Александр ЛОБОК,
доктор психологических наук,
руководитель проекта «Вероятностное
образование»
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ:
КОНФЛИКТ ПАРАДИГМ
Вопрос об образовательных стандартах
как о мериле содержания образования и точке
отсчета для построения современной школы или
школы ближайшего будущего – это вопрос, который
в конечном счете упирается в то, что можно было бы
назвать «парадигмальными основаниями»
педагогического мышления – сумму неявных
предпосылок, задающих тот или иной угол зрения
или способ понимания.
Вопрос о стандартах оказался именно
потому столь остр, что в точке этого вопроса
обнаружилось несовпадение двух педагогических
мировоззрений, двух стратегических
представлений о том, что является содержанием
образования и каковы перспективы современной
школы.
Попробуем описать те две принципиальные
парадигмы, которые выступают в качестве неявных
оснований сегодняшнего педагогического
мышления и в пространстве которых ведутся любые
дискуссии. Это нужно, чтобы понять, почему
стороны не слышат друг друга, и задуматься над
вопросом, как возможен переход в иное
парадигмальное пространство.
Учебно-трансляционная парадигма
образования
Это парадигма, в рамках которой
выстраивается содержание всей традиционной
школы и суть которой заключается в том, что школа
по своей сути есть не что иное, как инструмент
трансляции. Трансляция чего – это уже следующий
вопрос. Содержание образования в рамках такой
парадигмы – это то, что можно «придумать
заранее» (в программах, учебниках, в голове
учителя) и, далее, предъявить ученику как то, что
тот должен «усвоить» или «освоить» (т.е. сделать
своим, внутренним) с помощью тех или иных учебных
действий. И все, что требуется при этом от
учителя, – найти наиболее эффективные способы, с
помощью которых заранее придуманное (выделенное,
смоделированное) учебное содержание можно было
бы сделать достоянием ученика.
При этом учебные технологии могут быть
«традиционными» либо «новаторскими», однако это
не меняет главного: их смысл принципиально
трансляционен. И с этим связано понимание
перспектив развития школы в границах
описываемой парадигмы: они связаны, с одной
стороны, с определением так называемого
«оптимума» учебного содержания (т.е. с
определением того учебного содержания, которое
следует осваивать среднестатистическому
ученику), а с другой – с повышением так
называемой эффективности
учебно-трансляционного процесса.
Чем большее количество учебного содержания
оказывается возможным транслировать в единицу
времени с помощью той или иной учебной
технологии, тем выше ее эффективность. В этом
заключается, так сказать, мера учебной
эффективности. И весь традиционный учебный
процесс построен на поиске более высоких учебных
технологий, позволяющих более эффективно
транслировать заданное учебное содержание.
Даже идея детской субъектности в границах данной
парадигмы есть не более чем средство решения
трансляционных задач. Учитель опирается на
субъектность ученика лишь затем, чтобы ученик
более эффективно справился с освоением учебной
программы. В этом случае субъектность ученика не
самозначима, а носит всецело подчиненный задачам
учебной трансляции характер либо служит своего
рода «бесплатным приложением» к собственно
учебному процессу.
Лекция
о вреде алкоголизма в тюремной аудитории в г.
Фрэн
Естественно, что критерием образования
в данной парадигме оказывается объем
осваиваемых учеником знаний, умений и навыков.
Чем больший объем этих знаний, умений и навыков
освоен – тем более образованным считается
ученик. Важно только решить, какие именно знания,
умения и навыки должен осваивать ребенок и каков
должен быть так называемый минимум знаний,
умений и навыков, им осваиваемых.
Разумеется, если видеть сутевую задачу школы в
трансляции культурной информации или в
«приобщении» учащихся к миру культуры, –
разговор об учебном минимуме знаний, умений и
навыков неизбежен. Ведь понятно, что вся
человеческая культура необозримо велика по
сравнению с учебными возможностями усвоения
знаний, которыми обладает всякий отдельно взятый
(и даже гениальный) ребенок. А это значит
(единственно возможная логика мысли в границах
описываемой парадигмы!), что из необозримо
большой культуры нужно «выбрать» самые
замечательные (и самые доступные возрасту,
разумеется!) ее кусочки и представить их в виде
специально оформленного (т.е. особым образом
систематизированного и методически поданного)
«учебного содержания»… Надо только
урегулировать споры между представителями
разных «учебных предметов» – сколько какого
«предмета» можно предъявить
среднестатистическому ребенку, чтобы и
предметам обидно не было, и физиология не
пострадала.
Исторические границы
учебно-трансляционной парадигмы
Напомню, кстати, почему вообще в истории
образования возникла необходимость упаковки
культуры в особый формат искусственно
моделируемого «учебного содержания».
Еще в эпоху античности о таком подходе к
образованию было невозможно помыслить,
поскольку сама культурная Ойкумена той эпохи
была настолько ограниченна, что процесс
формирования образованного человека мог
происходить в виде «живой Одиссеи», живого
внутрикультурного путешествия-приключения, или,
как бы мы сегодня сказали, диалога с живыми
текстами культуры, количество которых было
принципиально обозримо и сопоставимо с
физическими возможностями отдельно взятого
человека.
Чтобы стать подлинно образованным человеком
своей эпохи и своей культуры, достаточно было
познакомиться с неким вполне исчисляемым
количеством авторов и текстов. А это значит, что
античный мир принципиально не нуждался в фигуре
учителя-транслятора или в идее школьного
учебника: образование совершалось как процесс
живой встречи с «первоисточниками» – живыми
«людьми культуры» и живыми культурными текстами.
«Учителя» Древней Греции – не
«учителя-трансляторы», не «учителя-предметники»:
они всегда говорят от своего собственного имени.
При этом культурный мир древнего грека был
принципиально обозрим: он исчерпывался крайне
ограниченным пространством и столь же
ограниченным временем жизни нескольких
культурных поколений.
Но так можно было говорить лишь о первых веках
греческой культурной истории, включая ее
«золотой» — V век. Чем больше развивалась
греческая культура, тем в большей степени
возникала проблема несопоставимости непрерывно
расширяющейся культурной Ойкумены и
возможностей отдельно взятого человека по ее
освоению.
В сущности говоря, это противоречие можно
рассматривать в качестве одной из наиболее
глубоких и радикальных причин кризиса (и
последующей гибели!) античной цивилизации.
Н.Эндри, 1749. Ортопедия или искусство
предупреждения и исправления уродств тела у
детей
Иными словами, в ее распоряжении не
оказалось механизмов, которые могли бы
урегулировать принципиальную неравновесность
экспоненциально расширяющейся культуры и
образовательных возможностей личности. По мере
того как становилась все более очевидной
образовательная несопоставимость исторически
накопленного к этому времени огромного
культурного материала и индивидуальных
возможностей отдельно взятого человека по его
освоению и удержанию, формировался и углублялся
своего рода культурно-образовательный невроз,
закономерно разрешившийся в
агрессивно-депрессивном гедонизме позднего
Рима. Чувство сумасшедшей избыточности
накопленной к этому времени культуры и приводит
к ее истерическому разрушению.
В самом деле, осознание того, что мир культуры
настолько велик, что его нельзя «присвоить»
посредством образовательного путешествия, – это
воистину трагическое осознание. Весьма
показательна в этом плане фигура Нерона –
ученика Сенеки, сжигающего Рим. В сущности
говоря, это не что иное, как истерика человека,
который поставил перед собой задачу прочитать
библиотеку в сто тысяч томов, но вскоре убедился,
что жизни не хватит прочитать и двадцатую часть
этой библиотеки, и тогда он начал эту библиотеку
уничтожать.
Таким образом, уничтожение культуры и ее
памятников – это своеобразный
(невротически-агрессивный) способ
восстановления душевного равновесия для
человека, осознавшего несоизмеримость своего
личностного масштаба с масштабом культуры.
Поэтому спасительность христианского
средневековья состояла, между прочим, в
предложенной им процедуре культурного аутодафе:
в том, что было произведено искусственное
отсечение (и уничтожение) множества культурных
пластов и множества культурных текстов,
созданных в античную эпоху. Христианская эпоха
преодолевает языческое многобожие и языческое
же многокультурье. Взамен тысяч авторов и многих
сотен тысяч текстов она оставляет один –
абсолютный! – культурный текст и выстраивает
совершенно особую культуру, которая вся
оказывается не чем иным, как развернутым
комментарием к этому абсолютному тексту.
Оказывается, чтобы стать образованным человеком,
вовсе не обязательно осуществить
энциклопедическое путешествие по всем имеющимся
культурным вселенным: достаточно проникнуть в
глубь одного-единственного текста. Но поскольку
этот текст неисчерпаемо и бесконечно велик,
требуется особая культура – культура
ученического смирения перед этим текстом.
Только в эту эпоху впервые появляются феномен
трансляционной педагогики и фигура
учителя-транслятора. Учителя, смысл которого не в
предъявлении своего «Я», а в трансляции некоего
высшего знания. Здесь же впервые возникает и
феномен «учебного предмета», т.е. предмета,
вычленяемого априорно и универсально для всех. И
этим «самым первым» в истории человечества
учебным предметом становится то, что можно было
бы условно назвать «Законом Божиим».
Так или иначе, но именно
искусственно-религиозное ограничение
культурного горизонта было тем спасительным
кругом, который позволил европейскому человеку
выкарабкаться из позднеантичного кризиса и,
более того, сформировать свою культурную
идентичность.
Поликультурность – оружие страшной
деструктивной силы – было надежно запрятано в
землю и в архивы книгохранилищ на целое
тысячелетие.
Первые гуманисты Возрождения даже предположить
не могли, какое культурное чудовище они вызывают
к жизни, заново открывая мир античной культуры.
Обнаружение гигантских культурных «залежей»
античности, с одной стороны, воодушевляло, а с
другой – не могло не создать ощущения
культурного шока. К этому добавилась эпоха
Великих географических открытий, означавшая
взрывообразное расширение культурной Ойкумены.
Что позволило новоевропейскому человеку
устоять, а не пережить этот культурный шок как
личностную катастрофу? Несомненно, изобретение
науки – принципов научной систематизации и
классификации культурного содержания. Если
угодно, принципов научного «утрамбовывания»
культурной информации.
Именно благодаря изобретению того, что мы
называем наукой в ее новоевропейском смысле, у
образованного человека той эпохи оказался в
руках надежный инструмент регуляции своих
взаимоотношений с непомерно великим миром
культур и культурной информации. Наука
«обуздала» неуемную энергию бурно
разрастающейся культуры с помощью каркаса
жесткой понятийной систематики и создала
иллюзию, что возможен эффективный (и научно
обоснованный!) механизм жесткого культурного
отбора.
А закономерным приложением идеи науки именно в
таком ее систематизирующем и упорядочивающем
смысле стало изобретение идеи школьного
учебника как систематизированной квинтэссенции
культуры, созданной в специализированных
образовательных целях*.
С изобретением учебника учебно-трансляционная
парадигма школы получила свое логическое
завершение.
1. Есть реальная культура, непосредственный
образовательный диалог с которой заведомо
невозможен в силу ее огромности и учебной
неохватности.
2. Но зато есть система учебников (и учебных
программ) как микромодель культуры, основанная
на жестком («научном!») отборе «наиболее
важного», «наиболее существенного» содержания
культуры, которое и становится предметом
учебного освоения.
3. И есть учитель, владеющий теми или иными
методиками эффективной трансляции учебного
материала.
4. А еще есть ученик, у которого нет возможности
непосредственного и прямого освоения культурной
Ойкумены, но зато есть возможность более или
менее полноценного освоения системы учебников
как суррогата культуры; и хотя реальная культура
при этом оказывается фактически «по ту сторону»
учебника, хотя бы иллюзия образовательного
движения в культуре при этом создается.
И все бы хорошо в этой учебно-трансляционной
парадигме, да вот беда: развитие культуры и
теории культуры на протяжении ХХ века заставляет
все более и более усомниться в одном из главных
постулатов учебно-трансляционной парадигмы: в
том, что сама идея «научного отбора наиболее
ценного содержания культуры» является научно
состоятельной.
Чем дальше развивается человеческая культура и
чем более глубоко исследуется ее природа, тем
более очевидным становится то обстоятельство,
что «наиболее ценное» содержание культуры
принципиально невычленимо и что ни внутреннее
содержание той или иной культуры, ни всю
совокупность культур нельзя выстроить по
иерархическому принципу. Это во-первых.
А во-вторых, обнаружился такой существенный
парадокс. В учебниковском (сокращенном,
обрезанном, адаптированном) формате исчезает
самое главное, что делает любую культуру
культурой: ее реальная жизнь. И чем мощнее
реальный культурный рост, тем наивнее и нелепей
попытки переведения этого культурного роста в
«легко усвояемый» учебниковский формат.
По мере развития человеческой культуры (и,
следовательно, по мере экспоненциального
наслоения все новых и новых культурных слоев,
каждый из которых отнюдь не отменяет предыдущих,
а лишь увеличивает пространство их возможных
интерпретаций), указанная парадигмальная
установка во все большей мере обретает характер
своеобразного геноцида по отношению к реальной,
живой культуре. Или, скажем мягче, культурной
вивисекции, когда реальная культура «режется по
живому» во имя создания некоего
«утрамбованного» учебного содержания. И чем
дальше будет происходить развитие реальной
культуры, тем более жестким должен будет
становиться этот учебный отбор и тем в большей
степени «утрамбованное» учебное содержание
будет отличаться от содержания реальной
культуры, заведомо не помещающейся в
учебниковский формат. Как может учебник быть
проводником в мире лавинообразно нарастающей
культуры?
Простой пример. Во времена Пушкина ученики
Царскосельского лицея могли осуществлять
долговременное погружение в античную культуру
или культуру французского Просвещения хотя бы
потому, что они были избавлены от необходимости
(или лишены возможности) погружаться в
последующую культуру XIX или ХХ века. И наоборот:
если я читаю «Братьев Карамазовых» и «Записки
Пиквикского клуба», у меня заведомо не остается
времени прочитать Гомера и Вольтера. А если я с
утра до вечера читаю сайты Интернета, у меня
решительно не остается времени на чтение всего
того, что было раньше.
Что в этой ситуации делать школе? Продолжать
маниакально-упорно утрамбовывать реальную
культуру в учебниковский формат? Искать и
разрабатывать более совершенные методики
усвоения этого утрамбованного содержания?
Увеличивать общую продолжительность школьного
обучения (от десятилетки до двенадцатилетки и
далее, со всеми остановками)?
Понятно, что по мере расширения «взрывного
пространства культуры» эта экстенсивная
стратегия все больше и больше заходит в тупик. И
чем дальше, тем больше видно это несоответствие
реального масштаба культуры и искусственного
масштаба любого – даже самого замечательного —
учебника.
Очертания новой парадигмы
Сегодня образование находится на
переломе, когда меняются представления о самом
его смысле: но видится не столько в
учебно-порционной трансляции неких культурных
ценностей или знаний, сколько в самом процессе
становления личностной субъектности «ученика».
Закавыченность слова «ученик» в данном случае
означает то, что, по сути дела, речь идет о выходе
за границы собственно учебной деятельности и о
переходе в диалоговое пространство.
Особо важно подчеркнуть, что диалог – это
принципиально неучебная процедура. В диалоге
человек не становится учеником другого,
усваивающим чью-то позицию и чьи-то взгляды или
воспринимающим какую-то информацию. В диалоге
человек вырабатывает свою собственную позицию,
свое собственное «Я», удерживая на дистанции
позицию и «Я» другого. В диалоге человек – сам
инициатор своего образовательного движения и
сам автор той траектории, которую он
простраивает внутри той или иной культурной
реальности (скажем, в реальности читаемого им
«Гамлета» или в реальности живого культурного
собеседника).
Пара «учитель – ученик» – пара принципиально
неравновесная. Как бы ни был учитель
ориентирован на субъектность ученика, он все
равно является Тем, Кто Учит, а ученик – Тем, Кто
Учится. И именно учитель, а не ученик оказывается
инициатором учебного процесса и носителем
представлений о том, чему должен научиться
ученик.
Наоборот, когда речь идет о диалоге,
подразумевается позиция равновесных
субъектностей. Я вступаю в диалог потому, что мне
интересно, и я сам, в меру своей субъектной
ограниченности (а субъектность по определению не
может не быть ограниченна!), определяю предмет
своего интереса в своем культурном собеседнике
– будь это живой человек или шекспировский
«Гамлет». Но это мой, собственный, а не навязанный
мне интерес, и это мое, собственное открытие и
прочтение своего собеседника или «Гамлета».
В традиционном процессе учения мне навязывают
некие «учебные предметы», предметность которых
вовсе не обязательно становится предметом моего
субъективного интереса, поскольку их
предметность выделена кем-то, а не мной. Но у меня
всегда есть возможность обнаружить себя (свою
субъектность) в этом чужом предмете = обнаружить
свой собственный предмет = вступить в диалоговый
режим образования. И именно в этом – точка начала
моего подлинного образования, которое всегда
существенно не совпадает с тем внешним процессом
учения, в который я формально погружен. И с этой
точки зрения вся моя жизнь есть процесс
образования (об-раз-ования, где «раз» – единица
целостности) как процесс моих встреч с миром
культуры (или с мирами культуры, коль скоро
каждый человек, по сути, носитель
самостоятельной культурной вселенной; или с
произведениями = производными культуры), в
которых я нахожу все новые и новые основания
своего «Я».
Соответственно, и «человек образованный» с этой
точки зрения – это вовсе не «человек обученный»
(т.е. не человек, которому учебным образом
транслирована та или иная порция культуры), а
человек ставший, состоявшийся – состоявшийся
как личность и способный к развивающемуся и
расширяющемуся диалогу с культурой. А результат
образования – это не то, что ученик усвоил в
результате освоения тех или иных учебных объемов
культуры, а сама субъектность ставшей (и
продолжающей становиться) личности, т.е. сама
способность и потребность личности во
внутрикультурном диалоге.
Кстати говоря, «занять позицию субъектности» –
это и значит делать нечто по своей собственной, а
не по чужой инициативе. Именно слово
«инициатива» является ключом к пониманию слова
«субъектность». Если инициатива моего действия
происходит от меня – я являюсь автором и
субъектом этого действия. А это значит, что я
осуществляю свою, а не чужую деятельность.
Глубинная проблема современной российской (и не
только российской) школы заключается в том, что
ни дети, ни учителя, ни управленцы не являются в
ней по большому счету субъектами своей
деятельности. Все они осуществляют чужую
деятельность – деятельность, действительным
автором которой являются не они, а кто-то другой.
Поэтому в дальнейшем я буду брать слово
«деятельность» в кавычки всякий раз, когда оно
будет обозначать псевдодеятельность –
деятельность отчужденную, деятельность со
смещенным авторством.
Так, подлинным субъектом и автором учебной
«деятельности» ученика является учебник или
учитель (ведь именно он дает учебные задания и
инструкции по их выполнению и он же осуществляет
контроль за их исполнением). Субъектом
«деятельности» самого учителя являются все те же
учебники, учебные программы и административные
инструкции; субъектом «деятельности» школьной
администрации являются боле высокие
административные инструкции, а субъектом и
подлинным автором «деятельности» составителей
школьных программ и авторов учебников крайне
часто является обыкновенная традиция.
Так что же из сказанного следует, что собственно
деятельность в школе вообще невозможна? К
счастью, это не так. Неотчужденная деятельность,
неотчужденное авторство, неотчужденная
субъектность в школе не только возможны, но и
регулярно возникают. Но исключительно в точках
рождающейся инициативы.
Только там и тогда, где и когда возникает феномен
собственной инициативы – учителя, управленца
или ученика, – возникает феномен деятельности
как таковой. Только точка собственной
инициативы, а значит, точка потенциального риска
и потенциальной наказуемости есть точка
рождения собственно деятельности.
Точки рождения субъектности – это и есть точки
выхода за границы учебно-трансляционной
парадигмы и точки рождения действительно новой
школы. И дело вовсе не в том, какие именно
инициативы рождаются, а в том, что в процессе
рождения этих инициатив рождается сама
педагогическая субъектность. И в этом, кстати,
состоит глубинное значение движения ФЭП как
движения, ориентированного не на учебную, а на
субъектно-инициативную деятельность учителя.
* * *
Проблема реформы школы в формирующемся
парадигмальном пространстве – это менее всего
путь количественного развития современной школы
(утрамбовка содержания, новые методики усвоения,
увеличение продолжительности обучения), но путь
принципиального преодоления школы
трансляционного типа и создания школы, главной
ценностью которой становится субъектный диалог.
Содержание образования в такого рода школе – это
собственная деятельность ребенка и педагога (и
уже на одном этом основании – их совместная
деятельность), а формирование собственной
деятельности в различных образовательных
областях и есть главная задача образования.
Образовательные области – это пространства, в
которых субъекты образовательной деятельности
(и ребенок, и педагог) совершают некое совместное
образовательное путешествие. Причем критерием
эффективности этого путешествия оказывается не
объектная сторона, не количество приобретенной в
течение этого путешествия информации или знаний,
но, если угодно, качество субъектности. Важно не
«сколько я освоил», а насколько моя личность
оказалась субъектно вовлечена в диалог с
культурой.
Естественно, чтобы такого рода образовательные
путешествия оказались возможны, необходимо
освоение языков путешествия – языков диалога с
различными областями культуры и создание
средовых условий для формирования личностной
мотивации «учащихся» и «учителей» к субъектной
самоактуализации в культуре. Именно эти языки и
эта субъектная самоактуализация в культуре и
являются предметом образовательной
деятельности в данной парадигме.
Понятно, что в рамках данной парадигмы
невозможно говорить об «объемном» наполнении
содержания образования и о какой бы то ни было
учебной трансляции содержания образования. Ведь
здесь содержание образования – это то, что
вырабатывается как содержание собственной
деятельности человека.
Но можно ли в этом случае говорить о «стандарте
образования?» Безусловно, да. Однако это будет
стандарт, менее всего измеряемый количеством
учебно транслируемой информации, но состоящий в
определении тех видов и способов деятельности,
реализация которых создает образовательный
каркас личности. |