Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2000

Архив

Дэвид ХИГГИНС, Великобритания

Попечительский совет: взгляд директора школы

Дэвид Хиггинс

Многие директора школ относятся к попечительскому совету как к неизбежному злу, которое нужно пережить, еще одной проблеме в повседневной деятельности по управлению школой. Мне кажется, это слишком недальновидная точка зрения. Попечители могут много дать школе.

В Великобритании деятельность попечительских советов регулируется законодательством. Попечительские советы средних школ состоят из большего числа людей, начальных – из меньшего. Для школы, в которой учится более 600 детей, большая группа попечителей, на мой взгляд, предпочтительнее.

В попечительский совет нашей школы входят представители:

*муниципального совета – 4 человека;
*родителей – 4 человека;
*местной общественности – 5 человек;
*коллектива школы (из числа преподавателей) – 2 человека;
*коллектива школы (из числа непреподавателей) – 1 человек;
*директор – 1 человек.

Эти цифры могут слегка варьироваться, в зависимости от того, где находится школа, но в целом указанное соотношение сил почти везде сохраняется.

Давайте посмотрим, какую роль играет каждая группа попечителей.

Члены муниципального совета

Участники этой группы выдвигаются на пост попечителей избранными членами муниципального совета, часто – его руководителями, иногда – членами партии, к которой они принадлежат. Замечательно, если среди попечителей вашей школы окажется кто-то из высших эшелонов правящей партии; есть шанс, что он или она сможет повлиять на решения властей, которые затрагивают вашу школу. Это также дает вам возможность при его/ее помощи информировать муниципальный совет о положительном или отрицательном эффекте любой политики, которую они принимают.

Родители

Родители выбираются в попечительский совет при помощи голосования родителей всех учеников школы. Обычно они являются самыми активными членами попечительского совета. На посту попечителей родители могут принести много пользы, однако самый важный аспект их работы – обеспечить взаимодействие директора и попечительского совета, с одной стороны, и родителей – с другой. Хотя бывает, что с родителями-попечителями трудно иметь дело; я обнаружил, что в целом они готовы продемонстрировать свою лояльность и поддержку. В сложных ситуациях родители могут стать ценными союзниками. К примеру, когда приходится комментировать результатов экзаменов. Родители могут также оказать серьезную поддержку администрации в вопросах дисциплины.

Попечители из местной общественности

В зависимости от уровня развития вашего региона, эта группа попечителей может стать реальным подспорьем в работе школе. Если у вас есть такая возможность, следует попросить представителей местной промышленности или бизнеса делегировать в попечительский совет школы своих участников. Однако директору нужно быть осторожным в просьбах о дополнительном финансировании. Конечно, компания может поддержать школу в денежном смысле – например, выделив гранты на реализацию конкретных проектов, но она может поддержать ее и другим способом: поможет выпускникам определиться с выбором карьеры, предоставит временную работу для учеников, даст администрации ценный совет по управлению.

Попечители из числа сотрудников школы

Поскольку этих людей выбирает коллектив школы, эта группа попечителей может стать как реальной поддержкой, так и источником головной боли. В интересах директора использовать взаимоотношения с сотрудниками-попечителями в качестве средства мотивации его подчиненных и поддержания благоприятного морального коллектива в школе.

Попечительский совет может стать как огромной помощью, так и огромной обузой. Взаимоотношения попечительского совета с директором и школой нужно воспитывать. Обязанность директора и коллектива школы – создать позитивное и гармоничное партнерство с попечительским советом.

Рейтинг@Mail.ru