Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2000

Архив

Дэвид Хиггинс:

«Создание демократической школы – нелегкая задача...»

Имя английского педагога Дэвида ХИГГИНСА должно быть хорошо знакомо читателям «Управления школой». Три с половиной года назад, когда наша газета делала свои первые шаги, Дэвид стал одним из ее первых авторов. В течение нескольких месяцев мы публиковали его «Дневник директора», в котором он с подкупающей искренностью рассказывал о своих буднях на посту руководителя небольшой английской школы. Выйдя в отставку (о чем нас уведомила последняя запись в его дневнике), Дэвид не оставил педагогику. Не утратил он и своего интереса к России – и к тому, что происходит в нашем образовании.

Его последний по времени визит в нашу страну был приурочен к очередному фестивалю «Эврика-Авангард», где он принял участие в дискуссии по проблемам детского самоуправления и демократии в школе. В один из перерывов Дэвид любезно согласился ответить на несколько вопросов нашей газеты.

– Привет, Дэвид! Несколько лет назад мы с большим интересом читали на страницах «Управления школой» ваш дневник...

– О, должно быть, это было ужасно скучное чтение!..

– Напротив, очень занимательное. Расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь сейчас.

– Три года назад я вышел в отставку с поста директора школы и сейчас разъезжаю по всему миру в качестве образовательного консультанта. В Америке я работаю над разработкой учебных программ. В Лондоне у нас есть центр, где мы апробируем новые идеи в образовании, в том числе и российские. Там мы занимаемся с очень маленькими детьми, от трех до пяти лет. Директор этого центра – моя жена Галина. Также я занимаюсь созданием и распространением программ, которые помогают строить демократию в школе. Плюс я работаю в благотворительном фонде, который оказывает содействие в реализации образовательных амбиций людей. В общем, я очень занят...

– На этой дискуссии вы выступаете в роли некого посла демократической образовательной системы, но из многочисленных публикаций в ваших средствах массовой информации явствует, что и в английских и в американских школах существует множество проблем с демократией...

– Да, проблемы и там и здесь очень похожи. Это вообще очень трудно – создать по-настоящему демократическую школу. В Англии, будучи директором, я пытался быть очень открытым – но это вызывало множество подозрений со стороны окружающих! Среди моих подчиненных были учителя, которые считали меня слабым директором, и все потому, что я пытался привлечь учеников к принятию решений. Даже дети иногда не понимали, с какой стати я должен прислушиваться к их мнению. Ломать традиции очень трудно...

– И в Америке и в Великобритании многие учителя, родители и даже дети мечтают о «сильном директоре», который все решал бы за них и без них и был бы...

– ...очень авторитетным и очень авторитарным! Мне это знакомо. Но, к счастью, родители моих учеников меня очень поддерживали, хотя я и не был таким авторитарным руководителем. Я думаю, сама по себе эта мечта о «сильном директоре» очень интересна. Но, по-моему, по-настоящему сильный директор – это человек, который верит в возможности окружающих его людей и старается привлечь к управлению школой всех участников учебного процесса.

У нас в Англии есть школа, где ученикам предоставлена почти абсолютная свобода выбора. Они сами решают, к примеру, идти им на уроки или нет и даже курить или не курить. Выбор – за ними. Многим кажется, что это ужасно. Но в то же время есть такие родители, которые пытаются всеми силами устроить туда своих детей. Недавно между правительством и школой разгорелась большая битва. Директор, ученики, учителя и члены попечительского совета горой встали на защиту своих принципов. Они заявили: «Мы считаем, что именно так нужно управлять школой». И правительство вынуждено было отступить. Если родителям предоставить свободу выбора, очень немногие выберут для своих детей такую школу. Но главное, чтобы этот выбор был.

– В последние годы британское правительство уделяет образованию повышенное внимание. Как вы к этому относитесь?

– Действительно, наше правительство сейчас очень интересуется проблемами образования, что является отражением настроений в обществе. Многие люди считают, что образование очень важно. А поскольку они так считают, политики берут это на заметку – так как хотят, чтобы их выбрали в следующий раз. Я не уверен до конца в причинах, которые заставляют власть интересоваться образованием. Но думаю, что основную роль играет искреннее убеждение в том, что образование играет огромную роль в развитии страны и что инвестиции в образование – это инвестиции в будущее.

Я думаю, что правительство ставит перед собой две задачи: во-первых, улучшить качество преподавания в школах и, во-вторых, найти средства, которые помогли бы достичь этой цели. Эта вторая задача представляет собой реальную проблему. Каким путем пойти: позволить учителям использовать новые радикальные идеи или попытаться реформировать уже существующую систему?

В целом меня обнадеживает интерес нашего правительства к ранним стадиям обучения детей. Когда оно начнет инвестировать больше денег в эту область образования, у нас появится реальная возможность изменить существующую систему.

– А что вы думаете о той волне требований относительно введения единых стандартов в образовании, которая захлестнула сейчас многие страны мира?

– Вы имеете в виду сделать единую программу, единые экзамены?.. Я думаю, это ужасно. Во-первых, я считаю, что стандартные тесты на самом деле только мешают процессу обучения ребенка. На уроках многие учителя вынуждены уделять повышенное внимание подготовке к тестам и пренебрегают другими сторонами обучения. А как иначе: ведь с помощью этих тестов оценивают не только успехи учеников, но и труд учителей и в низких результатах обвиняют прежде всего преподавателей.

А во-вторых, мне кажется, что тесты не дают полного представления о способностях ребенка, о том, каков его потенциал. Так что я против тестов. Когда я был директором, то боролся против них. Однако многие родители считают тесты очень важными.

– Многие английские директора школ в средствах массовой информации жалуются на слишком частые, по их мнению, инспекционные проверки...

– Мне они тоже не нравятся, и я полагаю, что большинство директоров думают так же. Обычно директора, учителя, родители, члены попечительских советов сами хорошо знают, что представляет собой их учебное заведение. И что еще существеннее: они знают, почему их школа работает так, а не иначе. А на инспекции тратятся тысячи и тысячи фунтов стерлингов, и ради чего? Чтобы обнаружить то, что все и так уже знают.

Кроме того, проверки очень пугают учителей, родителей и директоров, которые чувствуют себя из-за них очень неуверенно. Это негативно влияет на весь учебный процесс и в конечном счете противоречит самой цели таких проверок – улучшить качество преподавания в школах. Если бы я был министром образования, я отменил бы их завтра же...

– Не могли бы вы подвести какой-то итог сегодняшней дискуссии о проблемах демократии в школе?

– На меня произвело большое впечатление то, с какой серьезностью и ответственностью отнеслись к делу ученики, когда они пытались определить для себя, что же значит демократическая школа. Но самое главное: они хотят не просто говорить об этом, но и что-то делать. Еще меня порадовало то, что им не требовались помощь и понукания со стороны взрослых, чтобы, несмотря на усталость и длинный день, продолжать работать – спорить, выдвигать идеи, отвечать на вопросы.

– И каково, на ваш взгляд, главное достижение сегодняшнего дня?

– То, что дети поняли, что создание демократической школы – это не легкая задача и что ради достижения этой цели надо упорно работать.

Рейтинг@Mail.ru