Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2000

Архив

Зеркало для управленцев

Как социология может помочь образованию? Какой должна быть роль социолога в школе? Об этом – интервью с научным руководителем социологической службы «Пеликан», доктором социологических наук, академиком Международной педагогической академии Людмилой БОРИСОВОЙ. Данный материал открывает серию статей о социологической службе в системе образования, которые будет публиковать наша газета. Надеемся, они будут вам полезны.

 

– Почему социологическая служба, которой вы руководите, называется «Пеликан»?

– Потому что она входит в состав Федеральной экспериментальной площадки Центра образования «Пеликан». В этом удивительно интересном образовательном учреждении в городе Бердске Новосибирской области социологическая служба создана и уже пять лет работает. И еще потому, что пеликан – символ самоотверженной любви к детям: согласно поверью, эта птица в бескормицу питает птенцов собственной кровью. Сегодня – это символ гуманизма в образовании. Вы знаете, что победитель конкурса «Учитель года» получает приз «Хрустальный пеликан»?

 

– Для чего нужна социология и социологическая служба педагогам?

– А для чего нужно зеркало? Всякий управленец хорош настолько, насколько он стремится получать информацию о состоянии объекта управления, правильно оценивать ситуацию и своевременно реагировать...

Школа – организм чрезвычайно сложный: множество людей, вещей, событий. А главное – дети... Чего они хотят? О чем мечтают? Что их тревожит? Какие перемены в обществе улавливают? Как планируют свою жизнь и каковы их ценностные приоритеты? Совпадают ли наши представления о них с реальностью? Насколько педагогические действия достигают своей цели? Социология кое-что об этом знает.

 

– Можно сказать, что для педагога, тем более для руководителя, социологическая информация – это система обратной связи?

– Да. Жизнь так разнообразна, дети так неожиданно самостоятельны и независимы... И чтобы не возникло отчуждения между детьми и взрослыми, чтобы можно было корректировать процесс взаимодействия или хотя бы учитывать его тенденции, нужна помощь социолога. Заметим, взаимодействие – процесс двусторонний: дети тоже влияют на педагога, да иногда еще как! Это очень важный момент – взаимовлияние. Мы не можем в детях видеть только «объект управления», мы с ними сотрудничаем, размышляем… Глядишь, вместе что-то лучше удается. Информация социолога – прекрасный навигатор: если уловить тенденции развития образовательного процесса, им легче управлять.

 

– Понимают ли вас педагоги, чувствуют ли потребность в сотрудничестве?

– Позвольте курьезный пример. Пришла моя студентка в школу с анкетами. Директор обрадовался: «Катенька, окончишь университет, приходи работать. Нам очень нужен социолог – сколько трудных детей, есть сироты и беженцы, мальчишки школу бросают, в милицию попадают… Педагоги и родители не справляются». К сожалению, социолог здесь незачем. Чтобы «справляться», школе нужны социальный педагог и социальный психолог, а может быть, и социальный работник или социальный «защитник». Сейчас уже и школьная полиция возникла, и служба безопасности не редкость. Все эти «социальные персонажи» появились в нашей жизни недавно, и трудно директору и педагогам разобраться, «кто есть кто». Но социолог не подойдет для индивидуального сопровождения, экстренной помощи или спасения. Он занят иным делом.

Подобное отождествление социологии с социальной работой или педагогикой в сознании многих людей происходит и в Америке. Питер Бергер в книге «Приглашение в социологию» объясняет это тем, что социальная работа испытала крен в сторону практической психологии. Автор поясняет: социальная работа независимо от ее теоретического основания – это особый вид общественной практики, а социология – не практика, а попытка понять. Разумеется, понимание может оказаться полезным в практической деятельности.

 

– Во многих школах России появились практические психологи…Их тысячи…

– Это очень большое достижение. За последние десять лет в центре и на местах созданы психологические службы. Социологическая служба в сфере образования – пока что «экзотика», хотя она не требует такого количества специалистов. Социологов, по нашим подсчетам, потребуется раз в десять меньше, чем психологов. Но вот уже лет 20 мы пытаемся убедить руководителей городского и областного масштаба в необходимости создания социологической службы, но тщетно. Пока что нас услышал генеральный директор ЦО «Пеликан» А.Н. Кирилин. Он создал отдел социологического мониторинга. Отдел, будучи структурным подразделением одного отдельно взятого учреждения, не ограничивает познавательные задачи рамками только своей школы и даже города Бердска. Мы получаем репрезентативную информацию в масштабах региона.

Силами отдела социологического мониторинга «Пеликан» проведены массовые социологические обследования по программе «Выпускник глазами социолога»: в марте 1995 г. обследовано 990 старшеклассников городских и сельских школ Новосибирской области, в апреле 1996 г. – 360 выпускников средних школ г. Бердска и Академгородка, весной 1997 г. – 980 выпускников Новосибирска и его городов-спутников: Краснообска, Бердска и Академгородка, в апреле 1999 г. – 1600 выпускников Томска, Новосибирска, Барнаула, весной 2000 г. – около тысячи выпускников сельских школ Новосибирской области.

Не был оставлен без внимания и другой важный субъект образовательного процесса – педагоги. В 1996 году был проведен опрос 500 работников образовательной сферы Бердска и 100 педагогов Новосибирска по теме «Социально-экономические проблемы модернизации общеобразовательной школы». Аналитический доклад опубликован. В настоящее время разрабатывается Исследовательский проект «Учительство России».

Отдел проводит небольшие экспресс-опросы, например, анкетный опрос школьников-участников областной Олимпиады 1998 г., опрос участников Сибирской Ярмарки, посвященной проблемам народного образования (весной 1999). В 2000 году вместе с учителями экологических предметов проведен опрос 450 учащихся 8–11 классов по анкете «Человек и природа». Войти в педагогику и остаться социологом – непросто, но очень важно.

 

– Что полезного и интересного могла бы дать социологическая служба системе образования? Известно, что основным методом сбора социологической информации является анкетный опрос. Интересно, каким может быть содержание социологических работ… Можно ли кратко, лишь для примера, продемонстрировать тематику?

– Вот примерный круг тем (табл. 1). Они интересны не только для социологических отчетов, но и для курсовых, дипломных, аттестационных, диссертационных работ педагогов, психологов, управленцев системы образования; эти работы могут быть выполнены на эмпирическом материале разработанной нами «Анкеты выпускника».

Приведем другой круг тем (табл. 2). Он тоже не только для социолого-статистических научных отчетов. Педагоги, психологи, управленцы системы образования могли бы построить свои курсовые, дипломные, аттестационные, диссертационные работы на эмпирическом материале разработанной нами «Анкеты учителя», а если была бы социологическая служба в городском или региональном масштабе, то можно было бы систематически собирать информацию по другим проблемам.

 

– Как можно справиться с такими объемами информации без компьютерных сетей, без соответствующего программного обеспечения?

– Социологической службе системы образования нужна электронная технология сбора, обработки и презентации информации. Социолог с пачкой анкет, бегающий из класса в класс, из школы в школу, – анахронизм. Но именно в таком режиме мы в основном и работаем. В «Пеликане» идет отладка электронных способов проведения массовых опросов.

Для социологической службы региона необходима информационная система, которая позволяла бы регулярно собирать массовый репрезентативный социолого-статистический материал, проводить синхронные (разовые и периодические) опросы основных субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей) и получать достоверную, своевременную, а главное – сопоставимую информацию.

Если появится возможность организовать социологический мониторинг образовательного процесса на современной (компьютерной, сетевой) основе, руководители учреждений получат информацию о рейтинге преподавателей, о качестве обучения и воспитания, динамике инновационных процессов, об уровне творческой активности и социальном самочувствии педагогов в отдельных учреждениях, районах, городах, регионе в целом; а регулярное тестирование учащихся позволит отслеживать динамику их личностного роста, изучать «общественное мнение», соблюдая непременное условие – сравнимость и сопоставимость данных во времени и в образовательном пространстве.

 

– Во многих сферах – в промышленности, финансах, на транспорте, в торговле – налажена диагностика качества и прогнозирование ожидаемых результатов, имеются соответствующие службы. А почему такая гигантская отрасль народного хозяйства, какой является система образования, так медлит с созданием дополнительных (научных!) источников информации о себе хотя бы на региональном уровне?

– Отвечу словами того же Питера Бергера, который «приглашает в социологию»: «Уже неоднократно отмечалась одна из слабостей тоталитарных государств: агентура сообщает не то, что обнаруживает, а то, что угодно слышать начальству. Совершенно очевидно, что такая разведка никуда не годится. Хороший разведчик докладывает то, что есть, а что делать с этой информацией, решают другие. Социолог во многом похож на разведчика. Его работа заключается в том, чтобы с предельной достоверностью описывать некоторый театр социальных действий. Другие люди или он сам, но уже не в роли социолога, должны решать, какие передвижения следует сделать на том или ином участке».

 

– А вы как социолог ждете приглашения в систему образования?

– Да, со всем своим социологическим «приданым». Думаю, социологическая служба «Пеликан» «созрела» для централизованной работы в масштабах региона. И не только потому, что имеет большой победный, но и печальный опыт. Мы знаем не только как надо, но и как не надо действовать. Наши ошибки и неудачи – «достояние республики». Главное сейчас – наладить электронную технологию сбора, обработки и презентации социологической информации на базе единых сопоставимых программ. Уметь быстро и просто собирать и обрабатывать массовую информацию – не легкое и не очень быстрое, но вполне посильное дело.

Не сомневаюсь, у социологической службы в системе образования большое будущее. Сами не поймем – жизнь все равно заставит. Высокий уровень экономического и социального развития России невозможен без качественных изменений в системе образования, которые, несмотря на невероятные трудности, происходят. К сожалению, этот процесс не сопровождается систематическим критическим анализом. Важную роль в осмыслении тенденций развития образования должна играть социологическая информация, которую можно получать не со стороны (путем заказов на эпизодически проводимые обследования), а на месте – самим педагогам, и тогда, когда у них возникает в этом потребность. Естественно, они должны быть профессионально подготовлены к выполнению такой работы. Специалистов придется готовить. Социолог – новая фигура в образовании. Новая, но «своя».

 


Примерные темы социологических работ - 1

1. Школа и образование глазами старшеклассников

1. Школа – мир ценностей и значений
2. Настроения и тревоги школьников
3. Конфликтность и комфортность отношений подростков с ближайшим социальным  окружением
4. Интеллектуальные ориентации выпускников средних школ
5. Бедность и богатство – фактор дифференциации личного статуса школьника
6. Идеальный школьник. Типологический анализ

2. Семья. Родители и дети

1. Семья и родители как социальная ценность для молодых людей
2. Отцы и дети: конфликт или сотрудничество поколений?
3. Оптимизм поколения – свойство юности или истории?

3. Круг сверстников.  Свободное время

1. Свободное время подростков: «за» и «против»
2. Развлечения и удовольствия как польза и вред в образе жизни подрастающего поколения
3. Молодежная компания: где подростки проводят свободное время и кто за это отвечает?

4. Выбор жизненного пути

1. Профессиональное самоопределение – свобода или необходимость выбора?
2. Жизненные планы: к чему стремятся и на что рассчитывают юноши и девушки?
3. Жизненные стратегии молодежи

5. Первые шаги в экономическом пространстве

1. Подростковый бизнес –экономическое или криминальное поведение?
2. Работа подростков за плату – социализация или девиация?
3. Экономическая инициатива юношей и девушек – индикатор модернизации общественных отношений в России

6. Юноши и девушки: проблемы личности и личные проблемы

1. Социальное самочувствие молодых людей
2. Проблемы собственного «я» в сознании юношей и девушек
3. Жизненные принципы современной молодежи
4. Личное благополучие подростков

 

 

Примерные темы социологических работ - 2

1. Учительство как социально-профессиональная группа

1. Профессиональная компетентность и устойчивость педагогических кадров (школы, района, города, региона)
2. Рабочее и свободное время педагога
3. Творческие ориентации педагогов и педагогических коллективов
4. Инновационные установки педагогов-профессионалов как фактор модернизации образования
5. Материальное положение учительства
6. Престиж профессии, моральные вознаграждения
7. Социальное самочувствие учительства

2. Эффективность образования – фактор социального прогресса

1. Качество образования: аттестация, экспертиза и другие способы измерения
2. Инновационный механизм развития образования
3. Социально-экономические модели управления образовательной деятельностью

3. Семья – союзник педагога и социальный заказчик образовательных услуг

1. Социально-педагогические функции семьи
2. Социальная роль родительской общественности в воспитании и экономической поддержке школы

4. Молодежь вне образования

1. Социальные причины образовательной дискриминации
2. Юные маргиналы и псевдообразованные молодые люди как ресурс криминалитета

Интервью подготовила Ирина Онучина
Новосибирск – Академгородок – Бердск

Рейтинг@Mail.ru