Евгений
КРАШЕНИННИКОВ,
А ПРОЙДУТ ПИОНЕРЫ...
Тут уж никуда не деться: идея детской
организации жива, и задачей сейчас является не
обсуждение, нужна ли она или нет и чего от нее
больше – пользы или непредсказуемых
последствий. Главный вопрос: а какая же возможна
детская организация?
Дело в том, что в опыте у педагогов и
родителей (и, что интересно, и у детей) есть только
пионерская организация. Ее деятельность
осталась в памяти зачастую непроанализированным
воспоминанием, куда примешиваются не только
реальные дела, проходившие под ее эгидой, но и
впечатления от фильмов, книг, да и вообще от всего
своего детства.
Обычно когда начинают обсуждать специфику
пионерской организации, то делают упор на ее
изначальную идеологизированность (пионеры –
смена комсомола, а комсомол…). Но мы не будем
затрагивать внешнюю идеологию пионерского
движения. Во-первых, потому, что написанное в
программных документах имело мало отношения к
реальной пионерской жизни (как сказал Дмитрий
Хорин про борьбу с буржуинами: «Покажем мы им,
кровопийцам, что лозунги наши сильней…»), а
во-вторых, главное – суть явления, и его
последствия можно понять, просто анализируя его
структуру. Это мы и попробуем сделать.
Существует три типа детских организаций:
объединения по интересам. Они могут
базироваться на некотором реальном, конкретном,
уже существующем детском интересе (спортивные
секции, «живые уголки», объединения футбольных
или музыкальных фанатов и т. п.) либо формировать
новые потребности (как, например, «Каравелла»
Владислава Крапивина);
тимуровское движение и его варианты.
Здесь главным является не удовлетворение
какого-то своего, сугубо личного пристрастия, а
некоторая общественно полезная деятельность
(«для другого»). При этом главным результатом
является не просто та польза, которую принес их
труд (налитая бочка с водой или уложенные в
поленницу дрова), а те нравственные качества,
которые формируются у самих тимуровцев. И
поэтому для тимуровского движения принципиальна
анонимность (нельзя хвалиться добрыми делами) и
независимость от взрослых (хотя это менее
значимо);
скауты. Это строго регламентированная
организация с твердой дисциплиной, формой и
четкими правилами. Идейная основа скаутинга –
христианство, главная задача – изучение и охрана
природы. Скаут – юный разведчик природы (отсюда и
внешняя форма, напоминающая военную).
Пионерская организация в том виде, в котором она
действовала в период своей наибольшей мощи,
представляла собой совокупность всех этих идей.
В ней были представлены различные направления
детских интересов, присутствовали общественно
полезные цели и четкая организация. То есть
формально это было единство всего лучшего, что
может быть в детском движении. А теперь
посмотрим, как трансформируются эти идеи, будучи
вырванными из своего контекста и включенными в
организацию иного типа.
Начнем с объединений по интересам. Я
понимаю, что если я увлекаюсь шахматами, то мне
хочется найти других сверстников, для которых
это тоже важно (как минимум надо найти одного, с
кем играть, или нескольких, если речь о футболе).
Мы собираемся, играем, обсуждаем, учимся. Но зачем
мне отчитываться об этом перед отрядом? Ведь у
других и интересы другие. Можно сказать: для того,
чтобы привлечь еще кого-то. Но для этого я могу
выпускать газету, устраивать разные зрелищные
мероприятия, и никакой отряд мне не нужен. Может
ли отряд помочь в организации этих мероприятий?
Да, конечно. Но если отряд будет помогать всем во
всем, то реально получится, что я – шахматист –
буду устраивать выставки кроликов, концерты
скрипичной музыки, забеги вокруг здания школы и
т. п. А не лучше ли, если бы я в это время
совершенствовался в своей игре и этим бы
привлекал к ней окружающих, а бегун бы бегал,
скрипач – скрипел, кролики размножались. Ну и,
конечно, я, как и любой нормальный ребенок,
помогал бы своим друзьям, если бы они попросили,
– и без всякого отряда.
Кроме того, в те пионерские времена странно было
слушать отчет об успехах конкретных ребят («У нас
в отряде двенадцать человек учатся на «хорошо» и
«отлично», Вася Петин занял первое место по
стрельбе из рогатки, Маша Дашина получила диплом
второй степени на конкурсе чтецов…»). Это все
здорово, но какое отношение ко всему этому имеет
пионерский отряд? Я и так горжусь Машей и Васей,
как их товарищ, но что, если бы не было
организации, Маша хуже прочла бы «Облако в
штанах»?
Однако это принципиальный момент: победила не
просто Маша, а мы. В одном отечественном фильме
семидесятых годов западный ученый, разговаривая
со своими советскими коллегами, недоуменно
вопрошал: «Почему, когда у нас в Америке кто-то
сделал открытие, говорят: он сделал открытие, а у
вас, когда появляется новое изобретение, говорят:
мы изобрели?» И действительно, почему я должен
больше гордиться Нобелевской премией,
полученной Жоресом Алферовым, а не его
американскими напарниками? Я горжусь любым
успехом (и Моцартом не меньше, чем Чайковским)
независимо от того, сделал его представитель
моей дружины или другой. А другие будут гордиться
моими достижениями и стремиться их превзойти, а
не примазываться к ним в этом безличном «мы».
Еще интереснее ситуация с
трансформацией тимуровского движения в
пионерской организации. Помните финал
тимуровского отряда в киносценарии Гайдара
«Клятва Тимура»? Если несколько упростить, то
можно сказать, что он выродился в пионеры и
спокойно развалился, так как там дети были
объединены все-таки свободно и могли разойтись
по-хорошему. А произошло следующее: было забыто,
что главной целью являлось внутреннее развитие
участников, воспитание благородных, отзывчивых,
честных, скромных людей через вовлечение их в
дела милосердия. Но в такой деятельности не может
быть никаких отчетов («Первый отряд помог двум
старушкам, а второй — трем старушкам и одному
старичку и еще на две трети одному младенцу»).
Афишировать добро могут только посторонние, а
тот, кто его делает, никогда не будет выпячивать
свою доброту. И поэтому тимуровское движение
может существовать только в неподконтрольном
виде с тем налетом романтики и тайны, который так
хорошо был описан Гайдаром.
Очень много пионерия взяла и от скаутов –
организацию, символику
и т. п. Но при этом опять-таки если вырвать все это
из общего контекста, получается совершенно иное.
Да, скауты военизированы и строго
регламентированы. Но скауты являются «военной»
организацией с абсолютно невоенными целями. Нет
ничего более далекого от армейской стилистики,
чем защита природы и христианство. А если это
убрать, то тогда, конечно, сразу побеждает форма
(как в буквальном, так и в переносном смысле).
Символика и должности оказываются главным
интересом, погоны и власть побеждают.
Кроме того, эта внешняя военизированность
возникла в скаутинге не от чьей-то прихоти или
ради эстетического любования. Она была внутренне
необходимой, потому что скауты были реальные
разведчики природы (не в библиотеке, а в лесу). А
так как они бsыли реалистичны, то понимали, что
дикая природа – это не только объект для
зрительной услады, но опасная и неизвестная
сфера (причем всегда, сколько бы ты ее ни
осваивал). Отсюда и дисциплина, и вся скаутская
регламентация. Зачем же все это на сборе дружины
в условиях школьного спортзала – непонятно.
Еще один вопрос, который возникает при анализе
специфики пионерской организации: зачем нужна
единая организация для всей страны?
Предполагаемый ответ: чтобы дети могли лучше
отстаивать свои интересы. Но для этого их
интересы должны отличаться от интересов тех,
перед кем они их отстаивают, – от государства, от
взрослых.
Если же создана детская организация, чтобы как
раз наоборот, поддерживать государство и
взрослых, то существует только один честный
вариант ее создания – это путь «снизу». Дети сами
начинают объединяться, налаживают связи с
другими группами, школами, городами (через
Интернет, например) и создают в результате мощную
межрегиональную организацию (сколько угодно при
помощи взрослых). Но только «снизу». А иначе это
будет не детская организация, а нормальная
эксплуатация детского труда на политической
ниве.
Есть еще один момент психологического характера.
Детям, особенно в подростковом возрасте,
необходима идентификация с группой. Но не любая
подобная идентификация будет продуктивной для
развития. И здесь очень важно понять, что собой
должна представлять эта группа. Мы можем найти в
психологии два варианта ответа на этот вопрос.
Абрахам Маслоу писал, что это должна быть
небольшая группа людей, в которой возможно
интимно-личностное общение с сохранением при
этом некоторой неприкосновенной сферы, куда
закрыт доступ даже близким друзьям. Вариант
Эриха Фромма внешне максимально противоположен:
для нормального развития необходима
идентификация с человечеством. Самое интересное,
что эти, казалось бы, абсолютно удаленные друг от
друга варианты являются единственно возможными,
а промежуточные – нет.
Невозможна идентификация по месту жительства
или со своей школой. Я – магаданец: что это? Смысл
этого прост: я люблю свой город, где родился и
живу. А если бы я родился в Верхней Салде, то я так
же любил бы ее. И в этом отношении и магаданец, и
дюссельдорфец, и антананаривец абсолютно
одинаковы. Мы не отличаемся друг от друга тем, что
любим разные города, а как раз похожи в этом
отношении: содержание нашего чувства – любовь к
родному городу.
Идентифицироваться с людьми, которых я не знаю,
но с которыми состою, например, в единой
организации, – странно. То есть это, разумеется,
возможно («Я – член Всероссийской пионерской
организации!»), но это будет идентификация без
содержания. Ведь идентификация с близкими
друзьями происходит именно потому, что мы друзья.
То есть мы делаем что-то вместе (например,
разговариваем, хотя чаще всего наше общение
шире). Мы знаем многое друг про друга, и мы считаем
друг друга хорошими людьми. Если бы наличие
пионерского галстука говорило о том, что его
носитель – хороший человек, то было бы понятно.
Но именно в этом случае такая организация не
могла бы быть не просто всесоюзной, но и просто
массовой (не потому, что хороших людей мало, а
потому что они бы в этом случае галстук никогда
бы не повязали).
Идентификация же с человечеством как раз
возможна (как и с близкими друзьями), потому что в
ней есть содержание: мы – люди, мы все отличаемся
от животных, и это принципиально при всей нашей
любви к ним, и именно это во всех нас самое
главное. Поэтому мы и едины. Все наши
многочисленные различия значительно меньше, чем
самое мелкое отличие от хорошо обученной
обезьяны.
А идентификация с национальностью – это уже
совсем другая идея. Я – француз. Это что –
культура? А разве Толстой для француза
обязательно должен значить меньше, чем Гюго? Или
Лесков для русского должен быть обязательно
ближе, чем для румына? И если мы живем в одной
стране, то почему все-таки мы должны носить
галстуки одного цвета? Даже в социалистической
Польше каждая дружина харцеров имела галстуки
своего цвета или гаммы цветов.
И последний момент. Могут сказать: зачем
придираться к словам, давайте сделаем просто
хорошую детскую организацию, а ребят в ней
назовем привычным словом «пионеры»… Ну, с одной
стороны, для тех, кому сейчас пять лет, слово
«пионер» ничуть не более привычно, чем «харцер»
(как не мучается сейчас никто из детей, что
станция метро называется «Китай-город», а не
«Площадь Ногина» – да и взрослые не мучаются), ну
а то же скаутское движение в России имеет более
долгую историю. Но не это самое важное.
Как обычно случается, за словом протащится и то,
что оно на самом деле обозначает. И вместо
инициативной, свободной, результативной детской
организации опять окажется:
«А пройдут пионеры…». |