Гордон ХАТЧИНСОН,
Великобритания
Роли
попечителей школы
Гордон Хатчинсон
Введение
У членов
попечительского совета очень много
обязанностей, но отдельные попечители не должны
быть экспертами в каждой из них. Однако вместе
они должны следить за тем, чтобы все эти задачи
выполнялись – неукоснительно, ответственно и
энергично. По мере накопления опыта, попечители
смогут определить, что им удается лучше всего, и
на основе этого поделить обязанности
попечительского совета между собой. Это
подразумевает, что попечители должны научиться
доверять друг другу.
Задачи попечителей
школы различаются в зависимости от
обстоятельств, в которых находится школа.
Например, от того, насколько она независима или,
наоборот, уязвима в финансовом смысле; каков
уровень развития и внедрения использующихся в
ней учебных программ; насколько профессиональны
и дисциплинированны учителя и обслуживающий
персонал; каково состояние школьного здания и
насколько оно велико; какой контингент детей
обучается в школе. Также имеет значение,
влиятельны или слабы местные органы управления
образованием, местные и региональные органы
управления в целом и центральное правительство,
поддерживают ли они школы или, напротив, мешают
им.
Попечители как направляющие
Главная задача
попечителей – дать школе чувство направления.
Они должны создать четкую и живую картинку той
школы, которую они хотят видеть, а также
обрисовать способы, которыми они хотят воплощать
ее в жизнь. Попечители, директор и коллектив
школы должны работать над этим вместе, с
максимальным участием учеников и родителей,
чтобы в идеале каждый, кто имеет отношение к
школе, разделял ее цели.
Все школы нуждаются в
четкой и понятной системе планирования,
внедрения и оценки нововведений, и одна из
наиболее важных задач попечителей – следить за
тем, чтобы школы регулярно и объективно
оценивали свой прогресс, анализировали успехи и
неудачи и составляли планы для развития и
улучшения программ. Таким образом попечители
смогут помочь школе ответить на трудные вопросы,
которые в ином случае остались бы без внимания.
Попечители как арбитры
Еще одна важная задача
попечителей – гарантировать беспристрастное
отношение ко всем детям, сотрудникам и родителям.
Прежде всего они должны следить за тем, чтобы все
школьные порядки были справедливыми, законными и
четко исполнялись. Это особенно важно в вопросах
распределения должностей среди сотрудников,
выработке правил дисциплины для сотрудников и
учеников, в случаях конфликтов с родителями и
особенно – во всем, что касается расходования
школьного бюджета. Попечители не должны
узурпировать роль директора, но они должны
следить, чтобы школьные правила выполнялись, а
если они не выполняются, то чтобы виновные в этом
были призваны к ответу. Попечители также должны
бороться с фаворитизмом во всех его проявлениях,
с оскорблениями и другими формами неправильного
обращения. Это относится равным образом к
сотрудникам и к ученикам.
Попечители как адвокаты
Попечители – как
вместе, так и по отдельности – должны работать
над созданием позитивного образа школы, чтобы
подчеркнуть ее ценность для местного сообщества.
Они могут делать это с помощью своего
представительства в местных, региональных и
центральных органах управления, благодаря
контактам с родителями и местным сообществом в
целом, с местными фирмами, магазинами, а также при
посредстве тесных связей с другими школами,
колледжами и университетами. Попечители могут
стать чрезвычайными и полномочными послами
своих школ и должны для этого в полной мере
использовать возможности прессы и телевидения.
Попечители как защитники
Точно так же
попечители должны быть готовы защищать свою
школу против несправедливых и необоснованных
нападок – исходят ли они от политиков, средств
массовой информации или представителей местной
общественности, сферы торговли или
промышленности. Даже если в подобных атаках и
есть определенная истина, попечители должны
демонстрировать свою поддержку школе и вместе с
тем проявлять готовность в ответ на критику
внести изменения в стиль ее работы.
Попечители как посредники
Школе иногда бывает
трудно узнать о пожеланиях, требованиях и
опасениях людей, не имеющих непосредственного
отношениях к школе. Это происходит из-за того, что
школа представляют собой слишком сложный
организм, для эффективной работы которого
требуется слишком много затрат времени и
энергии, так что их совсем не остается для
контактов с остальным миром. Также учителям
часто не хватает времени, чтобы объяснить другим
смысл своей работы. Это может привести к кризису
во взаимоотношениях между школой и местным
обществом. Попечители могут помочь навести мост
между ними – обеспечив двустороннее общение
между школой и родителями, политиками и
представителями местной общественности,
промышленности, малого бизнеса и добровольцев.
Попечители занимают выгодную позицию, которая
позволяет им выступать в качестве посредников,
чтобы добиться доверия обеих сторон и
интерпретировать их взгляды. Попечители могут
также обеспечить эффективную связь с местными
выборными или назначаемыми органами управления.
Попечители как представители
Представительство –
это та форма коммуникации, которой попечители
должны уделять особенное внимание. Отдельные
попечители часто выдвигаются на свой пост
конкретными группами людей – родителями,
учителями, представителями промышленности,
бизнеса и торговли, добровольными объединениями
и местными органами власти. Попечители должны
регулярно встречаться с группами, которые
выдвинули или выбрали их, чтобы выслушать их
мнение и объяснить им, чем занимается школа.
Чтобы эффективно справляться с этой задачей,
попечители должны быть хорошо информированы и
активны. Главное, что требуется от них:
добросовестная и аккуратная передача
информации, взглядов и требований. Ошибки могут
привести к недоразумениям и разочарованиям.
Посредники как добытчики ресурсов
Это ошибка – выбирать
попечителей только в надежде, что они смогут
вложить или привлечь дополнительные средства
или спонсоров в школу. Тем не менее для
попечителей важно научиться использовать свои
профессиональные, политические, деловые и личные
связи, чтобы привлечь в школу ресурсы. Под этими
ресурсами подразумеваются не только деньги, но, к
примеру, и материалы. Часто самыми лучшими
ресурсами могут стать время, опыт и навыки
специалистов, добровольно пожертвованные для
помощи школе.
Попечители как поддержка
Попечители должны
оказывать всестороннюю поддержку директору и
администрации, а также преподавателям и другим
сотрудникам школы. Учителям, которые работают с
полной отдачей, требуется поощрение, похвалы и
признание их заслуг, и, давая им это, попечители
могут внести свою лепту в создание и поддержание
морального климата в коллективе. Они также могут
поддержать как отдельных учеников, предложив им
свою помощь наставника или тьютора, так и всех
детей школы – показывая им, что не только учителя
серьезно относятся к проблемам образования.
Попечители как учителя и ученики
Попечители обычно
имеют широкий спектр навыков и опыта, который они
могут использовать, чтобы помочь школе. Однако
попечители должны также уметь делиться своими
знаниями и умениями с учителями и учениками. Но
попечителям нужно и учиться, чтобы эффективно
исполнять свои обязанности. Так, они должны
научиться работать вместе и осознать, что
коллективно они могут принимать важные решения
без лишних затрат времени, которые потребовались
бы при работе в одиночку. Попечителям необходимо
быть хорошо информированными, чтобы, даже
работая в далеких от образования сферах, они
могли разбираться в проблемах, затрагивающих
школу и местное сообщество, и выносить
объективные суждения по этому поводу.
Попечители как «задаватели
вопросов»
С самого начала своей
работы попечители могут одновременно и помочь
школе, и повысить собственные знания и умения,
задавая прямые, а иногда и трудные, вопросы.
Например: работает ли эффективно какая-либо
часть школьной политики, и если нет, то почему?
Достаточно ли ясны планы школы, понимают ли и
разделяют их учителя? Есть ли какие-то полезные
нововведения, которые еще только предстоит
внедрить? Кто будет заниматься этим и когда? Как
члены коллектива школы и попечители узнают, что
они добились успеха в осуществлении своих
планов? Какая подготовка еще нужна, чтобы
улучшить программу школы, и кто обеспечит это?
Каковы взгляды родителей на главные проблемы,
стоящие перед школой? Попечители, которые задают
вопросы, подобные этим, и делают это тактично и с
сочувствием, сослужат хорошую службу своей
школе.
Заключение
Если попечители хотят быть
эффективными, им необходимо испытывать
энтузиазм по отношению к школе и к образованию в
целом, иметь энергию и желание помочь школе
добиться успеха. Они также должны быть готовы
развивать и использовать сеть контактов,
научиться быть активными посредниками и уметь
уравновесить потребности школы с интересами
местного сообщества. Им предстоит иметь дело с
проблемами власти, контроля и ответственности.
Эти вопросы следует обсуждать открыто. Нужно
четко сформулировать, насколько это возможно,
обязанности директора, попечителей, местного
управления образования и политиков. Если их
задачи и обязанности расплывчаты, то между ними
неизбежно возникнут трения, которые будут мешать
творческой работе и прогрессу.