Шалва АМОНАШВИЛИ:
"МЫ ЖИВЕМ ПРАВДАМИ, МЫ ЛЮБИМ ДРУГ ДРУГА"
В нашей газете появилась новая рубрика
под названием «Светская беседа».
На ее
страницах вы увидите интервью наших
корреспондентов с известными людьми из области
политики, образования, искусства, кино.
Нашим первым «светским собеседником» оказался
великий педагог Шалва Александрович АМОНАШВИЛИ.
– Шалва Александрович, расскажите, пожалуйста,
немного о себе.
– Трудно говорить о биографии. Она у меня
особенная. К примеру, день рождения у меня 8 марта
1931 года. Детство было не совсем веселое. Началась
война, отец добровольцем пошел на фронт, погиб в
1942 году. А мама занималась воспитанием двоих
детей. Школу я окончил в 1950 году, потому что
суровые годы войны не давали советским детям
учиться.
– Как вас называли одноклассники?
– Иногда называли Амоном, сокращая фамилию.
Иногда поэтом, ибо я писал стихи и печатался в
грузинских газетах. Позже я понял, что поэт из
меня никудышный. Я оставил это занятие и решил
стать журналистом. Но тут пришла моя
спасительница, специально назначенный для меня
человек, – моя учительница Варо Вардиашвили. Она
пришла в седьмом классе, меня тогда с трудом
переводили из класса в класс, и помогла мне с
русским языком, потому что учительница по
русскому была противная женщина. Конечно, надо
прощать. Ведь прошли годы, десятилетия с тех пор.
И от себя я прощаю, но как простить от лица других
школьников, которые тоже пострадали от нее, из-за
того, что она так злобно относилась к нам?! И тут
пришла Вардиашвили и сказала мне: «Слушай, а у
тебя поэтический вкус, ты прекрасно пишешь...». А
потом она попросила подарить ей сочинение. И я
стал бегать по библиотекам, читать книжки, чтобы
как можно лучше написать для нее сочинение. А
однажды она подошла ко мне и шепнула на ухо: «Твои
пятерки краснеют рядом с двойками». И, чтобы
пятерки не краснели, я начал зубрить математику и
другие предметы. Вот так я окончил школу с
золотой медалью.
– Получается, что именно Варо Вардиашвили
пробудила в вас интерес к учебе?
– Верно. Мне кажется, что она родилась для меня.
Когда я смотрю на деятелей политики, культуры,
которые учились со мной, до меня и после меня, я
понимаю, что все они были под руководством
Вардиашвили. Это известный историк Иван
Джавахишвили, Иосиф Мунишвили – известный поэт,
братья Тамаз и Отар Чиладзе – писатели.
Настала мне пора поступать в Тбилисский
государственный университет. Поскольку я хотел
быть журналистом, то
я и подал документы на этот факультет. Меня
поздравили, сказали, что зачислен. Но на другой
день мне возвращают мои бумаги, говорят, что это
была ошибка: места для медалистов были заняты.
Сын известного режиссера Рендели подошел ко мне
и успокоил: «Какая тебе разница, на какой
факультет поступать?! Журналистом ты все равно
станешь. Потому что журналистами могут стать и
биологи, и физики, и химики – все! А вот
востоковедом – не все!» Я спрашиваю: «А кто такой
востоковед?» Он отвечает: «Будешь изучать
историю Ирана, выучишь персидский язык...» Я
махнул рукой и подал заявление. Приняли. Я начал
изучать персидский. Мы переводили Омара Хайяма.
(Шалва Александрович цитирует великого мудреца и
философа на персидском.)
– А вы не могли бы перевести стихотворение?
– Я без чаши вина свое тело поднять не могу,
Я без чаши вина жить не могу,
Я рад той минуте, когда виночерпий говорит: «Еще
одну выпей чашу». А я не могу.
Факультет я окончил, но со II курса начал работать
в школе. Не потому, что хотел быть учителем, а
потому, что надо было зарабатывать на жизнь.
Райком комсомола направил меня в одну школу, ее
директор подумал и сказал: «Ты еще сам мальчишка,
а берешься учить своих ровесников. Тебя не будут
слушаться». Потом меня обрадовали: освободилось
место учителя в мужской гимназии № 7, которую я
сам окончил. Конечно, сначала я испугался, думал,
что меня не примут. Но ведь там работала и моя
любимая учительница Варо Вардиашвили!.. Я решил
пойти. И, как ни странно, директор встретил меня
объятиями. Так я начал работать в школе. Я познал
любовь к детям. Это особенный, удивительный
народ. Если они полюбят тебя, то до конца жизни
будут преданны. А если нет – то ничто не способно
научить их любить тебя.
– Так ведь никто и не утверждает, что
педагогика – это наука любви к детям...
– Педагогика не есть наука. Если мы усиленно
будем обнаучивать педагогику, то получим скелет,
голые технологии, формальность и бездуховность...
– Чему в принципе и учат в педуниверситетах?..
– Да. И религия не наука. Там надо верить. А где
вера пропадает, остается факт. А в педагогике
надо верить в детей. Такая педагогика
открывается внутри самого учителя. Вы можете
прочесть сотни книг, но они не сделают вас
педагогом. Они просто помогут вам найти в себе
педагога. Или не помогут. Педвузы оканчивают
тысячи студентов, но учителями не становятся.
Для себя я открыл истину. Возможно, для вас она
другая.
– Люди разные...
– Да, с разным опытом, разными взглядами на
жизнь, разной истиной.
– Тогда можно сказать, что педагогика – дар
свыше. Если представить нас всех песчинками в
огромных песочных часах, то можно предположить,
что кто-то переворачивает эти часы времени. И вот
одна из тысячи песчинок становится учителем...
– Совершенно верно. Вы привели хороший
образный пример. Педагогика – это дар свыше.
Такая педагогика не двухмерная, а трех-, четырех-,
многомерная. Ее знали классики: Сухомлинский,
Ушинский, Макаренко.
– Но ведь бывает и так, что многие становятся
учителями, не читая классиков педагогики.
– Я встречаюсь с разными учителями. Среди них –
много целеустремленных, которые хотят знать и
читать того же Сухомлинского. Мы должны черпать
знания из высших источников. Например, из Нового
Завета. Потому что еще в первом веке новой эры
было признано, что первый педагог – это Христос.
Хоть мы и учим детей, нам не дано знать, кем они
станут в будущем. Это не от нас зависит. Если я был
бы уверен, что это зависит от меня, я мог бы
исковеркать судьбу этого ребенка и навязать свою
судьбу. А ведь он пришел в этот мир со своей
миссией. В каждом из нас заложена вселенская
педагогика. Например, вы хотите ребенка, вы ждете
его – это первая страница в педагогике. Ребенок
родился – вторая страница. А если мать не хочет
ребенка и всеми силами пытается избавиться от
него, а ребенок все же рождается, – книга
педагогики резко закрывается.
– Можно сказать, что воспитание – это
абстрактная книга, которую мы либо открываем и
читаем, либо держим на столе закрытой. А какие
книги любите читать вы?
– В силу ограниченности своей жизни я выбираю,
что читать. Я хочу и должен читать религиозные
источники.
– Вы верите в Бога?
– Как сказал Эйнштейн: «Есть высшая сила,
высший разум, до которого нам не дотянуться,
который правит нами». Я верю, что есть вечность
мира духовного и души человека. Иногда кажется,
что после смерти душе предстоит прожить не менее
сложную жизнь в пространстве. Вера – это сон, в
который вы можете или поверить, или не поверить.
– Ходите ли вы в церковь?
– Часто хожу. Но разве храм Христа не должен
быть у тебя внутри? А некоторые приходят в
церковь и молятся напоказ. Я не люблю показухи.
– У Толстого в «Воскресении» описывается
такой эпизод. Священник читает проповедь
заключенным, среди которых и Катюша Маслова, и
предлагает отведать крови и тела Бога – вина и
хлеба. А после проповеди уходит за ширмочку и
жадно съедает все оставшееся.
– Как вы сказали, люди разные бывают. Разные в
среде учителей, в среде священников.
Я читаю много философских книг. Полюбил Бердяева.
Его христианская философия для меня является
основанием гуманной педагогики.
Я уважаю русскую философию и культуру. Люди
по-разному смотрят на это. Некоторые даже
скрывают, что их родственники живут в России. А
ведь в нашей стране столько культурных
памятников, столько картин, что они могли бы
составить весь бюджет России на целый год.
Вместо того чтобы строить педагогику на
российском наследии, мы завозим образовательные
системы с Запада. Разве Россия не в состоянии,
имея Достоевского, Толстого, Ушинского, Рериха,
строить свою национальную школу? Школа –
носитель духа нации, народа, государства. Если я
потребую от россиян внедрить грузинскую
культуру, все восстанут против меня. Школа – это
не одежда, которую можно поменять. Это не колбаса,
которую съедим – и все.
У России есть особенная черта – все чужое нам
нравится больше, чем наше собственное. Какая у
людей настройка? Что в Америке все хорошо, а у нас
все плохо.
– А вы бывали в Штатах?
– Да, два раза. Третий раз не поеду! Не хочу. В
тысяча девятьсот семьдесят первом году в Америке
нам показали пять школ. «Эта школа без окон,
потому что находится рядом с аэропортом; бункер
есть на всякий случай». «Это детский сад –
школа». А в тысяча девятьсот девяносто шестом
году показывали то же самое. Я своим коллегам
говорю: «Сейчас нас повезут в школу без окон».
Действительно, повезли. Неужели в Лос-Анджелесе
нет других школ? Хотя их можно понять. Когда-то
Брежнев тоже показывал иностранцам избранные
школы. А у американцев в некоторых школах
разрешено даже физическое наказание. Что будет,
если в России сложится подобная ситуация?..
Много есть школ, которым присвоены имена великих
педагогов, но духа мыслителя там не существует.
Например, школа Белинского. А спроси у детей: «Кто
такой Белинский?» Никто и не знает. А у Белинского
есть работы по педагогике. Несмотря на его
гуманные педагогические идеи, ребенку в этой
школе могут поставить двойку в понедельник, а
заодно и еще одну на пятницу, ведь все равно скоро
пятница.
– Неужели такое бывает?!
– К сожалению. А если это случается в сердце
России – Москве?..
– Что бы вы хотели изменить в российском
образовании?
– Я мечтаю увидеть на образовательном поле
цветки – школы, носящие имена великих педагогов
и следующие их идеям.
– Как вы считаете, мечты должны сбываться или
пусть все-таки остаются всего лишь нашими
мечтами?
– Если вы о чем-нибудь мечтаете, то оно
обязательно сбудется – не сегодня, так завтра.
Только надо верить чистым сердцем и не
закладывать в мечту корыстные цели.
– А если на твоем пути возникают преграды?
– Сильнейшую цель облегчают трудности. А
ангелы вечно помогают.
– Иосиф Бродский в одном из своих
стихотворений сказал: «Не так прекрасны
перемены, как наши хлопоты при них».
– (Смеется.) Это великая мысль, ради
которой и стоило присудить ему Нобелевскую
премию. А вообще, если бы мы не создавали себе
проблемы, мы потеряли бы человеческий облик. В
каждом из нас, во мне, в вас, заключен образ деяний
и мыслей, которые присущи нам.
– Интересно, почему художники рисуют внешние
портреты людей? Разве портреты душ нарисовать
невозможно?
– Есть художники, которые мыслят четырехмерно.
И поэты. Разве Пушкин двухмерен? У него глубина,
которую нам предстоит еще понять. А Достоевский?..
– Вы говорили о Николае Рерихе. Как вы
считаете, он относится к разряду многомерных
художников?
– Конечно. На его картинах – горы, горы, горы. А
ведь это не просто горы, а горы мысли. Образ
человеческого высшего мышления, устремленность.
А к чему стремление? К смерти?
– К бессмертию.
– Мы бежим к финишной черте, за которой и
начинается бессмертие.
– А пока бежим, не замечаем, что у нас на лице –
серая вуаль, через которую мир кажется грязным и
мрачным…
– Пессимистами людей делает нынешняя жизнь в
силу того опыта, который, в частности, мое
поколение накопило в течение прошлых
десятилетий. И от них никуда не денешься.
Реальность тоже сложна. Как все-таки трудно
раньше было говорить правду, а не говорить было
тоже нельзя.
– Какая у вас правда?
– Есть правда и есть истина. Правда – это мера
жизни. Моя правда может совпасть с вашей, а может
и не совпасть. Все мы разные. У каждого правда
своя. Если люди смогут понять друг друга, то в
мире воцарится гармония... Я хочу вас понять, вы
хотите меня понять – наши правды приближаются. А
истина...
– Она одна.
– Верно. Истина – это высшая мерка, к которой мы
все стремимся. Мерка человечности, любви,
доброты. О любви сказано в Новом Завете. Но мы
живем правдами. Мы любим друг друга. Я вас люблю.
– Я вас тоже люблю, Шалва Александрович.
– Иоанн Лественник (шестой век новой эры)
описывает тридцать ступеней scale – школы, от
латинского слова. Школа – это лестница, по
которой взбирается наша душа. Кстати, тридцатая
ступень – ступень любви. Если человек достигнет
этой ступени, то он станет совершенным, он будет
любить всех: и друзей, и врагов – всех без
исключения. И всех прощать.
– А что бы вы не смогли простить?
– Я стараюсь прощать и не помнить зла, которое
мне причинили.
– Есть ли у вас мечта?
– Я бы поехал в свою деревню Бушеты, которая
находится недалеко от села Цинандали, и построил
бы там школу. Школу, основанную на грузинской
духовности, на философии Шота Руставели. Но, если
честно, я реалист, а не мечтатель.
Беседовала Олеся ВОЛКОВА |