Возрождение
села начнется с возрождения школы, –
убеждены ученые и
педагоги
В современной России растут
контрасты между столицей и провинцией.
Российская глубинка во многих отношениях не
только не догоняет столицу, а движется в обратную
сторону. Оживляются доиндустриальные,
дорыночные, феодальные, первобытные отношения –
натуральное хозяйство, ростовщичество,
накопление сокровищ, меновая торговля, рабство.
Похоже, что модернизация центров осуществляется
ценой архаизации периферии.
Нарастает тенденция вырождения
сельского населения, в частности в виде
различных проявлений интеллектуальной
недостаточности и прогрессирующего
проникновения в сельскую среду наркотиков. По
данным СМИ, в России есть целые селения, почти
поголовно пораженные наркоманией.
Настроение российского
крестьянства пессимистично: две трети его
представителей предпочли бы вернуться в прежний,
советский период, в то время как нынешнюю жизнь
выбрал один из восьми. По оценкам сельских
жителей, запаса человеческих возможностей
хватит от силы на 2–3 года такой жизни.
Тывинский
феномен
Республика Тыва – яркое
воплощение понятия «глубинка»: расположена она
за тысячи километров от центра. 17 районов
республики – аграрные, большинство хозяйств, как
и в целом по стране, убыточные. Тандынский район
не исключение, и все-таки отличает его от всех
остальных известная на всю республику
Межегийская школа-комплекс, включающая ясли-сад,
общеобразовательную школу, филиал СПТУ,
учебно-консультационный пункт, интернат для
детей-сирот всего района, летний лагерь для сирот
и малообеспеченных. Силами местных специалистов
проводится двухгодичная подготовка
старшеклассников по социальной работе.
Сегодня Межегийская
школа-комплекс стала не только образовательным,
но и культурным, общественным, реабилитационным
центром района, а также единственным
работодателем в тяжелейших социальных условиях:
закрыты Дом культуры, больница, совхоз давно
пришел в упадок, кругом – повальная безработица
и безденежье. А создавала это необычное учебное
заведение и руководит им Монгуш Кара-Кыс
Кожай-Осповна, кандидат педагогических наук и
одна из соисполнителей комплексной программы
РАО «Развитие системы образования в сельском
социуме: интеграция науки и практики», которая
рассчитана на 2000–2002 годы.
Три портрета на
фоне эпохи
Первым этапом
деятельности в рамках программы стали
социально-педагогические исследования,
посвященные комплексному анализу сельской школы
России, проблемам ее экономического развития, а
также жизненным ориентациям и профессиональным
намерениям выпускников сельских школ. Опросы, в
которых приняли участие более 800 руководителей
сельских школ, а также 1613 учащихся из разных
регионов, проводились в 1999–2000 годах.
По результатам
исследований складывается картина жизни и
деятельности сельской школы, педагогов,
учащихся. Можно сказать, что это три портрета на
фоне эпохи, которые мы и предлагаем вниманию
читателя.
Сельские жители
составляют сегодня 27% населения страны – 39,9 млн.
человек.
По прогнозам Госкомстата России, к 2001 году
сельское население уменьшится
до 39,6 млн. человек, при этом число лиц в возрасте
до 15 лет сократится по сравнению с 1986 г. на 3,7%.
Уже сейчас уменьшение этой возрастной группы
привело к сокращению выпуска в сельских
общеобразовательных школах на 8,1%, а в отдельных
регионах – до 19%.
Портрет школы
Вода, тепло и компьютеры
По данным опроса, две
трети сельских школ расположены в зданиях,
нуждающихся в ремонте или находящихся в
аварийном состоянии, либо работают в помещениях,
которые не приспособлены для занятий. Только
треть сельских школ имеют все виды
благоустройства.
Обеспеченность школ
учебным оборудованием удовлетворяется в
последние годы лишь на 3–5%. Это вынуждает
удлинять срок эксплуатации устаревшего морально
и технически оборудования в школах до 20 лет.
Разница между обеспеченностью городских и
сельских школ составляет 50–70%.
Техническое оснащение
сельских школ представлено в основном аудио- и
видеоаппаратурой – 69,9%, причем в половине
случаев это только магнитофоны. Наличие в школе
компьютеров отметили 22,6% опрошенных, однако
никто не имеет выхода в Интерент, и только 0,6%
респондентов указали на возможность работы с
электронной почтой. Лишь 4,6% школ имеют
копировальную технику, 0,2% – факс.
Общая оценка
экономического положения сельской школы такова:
средств катастрофически не хватает – 64,5%,
средств хватает только на
зарплату учителям и на питание детей – 32,1% (см.
табл. 1).
Кадры
Большинство
обследованных школ (90,7%) – типичные
общеобразовательные. 5,3% – учреждения типа
«Школа – детский сад», 0,4% – УВК, 0,1% – гимназии, 1,8%
– школы с группой продленного дня, 0,1% –
школа-филиал ПТУ.
Только в 12,2% случаев (в
каждой восьмой школе) введено углубленное
изучение предметов.
Каково же кадровое
обеспечение таких сфер школьной жизни, как
здоровье учащихся, социальная защита,
дополнительное образование, трудовая
подготовка? В числе основных сотрудников школы
имеются старшие вожатые (26,3%), воспитатели ГПД (23%);
преподаватели ОБЖ работают в каждой четвертой
школе, мастера производственного обучения – в
каждой восьмой, социальные педагоги – в каждой
12-й, психологи – в каждой 14-й, медицинские
работники – в каждой 20-й, педагоги
дополнительного образования – в каждой 25-й.
На базе большинства школ
(66,2%) организуется работа кружков, клубов, секций
от учреждений дополнительного образования.
Наличие в районе групп
компенсирующего обучения для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата
отметили 2% опрошенных, для детей с нарушениями
зрения – 1%, слуха – 0,8%.
Отсюда – стихийная
интегративность сельской школы (возрастная,
территориальная, предметная). Здесь обучаются
вместе и здоровые дети, и имеющие отклонения в
умственном и физическом развитии. А
специфические социальные условия
жизнедеятельности школы (слабо развитая
инфраструктура, изолированность, отдаленность) и
в то же время потребность своевременно
реагировать на постоянно возникающие социальные
проблемы детей – обусловили необходимость
выполнения школой многочисленных
социально-педагогических функций.
По прогнозам ученых,
педагог сельской школы должен быть не только
полифункционалом-многопредметником, но и
специалистом, способным работать с детьми разных
возрастов – от начальной школы до старших
классов. Подготовка учителей широкого профиля,
способных работать с детьми разного возраста,
ведется, например, в Шуйском государственном
педагогическом университете.
Если в городе на 700
человек приходится три врача, то в сельской
местности всего один. Заболеваемость
туберкулезом в ряде областей и краев в 3,5 раза
превышает общероссийскую. Смертность среди
крестьянства вдвое превышает уровень
рождаемость, в отдельных регионах – в 3–4 раза.
Портрет педагога
Учить или доить?
Большинство опрошенных
оценивают условия их жизни и работы как
неблагоприятные: 86,7% хозяйств, в которых
расположены школы, находятся в затяжном
социально-экономическом кризисе.
Директора и педагоги школ
регулярно получали зарплату в 7%, а социальные
льготы – в 1,2% случаев. Не удовлетворены своими
жилищными условиями – 41,7% директоров, состоянием
медицинского обслуживания – 77,7%,
социально-бытового обслуживания – 84,4%,
материальным положением своей семьи – 86,5%.
Нуждаются в социальной защите 76,8% директоров.
Руководители школ и
учителя вынуждены подрабатывать, причем в
большинстве случаев – не по специальности.
Нищета вынуждает учителей обзаводиться
подсобным хозяйством, скотиной и продавать
излишки продукции. У учителя не остается времени
на нормальную подготовку к урокам. У него нет
средств на покупку методической литературы, на
посещение курсов повышения квалификации. Не
будем забывать, что малооплачиваемый и униженный
учитель не может скрыть своего истинного
положения от учащихся. Это приводит к снижению
его авторитета среди детей.
Удовлетворены своей
работой в школе лишь половина опрошенных. 17,3%
готовы сменить свою профессию на другую,
материально более выгодную.
Смотрят в будущее с
чувством надежды и оптимизма – 34,4%, с тревогой и
неуверенностью – 42,3%, со страхом и отчаянием –
5,2%.
В окружающей жизни больше
всего беспокоят нестабильность (80,3%),
материальные проблемы – 59%, незащищенность – 55%.
Далее следуют: преступность, равнодушие и
жестокость, безработица, экология, войны и
национальные конфликты, наркомания.
Портрет сельской
молодежи
Поколение надежд и
потерь
«Любовь, комсомол и весна»
– такова была жизненная формула молодежи
поколения застоя.
А какими видят себя
представители нынешней сельской молодежи?
Более 70% опрошенных
характеризуют такие настроения, как
неуверенность в завтрашнем дне, страх перед
будущим, пессимизм. И хотя более половины
называют себя поколением надежд, 44,2% считают себя
представителями потерянного, равнодушного,
циничного и скептического поколения. Среди
прочих характеристик встречаются: неуверенное,
запутанное, хамское, без идеалов, «пофигичное»,
ищущее, опоздавшее. Ни один из анкетируемых не
отнес себя к поколению романтиков, что было
характерно для 60-х.
Главными из проблем, по
мнению респондентов, являются: получение
образования, распространение наркотиков,
трудоустройство.
Следует ли из этого, что
формула нового поколения сельской молодежи
состоит из трех слагаемых – образование,
наркотики и безработица? Да и только ли сельской,
если, по данным статистики, два миллиона молодых
людей в России после школы не могту ни поступить
в вуз, ни устроиться на работу.
Большинство опрошенных
(44%) допускают, что могут стать безработными.
Город или село?
Хотели бы жить и работать
после окончания учебного заведения: в городе –
56%, в селе – около 16%. Но если была бы реальной
возможность трудоустройства, то более 20%
выпускников связали бы свою судьбу с селом. О
жизни в дальнем зарубежье мечтают 6%, в ближнем –
2,1%, не определились в своих планах на будущее –
16,7%. Среди прочих ответов встречаются и такие, как
«бомжевать» или «работать в городе, а жить в
селе». При этом определенность жизненных планов
молодых людей тем выше, чем выше уровень
образования родителей. Кстати, на выбор своих
детей в немалой степени (40,3% от всех других
факторов) оказывает влияние семья. 32,3%
родителей вообще не связывают будущее своих
детей с сельскохозяйственным трудом, а в 8,7% школ
полностью отсутствует трудовая подготовка по
сельскохозяйственному профилю.
Сельскохозяйственные профессии (агроном,
зоотехник, доярка, механизатор) имеют у молодежи
рейтинг от 0,1 до 0,9%.
Общий вывод ученых звучит
как приговор: с миграцией молодежи село не просто
теряет перспективу. Страна теряет село со всеми
вытекающими отсюда последствиями.
В числе наиболее
привлекательных профессий три первых места
заняли юрист, врач, экономист. На четвертом месте,
что весьма обнадеживает, – профессия учителя.
В выборе профессии
сельские подростки руководствуются вполне
городскими факторами: престиж, высокая оплата и
только на шестом месте – возможность приносить
пользу людям. В целом подростки имеют слабое
представление о тех или иных специальностях: 23,6%
анкетируемых указали на то, что
профориентационная работа в их школе не
проводилась.
От трудов праведных...
В системе жизненных
ценностей преобладают: создать счастливую семью,
иметь детей (65%), быть настоящим специалистом (46%),
иметь интересную и любимую работу (49%). В то же
время более 60% выпускников заявляют, что с
помощью честного труда добиться высокого уровня
жизни невозможно. При этом 10,8% убеждены, что любой
способ достижения успеха хорош, а 44%
намерены много учиться, повышать свой уровень
образования. Из 1613 анкетируемых абсолютное
большинство – 80,9% – намерены продолжить
обучение, из них 45,5% – в вузах, 29,6% – в техникумах
и колледжах. Но только 22,2% респондентов верят в
свой успех, каждый десятый считает, что у него нет
никаких шансов, а более половины вообще
затруднились ответить. Несмотря на высокую
заинтересованность детей, их родителей и
педагогов в поступлении в вузы, углубленное
изучение ведется только в 12,2% школ. Как правило,
это крупные сельские школы, расположенные в
центральных усадьбах, пригородах или райцентре.
В этом контексте меры, предпринимаемые
Минобразования (см. «УШ» № 20/2000) – такие, как
целевой прием выпускников сельских школ, а также
бесплатные подготовительные отделения при
вузах, – очень своевременны и актуальны.
Перспективы
На вопрос «Если вы не
поступите учиться, то что будете делать?» более 80%
ответили, что используют это время для
подготовки, подрабатывая на стороне или работая
в собственном подсобном хозйстве. Среди прочих
вариантов есть, например, такие: «буду учиться
платно», «пойду служить в армию», «заведу свое
дело». Одна девушка написала: «совершу суицид».
Кто знает, в шутку или всерьез?..
А какой видится сельская
молодежь представителям старшего поколения –
руководителям школ?
Большинство из них
считают, что их воспитанники плохо подготовлены
к жизни. На отсутствие трудолюбия указывают 61%,
чувства долга – 55,5%, отметили аполитичность – 65%,
эгоизм – 46,3%.
58% педагогов опасаются,
что из их воспитанников получатся плохие отцы и
матери, хотя остальные придерживаются
противоположного мнения.
43,2% опрошенных считают
новое поколение миролюбивым, остальные –
агрессивным.
Интересно, что среди
направлений воспитательной и общественной
работы в школах преобладают патриотическое,
историко-краеведческое, экологическое,
спортивное. 5,6% приходится на долю трудовой
деятельности, 9,4% – на милосердие.
Будет ли новое поколение
счастливее нас? На этот вопрос 66,4% педагогов
ответили отрицательно.
Развиваться или
выживать?
Итак, подведем
предварительные итоги.
Современная сельская
школа глазами директорского корпуса и учащихся
выглядит так: устаревшая
материально-техническая база, хронические
задержки с выплатой заработной платы и
социальных льгот, нехватка и старение кадров,
дефицит методической литературы,
неконкурентоспособность сельских абитуриентов,
трудноразрешимые проблемы с питанием и подвозом
учащихся, большая учебная нагрузка сельского
учителя.
Как в целом оценивают
систему образования на селе руководители
сельских школ? Треть из них считает, что сельская
школа пребывает в упадке или на грани краха. Однако,
по мнению половины директоров, сельская школа
находится либо в ситуации поиска новых форм, либо
успешно развивается.
Об экономических
стратегиях развития сельской школы и о
готовности самих директоров реализовать на
практике те или иные модели, мы расскажем в
следующих номерах газеты.
В сельской местности России
действует 70,4% от всех общеобразовательных школ
страны, в которых обучается 28,8% детей, работает 41%
от общего числа педагогических кадров. В 1998/99
учебном году по сравнению с предыдущим учебным
годом число общеобразовательных учебных
заведений сократилось на 407, начальных школ – на
427, основных – на 146, а средних (полных)
увеличилось на 168.
Каждая четвертая сельская
основная школа работает с числом обучающихся
менее 40 человек. 57,6% от общего числа основных школ
на селе имели наполняемость 41–100 учащихся. На
начало 1998 г. только 37% детей из сельской местности
охвачено дошкольным образованием.
Ольга Дашковская
Автор благодарит за предоставленную
информацию члена-корреспондента РАО В. Бочарову
и кандидата пед. наук М. Гурьянову.