Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №42/2000

Архив

Александр АДАМСКИЙ

КАК ПОВЕРИТЬ В РЕФОРМУ?

Накануне парламентских слушаний (14 ноября, Большой зал Государственной Думы, 11.00) сторонники и противники реформы в образовании проводят различные встречи, совещания, собрания и делают все, чтобы еще до самих слушаний оценить расклад сил.
Собственно, ярко выраженных противников у реформы нет. Ну кто же будет возражать против простых и, главное, давно назревших мер – увеличения бюджетного финансирования, увеличения доступности образования, расширения экспериментальных работ, расширения общественного управления образованием, – против того, чтобы школа наконец приобрела возможность самостоятельного хозяйствования? Кто против?
Никто.
А вот единый экзамен вызывает у ректоров вузов неприятие, которое, впрочем, после их встречи с Валентиной Матвиенко, выступившей на совете Союза ректоров, резко убавилось. Правда, у Виктора Садовничего была последняя надежда – встреча с В.Путиным до парламентских слушаний, чтобы привлечь президента на свою сторону и выступать в Думе более агрессивно, чем на совете ректоров. Так уже было пару лет назад, когда разъяренные действиями А.Тихонова ректоры добились встречи с Е.Примаковым и внесли предложение назначить министром В.Филиппова. И сменить курс ведомства.
Эффективность этого хода стала ясной лишь сейчас: правительству все равно, кто сидит на министерском месте на Люсиновской. Есть линия, и она будет реализована. Нравится это ректорам или не нравится. И вот уже бывший ректорский протеже и сам бывший ректор В.Филиппов стал самым яростным борцом за единый экзамен и вообще реформу.
Но надежда ректоров на встречу с президентом развеялась. На днях стало известно, что Путин с ректорами встречаться не будет, а приедет, скорее всего, прямо на ректорский съезд выступать с речью. Но съезд ректоров России будет 6 декабря, а парламентские слушания пройдут на три недели раньше.
В то же время сам министр также не сидит сложа руки – он провел совещание с руководителями региональных органов управления, и во время краткого общения с ними явного противодействия реформаторским действиям не произошло.
А пока на верхних этажах образовательной политики идут согласования и поиски соратников, «внизу» реформу знают пока плохо и отношение к ней пока скорее настороженное, чем благоприятное. И в этом, кстати говоря, главная недоработка самого ведомства.
Традиционное пренебрежение к открытым, общественным формам образовательной политики, отказ профессиональному сообществу в праве на инициативу и несанкционированные инновации – таков почерк управления образованием на федеральном уровне. Пока все усилия ведомства направлены на административные согласования и аппаратные утряски.
И в этом главный парадокс реформы: либеральные преобразования ведомство пытается провести традиционно авторитарными способами.
Реформа и ведомственные способы ее проведения постепенно приходят в противоречие друг с другом.
Но, как мы уже могли убедиться за эти два года, от реформы никто отказываться не собирается.
Может быть, новым лидером реформы станет Российский совет развития образования? Или общественно-профессиональная сеть Федеральных экспериментальных площадок? Или нарождающееся движение попечительства?
Ясно одно: чем дольше ведомство будет удерживать монополию на реформу, тем хуже для самой реформы.
Тем труднее будет людям поверить в нее.
А без веры граждан никакой реформы не будет.
Ну неужели это так трудно понять!

Рейтинг@Mail.ru