов в России;
1914 – в России введены вторично попечительские советы; обязательное учреждение попечительских советов во всех образовательных учреждениях;
1916 (6 июля) – Положение о родительских организациях при средних учебных заведениях. Министром народного просвещения цель данного Положения была сформулирована так: «Для совместной работы в деле воспитания и обучения и в попечении о материальных нуждах учащихся»;
1905 (13 ноября) – родительские комитеты.
В состав совета в то время входили: почетный попечитель, директор образовательного учреждения, трое учителей, избираемых на год педагогическим советом, и не более 4 лиц, избираемых на три года учреждениями, сословиями, обществами и лицами. Задачи совета были следующие: разработка содержания образования в учебном заведении; сохранение и расширение материальной базы; контроль за расходованием средств, как выделяемых из бюджета, так и привлеченных; установление платы за обучение и ее размера; освобождение учеников от платы и введение новых предметов, разделов в уже существующие или изменения в распределении часов в учебном плане; представление предложений об открытии новых классов или отделения дошкольной подготовки.
Сравнительный анализ показал, что и по составу, и по задачам, и по форме попечительские советы прошлого и настоящего значительно отличаются, т.к. действуют в различной социально-экономической и правовой среде. Почетными попечителями в дореволюционной России были чаще всего богатые представители дворянства, включая царскую семью, и зажиточные купцы. Купцы-меценаты также имели серьезный экономический и социальный стимул для участия в работе попечительских советов: получение дворянских званий, льгот и возможность обучения своих детей в дворянских учебных заведениях. Например, в Пермской губернии «к началу XX в. благотворительная деятельность активизировалась. На средства купеческого капитала финансировались губернское попечительство детских приютов, Общество Красного Креста, ведомство императрицы Марии и некоторые духовные учреждения. Мощную финансовую поддержку имело коммерческое образование и др. учебные заведения. Самой важной акцией купечества и интеллигенции явилось открытие первого на Урале высшего учебного заведения Перми – университета». (Баяндина Н.П. Пермь купеческая. Пермь: «Пушка», 1997. С. 42). В России начала XX в. существовал достаточно развитый средний класс, который реально мог поддерживать образовательные учреждения благотворительными взносами. Сегодня, когда в Пермской области на начало 1999 г. к малоимущему населению относятся почти каждый третий мужчина, почти каждая четвертая женщина, почти каждый второй ребенок и почти каждый человек пенсионного возраста, сложно ожидать активного и продолжительного участия населения в благотворительной поддержке денежными ресурсами образовательных учреждений.

Возникшие проблемы

Полтора года, прошедших в г. Перми со времени начала реализации Закона «Об образовании» и Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений», показали, что появились и становятся очевидными проблемы:

1. В области становления общественного самоуправления в образовательных учреждениях. Имеет место недостаточно четкое разграничение функций муниципального и общественного самоуправления. Механизм работы попечительских советов в целом определен. Вместе с тем в большинстве образовательных учреждений города не определен правовой статус попечительских советов за редким исключением, что обусловлено недостаточной разработкой в Законе «Об образовании» (ст. 35, п. 2).
2. В области аккумуляции денежных ресурсов. Несмотря на то что значительная часть образовательных учреждений имеет материально-ресурсную базу для осуществления своей деятельности, большинство из них испытывает трудности в систематическом привлечении ресурсов на уровне местных сообществ. Попечительские советы, как правило, не имеют четко разработанной политики и постоянной деятельности в области привлечения, учета и эффективного использования ресурсов. Деньги, собранные у родителей, приходуются в школьную кассу и на расчетный счет школы или отдела образования, откуда их зачастую трудно или невозможно получить. Деньги, собранные у родителей, попав таким образом в банк, уходят в различные социальные фонды на уплату штрафов, которые должны оплачивать учредители образовательных учреждений ввиду задержки заработной платы.
3. В области нормативно-стандартной базы попечительских советов. Отсутствует пакет нормативных документов по организации и регламентации деятельности попечительских советов или иных форм общественного самоуправления. Следствием этого являются обилие различных по содержанию и по форме положений о попечительских советах, приписывание попечительским советам функций, ничего общего не имеющих с функциями стратегического управления.
4. В области технологий самоуправления. Отсутствие навыков общественного самоуправления у родителей, учащихся, представителей сочувствующей общественности по аккумуляции местных ресурсов сообщества, выстраиванию эффективных связей с общественностью на основе партнерских отношений, разработке и продвижению продуктов деятельности образовательного учреждения, интересных как заказчику, так и потребителю.
5. В области кадрового обеспечения деятельности попечительских советов. В сфере управления ими решающую роль в большинстве случаев играет директор образовательного учреждения. Отсутствуют специально разработанные организационные процедуры принятия решений, работа со штатом, добровольцами и т.д. В большинстве попечительских советов остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров, включая менеджеров, бухгалтеров, специалистов по привлечению средств и др.
6. В области взаимодействия с субъектами различных форм собственности по поддержке образовательных учреждений и др. Неготовность образовательных учреждений выстраивать партнерские отношения с представителями властных, коммерческих и некоммерческих структур. И родители, и администрация большинства школ до сих пор выступают в роли просителей.
7. В области взаимодействия со СМИ. СМИ формально поддерживают развитие попечительства. Однако, как правило, у их представителей отсутствует ясное понимание роли попечительских советов в рамках образовательных учреждений. Это значительно тормозит возможности использования СМИ для формирования положительного имиджа попечительства в г. Перми.
8. В области использования существующего местного, российского и зарубежного опыта. Отсутствие информации о положительном местном опыте, слепое копирование российского или зарубежного опыта не дают желаемых результатов в деятельности попечительских советов в масштабах города.

Направление деятельности

На основе вышеизложенного центральной стратегией в развитии попечительства в г. Перми может быть комплексный системный подход по обеспечению его устойчивого развития. Исходя из этого эффективная деятельность, направленная на развитие попечительства в г. Перми, должна содержать как минимум четыре программных направления:
l обучение, тренинг и консультационная поддержка лидеров и членов попечительских советов в области некоммерческого менеджмента (организационное развитие, учетная политика и бухгалтерия и др.), нацеленные на обеспечение устойчивого развития попечительства и повышение эффективности проектов и программ попечительских советов;
l фасилитация процесса распространения взаимовыгодного взаимодействия различных моделей попечительства, работающих не только в правовом поле Закона РФ «Об образовании», но и в правовом поле некоммерческого сектора на основании Законов РФ «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и «О некоммерческих организациях»; создание сети партнерских родственных организаций в сфере попечительства образовательных учреждений как на местном, так и на российском и международном уровнях;
l фасилитация процесса построения взаимовыгодного взаимодействия различных моделей попечительства со значимым окружением (государственные органы, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие структуры, СМИ), направленного на построение специфической ниши попечительства в социально-экономической инфраструктуре г. Перми;
l создание и развитие городского информационно-методического центра, призванного обеспечивать методическую, технологическую, образовательную и информационную поддержку попечительства и содействовать формированию благоприятной среды его распространения в г. Перми.
Устойчивое финансовое развитие и переход на самофинансирование обеспечиваются через получение социального заказа от муниципальных и государственных структур, за счет частичной компенсации со стороны попечительских советов расходов на проведение различных тренинговых и консультационных программ, за счет расширения географии деятельности, за счет издания методических материалов, созданных на основе сбора, обобщения и анализа накопленного опыта, тренингов, семинаров, консультаций и т.д. Существенными источниками обеспечения развития сети попечительских советов являются взаимовыгодная спонсорская поддержка коммерческих структур и гранты.

Рейтинг@Mail.ru