Александр АДАМСКИЙ
КАК ПОВЕРИТЬ В РЕФОРМУ?
Накануне парламентских слушаний (14 ноября,
Большой зал Государственной Думы, 11.00) сторонники
и противники реформы в образовании проводят
различные встречи, совещания, собрания и делают
все, чтобы еще до самих слушаний оценить расклад
сил.
Собственно, ярко выраженных противников у
реформы нет. Ну кто же будет возражать против
простых и, главное, давно назревших мер –
увеличения бюджетного финансирования,
увеличения доступности образования, расширения
экспериментальных работ, расширения
общественного управления образованием, – против
того, чтобы школа наконец приобрела возможность
самостоятельного хозяйствования? Кто против?
Никто.
А вот единый экзамен вызывает у ректоров вузов
неприятие, которое, впрочем, после их встречи с
Валентиной Матвиенко, выступившей на совете
Союза ректоров, резко убавилось. Правда, у
Виктора Садовничего была последняя надежда –
встреча с В.Путиным до парламентских слушаний,
чтобы привлечь президента на свою сторону и
выступать в Думе более агрессивно, чем на совете
ректоров. Так уже было пару лет назад, когда
разъяренные действиями А.Тихонова ректоры
добились встречи с Е.Примаковым и внесли
предложение назначить министром В.Филиппова. И
сменить курс ведомства.
Эффективность этого хода стала ясной лишь
сейчас: правительству все равно, кто сидит на
министерском месте на Люсиновской. Есть линия, и
она будет реализована. Нравится это ректорам или
не нравится. И вот уже бывший ректорский протеже
и сам бывший ректор В.Филиппов стал самым
яростным борцом за единый экзамен и вообще
реформу.
Но надежда ректоров на встречу с президентом
развеялась. На днях стало известно, что Путин с
ректорами встречаться не будет, а приедет, скорее
всего, прямо на ректорский съезд выступать с
речью. Но съезд ректоров России будет 6 декабря, а
парламентские слушания пройдут на три недели
раньше.
В то же время сам министр также не сидит сложа
руки – он провел совещание с руководителями
региональных органов управления, и во время
краткого общения с ними явного противодействия
реформаторским действиям не произошло.
А пока на верхних этажах образовательной
политики идут согласования и поиски соратников,
«внизу» реформу знают пока плохо и отношение к
ней пока скорее настороженное, чем
благоприятное. И в этом, кстати говоря, главная
недоработка самого ведомства.
Традиционное пренебрежение к открытым,
общественным формам образовательной политики,
отказ профессиональному сообществу в праве на
инициативу и несанкционированные инновации –
таков почерк управления образованием на
федеральном уровне. Пока все усилия ведомства
направлены на административные согласования и
аппаратные утряски.
И в этом главный парадокс реформы: либеральные
преобразования ведомство пытается провести
традиционно авторитарными способами.
Реформа и ведомственные способы ее проведения
постепенно приходят в противоречие друг с
другом.
Но, как мы уже могли убедиться за эти два года, от
реформы никто отказываться не собирается.
Может быть, новым лидером реформы станет
Российский совет развития образования? Или
общественно-профессиональная сеть Федеральных
экспериментальных площадок? Или нарождающееся
движение попечительства?
Ясно одно: чем дольше ведомство будет удерживать
монополию на реформу, тем хуже для самой реформы.
Тем труднее будет людям поверить в нее.
А без веры граждан никакой реформы не будет.
Ну неужели это так трудно понять! |