Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №38/2000

Архив

Александр АДАМСКИЙ

ВОЗМОЖНО ЛИ В РОССИИ ДВИЖЕНИЕ ПОПЕЧИТЕЛЕЙ?

КОМУ ЭТО НУЖНО?

Пару лет тому назад, когда мы только начинали строить проект «Попечительство», я и сам не очень в него верил. На самом деле было слишком много очевидных признаков того, что никто в нашей стране не станет заниматься попечительством.
Каждый думает о себе, в лучшем случае о своих детях, поэтому если и возможно родительское участие в школьных делах, то лишь на уровне сбора денег по инициативе администрации школы. Или спонсорская помощь: опять же живыми деньгами, но так, чтобы никто не узнал.
А о благотворительности, о том, чтобы создать мощный институт общественного влияния, даже управления школой, о том, чтобы в России финансирование образования осуществлялось в значительной степени не государством, а обществом, – об этом никто и слушать не хотел.
Мой азарт и мотивы как раз этим и были обусловлены: если все считают, что это невозможно, значит, эта задачка достойна решения. Человеку всегда интереснее заниматься тем, что, по мнению других, является невозможным.
А по нашим расчетам, реальное общественное финансирование составляет уже не менее 30 процентов в каждой школе. И в этом легко убедиться даже не очень внимательному наблюдателю. Зайдите в любую школу – стены выкрашены, шторы выстираны, расходные материалы для оргтехники есть, а в библиотеке лежат «Первое сентября» и «Управление школой», уже выписан журнал «Перемены». Я назвал то, что можно увидеть, а на самом деле есть масса такого, что невооруженным взглядом и не заметишь – например, просто работающие канализация и водопровод. На все это – от штор до канализации – денег никто не выделял. Все это результат спонсорской помощи, как правило, от родителей. Теперь, имея опыт, просто подсчитайте стоимость всех этих работ и объектов – и вы получите реальный объем общественного финансирования школы.
Но как только речь заходит о том, чтобы прославить замечательного спонсора, чтобы табличку с его фамилией поместить на входе в школу, а портрет выставить в школьном коридоре, – полный запрет.
– Ради бога, чтобы никто не знал! Я помогу еще, перестелю линолеум, пришлю рабочих убрать мусор, оплачу семинар для учителей – только чтобы никто не знал, что это я. Это все равно что просто передать в налоговую инспекцию информацию о моих доходах.

НЕЛЕГАЛЬНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

В России впервые в мире стала популярной тайная благотворительность.
Стремление людей оказывать помощь школе стало выше государственных препон. При этом государство сделало все возможное, чтобы лишить школу ресурса. Это не обвинение, не критика – это часть анализа образовательной ситуации. Сами посудите: экономика образования – это система, как нарочно придуманная для того, чтобы школа не получала деньги. Все знают, что формально общеобразовательные учреждения (школы) содержатся органами местного самоуправления.
И в то же время всем известно, что подавляющая часть школ содержится за счет федеральных денег, включенных в трансферт.
Это одна из составляющих двусмысленности, ложного экономического состояния школы.
То же касается и вопроса собственности: учредитель – администрация, собственность –комитета по имуществу, а чем управляет, например, гороно – непонятно, а уж как может выглядеть юридическое лицо школы, если она вообще не имеет никакого отношения к «своей» собственности, – никто не знает. Отсюда полная неясность правовой и юридической основы отношений школы и родителей (должен существовать договор – а на каком основании?), школы и учредителя (отношения должны регулироваться учредительным договором – поднимите руки те директора, у которых есть с администрацией города или района такой учредительный договор!), наконец, абсолютная невозможность и невыгодность кому-то извне дать школе деньги или оказать любую другую помощь. При этом этот «кто-то извне» – это не только граждане, но и сам федералньый орган управления. Мало кто знает, что Минобразования не может перечислить школе ни копейки. Да и такой статьи бюджета в министерстве нет, чтбы с нее можно было направить средства в школу России.
Остается непонятным, почему это министерство называется федеральным органом управления образованием, ведь кроме административных рычагов оно никакой финансовой помощи школам оказывать не может. Дело даже не в этом, а в том, что ведомство вообще не является частью экономики школы. Никакой частью. Ни на какую сторону экономической жизни школы министерство не влияет. А это в свою очередь говорит о том, что на федеральном уровне управление экономикой школы не происходит.
А что происходит на районном или городском уровне – каждый директор или управленец знает лучше меня. Осознанной, системной, самое главное – прозрачной, общественно контролируемой и общественно формируемой экономики школы нет.
Но школы существуют, не разваливаются, участвуют в хозяйственной жизни, покупают товары, реализуют образовательную деятельность, учителя получают зарплату – не вовремя и мизерную, но получают, а с вырученных от собственной хозяйственной деятельности денег школы платят налоги. Одним словом, вопреки созданным государством невыносимым экономическим условиям, экономика школы все-таки есть.
Только она вся находится в тени. Она как бы есть, и ее как бы нет. И простым выведением ее из тени на свет можно добиться только одного – уничтожения самостоятельной хозяйственной деятельности школы.
Необходимо строить эффективные экономические институты образования. С нашей точки зрения, одним из таких эффективных общественных институтов экономики школы может стать попечительство.

КАК МОЖЕТ РАБОТАТЬ ШКОЛЬНОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Методика, разрабатываемая Институтом образовательной политики «Эврика», уже не только описана в ряде изданий («Управление школой», «Первое сентября», «Время МН», «Известия» и др.), но и постоянно обсуждается на семинарах попечителей.
Но прежде чем обсуждать методику, необходимо договориться о том, что речь идет о создании попечительской деятельности, а не просто об организации попечительских советов. Это важный момент. Нельзя сосредоточивать свои усилия на создании организационной формы, не построив модель той деятельности, содержание которой требует этой формы. Именно так уничтожается смысл любой новации, любого начинания: чиновники торопятся создать форму, рапортуют вышестоящему начальству о том, что форма создана, и только тут начинается серьезный разговор о том, чем же, собственно, будет заниматься, например, попечительский совет.
А поскольку думать уже некогда – работать надо, то никакой новой деятельности уже не возникает, а все возвращается в старый, недобрый, формальный родительский комитет. Реально ситуацию с финансированием школы это никак не изменит, а вот удар по попечительству будет нанесен окончательный.
Люди будут говорить:
– Ну вот вам ваши новации, вот вам ваше общественное управление, вот вам ваша демократия, гражданское общество! Видите, никакого толку!
Это сейчас происходит с реформой образования. Реформаторские лозунги и декларации осуществляются бюрократическими способами – в итоге все, конечно, вернется в свое прежнее состояние, а люди будут говорить:
– Ну вот вам ваша реформа! Видите – никакого толку!
И правильно, потому что проводить реформу теми же способами, что и руководить функционированием бюрократической структуры, – значит не проводить реформу.
Для реформаторской деятельности нужны новые общественные институты.
Одним из таких общественных институтов реформирования образования может стать попечительство.
Попечительская деятельность, с моей точки зрения, – это производство целей системы образования, это опосредование общественных образовательных потребностей и поиск ресурсов реализации этих общественных образовательных потребностей. Попечительство – это институт образовательной политики, в котором выращиваются общественные образовательные потребности и находится ресурс для их удовлетворения.
Одним из самых эффективных способов оформления и удовлетворения общественных образовательных потребностей является инновационное образование. Инновационные образовательные проекты – как особые пробные места, в которых общество может увидеть и реализовать свои новые образовательные потребности.
Как может работать школьное попечительство? Главное условие – дать попечителям реальную власть над тремя главными школьными ресурсами: деньгами, содержанием образования и кадрами. При этом влияние на содержание образования и кадры связаны друг с другом.
Эвриканская схема попечительства предполагает следующие действия.
1. Администрация школы составляет полную образовательную программу школы и рассчитывает ее бюджет.
2. Администрация школы и попечительский совет проводят согласование образовательной программы и бюджета этой программы.
3. Попечительский совет ведет переговоры с учредителем школы по поводу школьного бюджета.
Здесь требуется пояснение. Мы считаем, что только в нескольких городах невозможно вести такие переговоры попечителей и учредителей по поводу каждой школы. В большинстве же случаев это не только возможно, но и необходимо.
Важен сам факт таких переговоров. Чтобы в результате возник документ, отражающий платежеспособность учредителя. Ясно, что предложенный учредителем бюджет будет меньше, чем тот, который запросят попечители. Фиксирование разницы – это и есть протокол переговоров двух сторон.
4. После переговоров с учредителем и определения разницы бюджета попечителей и бюджета учредителя для школы общее школьное собрание решает, что предпринять. Или урезать программу, или найти средства, чтобы покрыть дефицит школьного бюджета. Это решение школьного сообщества, а не администрации школы. И это единственная правовая основа для оплаты дополнительных образовательных услуг.
При этом понятно, что как только попечители окажутся субъектами экономики школы, то они сами станут изобретать способы нахождения ресурсов для школы.
Но для этого надо дать попечителям власть – и над образовательной программой (в форме согласования), и над бюджетом (в форме переговоров с учредителем). А кадровая политика – например, в согласовании между учредителем и попечителями назначения директора.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОПЕЧИТЕЛЕМ

Таким образом, мы видим, что попечительство – это общественная школьная власть. И вопрос о подборе и расстановке попечительских кадров – это вообще-то вопрос о выращивании новой элиты общества. Наша профессиональная корпорация, видя, что государственный ресурс обеспечения образования отсутствует, решила создать новую элиту, новый ресурс – дать возможность общественной потребности участия в образовании проявить себя. Для этого нам нужно найти в обществе влиятельных, разумных, успешных и социально мотивированных людей, которые хотели бы занять нишу общественной школьной власти, с одной стороны (и в этом их «выгода»). А с другой стороны – быть представителями школы в переговорах с учредителями.
Оглянитесь вокруг. Наверняка вы найдете рядом таких влиятельных и разумных людей.
Пригласите их к себе.
Расскажите о том, что такое попечительство.
Если им станет интересно, начинайте создавать круг попечителей.

Третий Всероссийский семинар попечителей проводится в рамках фестиваля «Авторская школа «Эврика-2000» с 20 по 23 октября 2000 года. Заявки по телефону:
(095) 702-34-59, 240-26-38.

Рейтинг@Mail.ru