Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2000

Архив

Гордон ХАТЧИНСОН, Великобритания

Роли попечителей школы

Гордон Хатчинсон

Введение

У членов попечительского совета очень много обязанностей, но отдельные попечители не должны быть экспертами в каждой из них. Однако вместе они должны следить за тем, чтобы все эти задачи выполнялись – неукоснительно, ответственно и энергично. По мере накопления опыта, попечители смогут определить, что им удается лучше всего, и на основе этого поделить обязанности попечительского совета между собой. Это подразумевает, что попечители должны научиться доверять друг другу.

Задачи попечителей школы различаются в зависимости от обстоятельств, в которых находится школа. Например, от того, насколько она независима или, наоборот, уязвима в финансовом смысле; каков уровень развития и внедрения использующихся в ней учебных программ; насколько профессиональны и дисциплинированны учителя и обслуживающий персонал; каково состояние школьного здания и насколько оно велико; какой контингент детей обучается в школе. Также имеет значение, влиятельны или слабы местные органы управления образованием, местные и региональные органы управления в целом и центральное правительство, поддерживают ли они школы или, напротив, мешают им.

Попечители как направляющие

Главная задача попечителей – дать школе чувство направления. Они должны создать четкую и живую картинку той школы, которую они хотят видеть, а также обрисовать способы, которыми они хотят воплощать ее в жизнь. Попечители, директор и коллектив школы должны работать над этим вместе, с максимальным участием учеников и родителей, чтобы в идеале каждый, кто имеет отношение к школе, разделял ее цели.

Все школы нуждаются в четкой и понятной системе планирования, внедрения и оценки нововведений, и одна из наиболее важных задач попечителей – следить за тем, чтобы школы регулярно и объективно оценивали свой прогресс, анализировали успехи и неудачи и составляли планы для развития и улучшения программ. Таким образом попечители смогут помочь школе ответить на трудные вопросы, которые в ином случае остались бы без внимания.

Попечители как арбитры

Еще одна важная задача попечителей – гарантировать беспристрастное отношение ко всем детям, сотрудникам и родителям. Прежде всего они должны следить за тем, чтобы все школьные порядки были справедливыми, законными и четко исполнялись. Это особенно важно в вопросах распределения должностей среди сотрудников, выработке правил дисциплины для сотрудников и учеников, в случаях конфликтов с родителями и особенно – во всем, что касается расходования школьного бюджета. Попечители не должны узурпировать роль директора, но они должны следить, чтобы школьные правила выполнялись, а если они не выполняются, то чтобы виновные в этом были призваны к ответу. Попечители также должны бороться с фаворитизмом во всех его проявлениях, с оскорблениями и другими формами неправильного обращения. Это относится равным образом к сотрудникам и к ученикам.

Попечители как адвокаты

Попечители – как вместе, так и по отдельности – должны работать над созданием позитивного образа школы, чтобы подчеркнуть ее ценность для местного сообщества. Они могут делать это с помощью своего представительства в местных, региональных и центральных органах управления, благодаря контактам с родителями и местным сообществом в целом, с местными фирмами, магазинами, а также при посредстве тесных связей с другими школами, колледжами и университетами. Попечители могут стать чрезвычайными и полномочными послами своих школ и должны для этого в полной мере использовать возможности прессы и телевидения.

Попечители как защитники

Точно так же попечители должны быть готовы защищать свою школу против несправедливых и необоснованных нападок – исходят ли они от политиков, средств массовой информации или представителей местной общественности, сферы торговли или промышленности. Даже если в подобных атаках и есть определенная истина, попечители должны демонстрировать свою поддержку школе и вместе с тем проявлять готовность в ответ на критику внести изменения в стиль ее работы.

Попечители как посредники

Школе иногда бывает трудно узнать о пожеланиях, требованиях и опасениях людей, не имеющих непосредственного отношениях к школе. Это происходит из-за того, что школа представляют собой слишком сложный организм, для эффективной работы которого требуется слишком много затрат времени и энергии, так что их совсем не остается для контактов с остальным миром. Также учителям часто не хватает времени, чтобы объяснить другим смысл своей работы. Это может привести к кризису во взаимоотношениях между школой и местным обществом. Попечители могут помочь навести мост между ними – обеспечив двустороннее общение между школой и родителями, политиками и представителями местной общественности, промышленности, малого бизнеса и добровольцев. Попечители занимают выгодную позицию, которая позволяет им выступать в качестве посредников, чтобы добиться доверия обеих сторон и интерпретировать их взгляды. Попечители могут также обеспечить эффективную связь с местными выборными или назначаемыми органами управления.

Попечители как представители

Представительство – это та форма коммуникации, которой попечители должны уделять особенное внимание. Отдельные попечители часто выдвигаются на свой пост конкретными группами людей – родителями, учителями, представителями промышленности, бизнеса и торговли, добровольными объединениями и местными органами власти. Попечители должны регулярно встречаться с группами, которые выдвинули или выбрали их, чтобы выслушать их мнение и объяснить им, чем занимается школа. Чтобы эффективно справляться с этой задачей, попечители должны быть хорошо информированы и активны. Главное, что требуется от них: добросовестная и аккуратная передача информации, взглядов и требований. Ошибки могут привести к недоразумениям и разочарованиям.

Посредники как добытчики ресурсов

Это ошибка – выбирать попечителей только в надежде, что они смогут вложить или привлечь дополнительные средства или спонсоров в школу. Тем не менее для попечителей важно научиться использовать свои профессиональные, политические, деловые и личные связи, чтобы привлечь в школу ресурсы. Под этими ресурсами подразумеваются не только деньги, но, к примеру, и материалы. Часто самыми лучшими ресурсами могут стать время, опыт и навыки специалистов, добровольно пожертвованные для помощи школе.

Попечители как поддержка

Попечители должны оказывать всестороннюю поддержку директору и администрации, а также преподавателям и другим сотрудникам школы. Учителям, которые работают с полной отдачей, требуется поощрение, похвалы и признание их заслуг, и, давая им это, попечители могут внести свою лепту в создание и поддержание морального климата в коллективе. Они также могут поддержать как отдельных учеников, предложив им свою помощь наставника или тьютора, так и всех детей школы – показывая им, что не только учителя серьезно относятся к проблемам образования.

Попечители как учителя и ученики

Попечители обычно имеют широкий спектр навыков и опыта, который они могут использовать, чтобы помочь школе. Однако попечители должны также уметь делиться своими знаниями и умениями с учителями и учениками. Но попечителям нужно и учиться, чтобы эффективно исполнять свои обязанности. Так, они должны научиться работать вместе и осознать, что коллективно они могут принимать важные решения без лишних затрат времени, которые потребовались бы при работе в одиночку. Попечителям необходимо быть хорошо информированными, чтобы, даже работая в далеких от образования сферах, они могли разбираться в проблемах, затрагивающих школу и местное сообщество, и выносить объективные суждения по этому поводу.

Попечители как «задаватели вопросов»

С самого начала своей работы попечители могут одновременно и помочь школе, и повысить собственные знания и умения, задавая прямые, а иногда и трудные, вопросы. Например: работает ли эффективно какая-либо часть школьной политики, и если нет, то почему? Достаточно ли ясны планы школы, понимают ли и разделяют их учителя? Есть ли какие-то полезные нововведения, которые еще только предстоит внедрить? Кто будет заниматься этим и когда? Как члены коллектива школы и попечители узнают, что они добились успеха в осуществлении своих планов? Какая подготовка еще нужна, чтобы улучшить программу школы, и кто обеспечит это? Каковы взгляды родителей на главные проблемы, стоящие перед школой? Попечители, которые задают вопросы, подобные этим, и делают это тактично и с сочувствием, сослужат хорошую службу своей школе.

Заключение

Если попечители хотят быть эффективными, им необходимо испытывать энтузиазм по отношению к школе и к образованию в целом, иметь энергию и желание помочь школе добиться успеха. Они также должны быть готовы развивать и использовать сеть контактов, научиться быть активными посредниками и уметь уравновесить потребности школы с интересами местного сообщества. Им предстоит иметь дело с проблемами власти, контроля и ответственности. Эти вопросы следует обсуждать открыто. Нужно четко сформулировать, насколько это возможно, обязанности директора, попечителей, местного управления образования и политиков. Если их задачи и обязанности расплывчаты, то между ними неизбежно возникнут трения, которые будут мешать творческой работе и прогрессу.

Рейтинг@Mail.ru