Когда
тратить выгодно...
Как оценить
экономическую эффективность затрат на
социальную сферу? Насколько выгодно стране,
обществу, налогоплательщикам содержать систему
образования?
С этими вопросами мы
обратились к директору Центра образовательной
политики Высшей школы экономики Татьяне Клячко.
В любом случае задача
экономистов – не просто констатировать факт
«прибыльности» или «убыточности» школы (ПТУ,
вуза) для госбюджета, а обосновать причины,
которые обусловили ту или иную ситуацию. И,
насколько это возможно, подсказать пути решения
назревших проблем.
|
Т. Клячко: «...общее и
профессиональное образование – это один из
немногих конкурентоспособных ресурсов России на
мировом рынке, а инвестиции в эту область выгодны
и перспективны». |
Образование в пересчете
на рубли и на доллары
В экономической науке
существуют несколько различных методик расчета
эффективности, одна из которых – анализ затрат и
выгод. Но начинают всегда с анализа затрат – надо
что-то сделать и при этом минимизировать расходы.
Уже этот момент позволяет многое понять, что
делать и как делать, поскольку к любой задаче
можно подступиться с разных позиций. Например,
требуется ответить на вопрос: на какие цели в
данный момент разумнее всего израсходовать
средства в конкретном населенном пункте – на
строительство школы, больницы или культурного
центра? Выделяется главная цель, и все остальные
ранжируются под нее. При таком подходе эффект от
вложений в социальную сферу, вообще говоря, может
не иметь денежной оценки. Но поскольку затраты
измеряются в денежном выражении, то появляется
стремление и результаты также померить в деньгах
– оценить получаемые выгоды.
Что же касается системы
образования в целом, то ее эффективность можно
определить, посчитав, какой прирост ВВП приносят
инвестиции в эту сферу. Впервые эту методику
применили американские исследователи. Суть ее в
общих чертах сводится к следующему: школы,
колледжи, университеты готовят
квалифицированные кадры, которые хорошо
ориентируются в рыночной ситуации, быстро
приспосабливаются ко всем инновациям в области
науки, техники, производства и тем самым
способствуют экономическому росту. Проведенные
расчеты «прибыли» (экономической отдачи) от
образования на протяжении 20–30 лет показали, что
доллар, вложенный в сферу «разумного, доброго,
вечного», приносит дополнительный доллар дохода.
Кстати, как это ни
парадоксально с точки зрения россиянина,
западные педагоги стремятся развить в своих
учениках не только творческий подход к делу или
любовь к инновациям, а прежде всего – жесткую
технологическую дисциплину. Или, что ближе
нашему менталитету, культуру труда. В
цивилизованных странах уже давно осознали, что,
чем выше уровень технической оснащенности
какой-либо сферы деятельности, тем больше риск от
непродуманных экспериментов, пусть даже они
продиктованы благородным стремлением
усовершенствовать и модернизировать
производство. Словом, чем сложнее оборудование,
тем большая дисциплина труда требуется от
работника при обращении с ним. Отступления от
этого железного правила приводят к таким
страшным последствиям, как Чернобыльская авария.
Не спешите с выводами!
Итак, с Америкой, Западом
все ясно: вкладывая большие средства в систему
образования, развитые государства получают
отдачу в виде экономического роста.
Исходя из этой теории,
дела в России обстоят далеко не лучшим образом.
Правда, по мнению экспертов, заниматься
подобными расчетами на переходном этапе
развития общества – неблагодарное дело. Но даже
по косвенным признакам – таким, например, как
растущая безработица среди дипломированных
специалистов, – можно судить о неэффективной
работе системы образования. Однако это вовсе не
означает, что некоторые направления подготовки
необходимо в ближайшее время «свернуть». Надо
тщательно проанализировать, в каких именно
областях у нас избыток специалистов, а в каких –
острый дефицит. Так, по прогнозам экономистов, в
ближайшее время общество будет испытывать
катастрофическую нехватку специалистов по
очистке воды (из-за низкой оплаты своего труда
они вынуждены или менять профессию, или
эмигрировать за рубеж), по строительству мостов и
т.д.
Парадоксальная ситуация
складывается также с экономистами и юристами, об
«излишках» которых не кричит разве что ленивый. В
то же время потребность в хороших,
квалифицированных экономистах и юристах
остается по-прежнему высокой. Так что кричать
следует о перепроизводстве плохих, халтурно и
наспех обученных специалистах в этой сфере.
Будущее – за нормативом
Нынешний робкий прирост
российского ВВП можно было бы при желании
истолковать как косвенный показатель того, что и
«плоды просвещения» наконец-то создали
предпосылки для первых добрых всходов на
экономической ниве. Однако экономисты считают,
что пока еще преждевременно трубить об успехах и
победах: в причинах роста производства еще
предстоит хорошенько разобраться. А может,
некоторый подъем экономики вполне закономерен в
ситуации, когда на протяжении почти 10-ти лет
наблюдалось падение ВВП – более чем на 50% по
сравнению с докризисным периодом! Да и был ли
докризисный ВВП реальным или очередным мифом
ушедшей советской эпохи? Ведь все мы помним
дефицит и еще раз дефицит.
Тем не менее даже в
относительно благополучные советские времена
каждый рубль, вложенный в образование, приносил
лишь 40–55 копеек дохода.
А нынешний анализ
экономической ситуации в образовании
свидетельствует о том, что при переходе на
норматив минимальной бюджетной обеспеченности и
умелом управлении школьным хозяйством (а также
отсутствии воровства казенных средств), в
бюджете образования мог бы появиться небольшой
профицит, и эти деньги можно было бы потратить на
приобретение нового оборудования, учебной
литературы, ремонт зданий и т.д. – то есть на все
то, до чего сейчас, как говорится, «руки не
доходят», ибо не до жиру – быть бы живу!
Рациональный норматив обеспечить труднее, но при
запуске нового организационно-экономического
механизма система образования выходит на него
уже к концу десятилетия.
Духовные идеалы дорогого
стоят!
В перспективе, по
убеждению экономистов, наиболее выгодными
сферами вложения капитала следует считать
начальное и среднее профессиональное
образование. Именно в этих сферах осуществляется
подготовка кадров, острый, если не
катастрофический дефицит в которых страна будет
переживать в самом ближайшем будущем. Это
квалифицированные, главное, конкурентоспособные
рабочие кадры, владеющие самыми передовыми
производственными технологиями, и специалисты
среднего звена в разных отраслях экономики. С
советских времен у нас сложилась ненормальная
ситуация, при которой, например, на 1 инженера
приходится 1,5 техника вместо положенных 4-х.
Что касается средней
школы, то и в этом случае специалисты находят
веское обоснование затратам общества на эти
цели: именно школа помогает сохранить культурные
и национальные традиции, духовные идеалы и
ценности, участвуя в создании того самого
фундамента, без которого невозможно успешное
развитие общества и связь поколений. Вместе с тем
для модернизации и общества, и государства, и
экономики образование должно модернизироваться
само. Речь идет прежде всего о содержании
образования – школа должна прививать умение
учиться, гибкость в реакции на изменения внешней
среды, адаптивность, толерантность, терпимость к
чужому мнению и умение отстаивать свое, не
подавляя оппонента, коммуникативность и
диалогичность…
Россия в зеркале Давоса
Насколько оправданны с
экономической точки зрения такие меры, как
предоставление налоговых льгот для социальной
сферы, в том числе для образования? По мнению
специалистов, налоговые льготы имеет смысл
давать тем сферам, у которых есть потенциал
развития. А то, что такой потенциал у образования
есть, доказали данные прошлогоднего Давосского
форума. В рейтинге 59-ти стран, составленном на
основе многочисленных макроэкономических и
социальных критериев, Россия заняла последнее
место, уступив Эквадору и даже Украине, которая
оказалась на 58-м месте. Резко выделяется лишь
одна группа показателей. Условно ее можно
назвать «Наши люди». Отечественные ученые и
инженеры занимают почетное 18-е место, работники
образования – 17-е. Трудовые ресурсы страны и
уровень образованности в целом оценены так же
высоко: 25-е место.
Следовательно, общее и
профессиональное образование – это один из
немногих конкурентоспособных ресурсов России на
мировом рынке, а инвестиции в эту область выгодны
и перспективны.
Кроме экономического,
есть еще и психологический аспект: если
государство выделяет больше средств на
образование, значит, судьба этой отрасли
государству небезразлична. И наоборот,
сокращение расходов на нужды просвещения
свидетельствует об отсутствии заботы. Поэтому
дефицит бюджетных средств не удается
компенсировать спонсорскими «вливаниями»:
замечая невнимание государства, частные
инвесторы уменьшают свои вложения в кажущиеся
непопулярными для общества дела.
В общем, как бы ни
были далеки от совершенства методики анализа
эффективности образовательной системы, ясно
одно: просвещение принесет плоды лишь в том
случае, если в него вкладывать ресурсы, причем
вкладывать должны и государство и общество. Но
чтобы эти средства работали на конкретные цели, а
не вылетали в трубу, как это часто происходит в
нашей стране, ими надо распорядиться разумно и
честно.
Записала Ольга Дашковская