Дэвид
Хиггинс:
«Создание
демократической школы – нелегкая задача...»
|
Имя
английского педагога Дэвида ХИГГИНСА должно
быть хорошо знакомо читателям «Управления
школой». Три с половиной года назад, когда наша
газета делала свои первые шаги, Дэвид стал одним
из ее первых авторов. В течение нескольких
месяцев мы публиковали его «Дневник директора»,
в котором он с подкупающей искренностью
рассказывал о своих буднях на посту руководителя
небольшой английской школы. Выйдя в отставку (о
чем нас уведомила последняя запись в его
дневнике), Дэвид не оставил педагогику. Не
утратил он и своего интереса к России – и к тому,
что происходит в нашем образовании. Его последний по времени
визит в нашу страну был приурочен к очередному
фестивалю «Эврика-Авангард», где он принял
участие в дискуссии по проблемам детского
самоуправления и демократии в школе. В один из
перерывов Дэвид любезно согласился ответить на
несколько вопросов нашей газеты. |
– Привет,
Дэвид! Несколько лет назад мы с большим интересом
читали на страницах «Управления школой» ваш
дневник...
– О, должно быть, это
было ужасно скучное чтение!..
– Напротив,
очень занимательное. Расскажите, пожалуйста, чем
вы занимаетесь сейчас.
– Три года назад я
вышел в отставку с поста директора школы и сейчас
разъезжаю по всему миру в качестве
образовательного консультанта. В Америке я
работаю над разработкой учебных программ. В
Лондоне у нас есть центр, где мы апробируем новые
идеи в образовании, в том числе и российские. Там
мы занимаемся с очень маленькими детьми, от трех
до пяти лет. Директор этого центра – моя жена
Галина. Также я занимаюсь созданием и
распространением программ, которые помогают
строить демократию в школе. Плюс я работаю в
благотворительном фонде, который оказывает
содействие в реализации образовательных амбиций
людей. В общем, я очень занят...
– На этой
дискуссии вы выступаете в роли некого посла
демократической образовательной системы, но из
многочисленных публикаций в ваших средствах
массовой информации явствует, что и в английских
и в американских школах существует множество
проблем с демократией...
– Да, проблемы и там и
здесь очень похожи. Это вообще очень трудно –
создать по-настоящему демократическую школу. В
Англии, будучи директором, я пытался быть очень
открытым – но это вызывало множество подозрений
со стороны окружающих! Среди моих подчиненных
были учителя, которые считали меня слабым
директором, и все потому, что я пытался привлечь
учеников к принятию решений. Даже дети иногда не
понимали, с какой стати я должен прислушиваться к
их мнению. Ломать традиции очень трудно...
– И в Америке
и в Великобритании многие учителя, родители и
даже дети мечтают о «сильном директоре», который
все решал бы за них и без них и был бы...
– ...очень
авторитетным и очень авторитарным! Мне это
знакомо. Но, к счастью, родители моих учеников
меня очень поддерживали, хотя я и не был таким
авторитарным руководителем. Я думаю, сама по себе
эта мечта о «сильном директоре» очень интересна.
Но, по-моему, по-настоящему сильный директор –
это человек, который верит в возможности
окружающих его людей и старается привлечь к
управлению школой всех участников учебного
процесса.
У нас в Англии есть
школа, где ученикам предоставлена почти
абсолютная свобода выбора. Они сами решают, к
примеру, идти им на уроки или нет и даже курить
или не курить. Выбор – за ними. Многим кажется,
что это ужасно. Но в то же время есть такие
родители, которые пытаются всеми силами устроить
туда своих детей. Недавно между правительством и
школой разгорелась большая битва. Директор,
ученики, учителя и члены попечительского совета
горой встали на защиту своих принципов. Они
заявили: «Мы считаем, что именно так нужно
управлять школой». И правительство вынуждено
было отступить. Если родителям предоставить
свободу выбора, очень немногие выберут для своих
детей такую школу. Но главное, чтобы этот выбор
был.
– В последние
годы британское правительство уделяет
образованию повышенное внимание. Как вы к этому
относитесь?
– Действительно, наше
правительство сейчас очень интересуется
проблемами образования, что является отражением
настроений в обществе. Многие люди считают, что
образование очень важно. А поскольку они так
считают, политики берут это на заметку – так как
хотят, чтобы их выбрали в следующий раз. Я не
уверен до конца в причинах, которые заставляют
власть интересоваться образованием. Но думаю,
что основную роль играет искреннее убеждение в
том, что образование играет огромную роль в
развитии страны и что инвестиции в образование –
это инвестиции в будущее.
Я думаю, что
правительство ставит перед собой две задачи:
во-первых, улучшить качество преподавания в
школах и, во-вторых, найти средства, которые
помогли бы достичь этой цели. Эта вторая задача
представляет собой реальную проблему. Каким
путем пойти: позволить учителям использовать
новые радикальные идеи или попытаться
реформировать уже существующую систему?
В целом меня
обнадеживает интерес нашего правительства к
ранним стадиям обучения детей. Когда оно начнет
инвестировать больше денег в эту область
образования, у нас появится реальная возможность
изменить существующую систему.
– А что вы
думаете о той волне требований относительно
введения единых стандартов в образовании,
которая захлестнула сейчас многие страны мира?
– Вы имеете в виду
сделать единую программу, единые экзамены?.. Я
думаю, это ужасно. Во-первых, я считаю, что
стандартные тесты на самом деле только мешают
процессу обучения ребенка. На уроках многие
учителя вынуждены уделять повышенное внимание
подготовке к тестам и пренебрегают другими
сторонами обучения. А как иначе: ведь с помощью
этих тестов оценивают не только успехи учеников,
но и труд учителей и в низких результатах
обвиняют прежде всего преподавателей.
А во-вторых, мне
кажется, что тесты не дают полного представления
о способностях ребенка, о том, каков его
потенциал. Так что я против тестов. Когда я был
директором, то боролся против них. Однако многие
родители считают тесты очень важными.
– Многие
английские директора школ в средствах массовой
информации жалуются на слишком частые, по их
мнению, инспекционные проверки...
– Мне они тоже не
нравятся, и я полагаю, что большинство директоров
думают так же. Обычно директора, учителя,
родители, члены попечительских советов сами
хорошо знают, что представляет собой их учебное
заведение. И что еще существеннее: они знают,
почему их школа работает так, а не иначе. А на
инспекции тратятся тысячи и тысячи фунтов
стерлингов, и ради чего? Чтобы обнаружить то, что
все и так уже знают.
Кроме того, проверки
очень пугают учителей, родителей и директоров,
которые чувствуют себя из-за них очень
неуверенно. Это негативно влияет на весь учебный
процесс и в конечном счете противоречит самой
цели таких проверок – улучшить качество
преподавания в школах. Если бы я был министром
образования, я отменил бы их завтра же...
– Не могли бы
вы подвести какой-то итог сегодняшней дискуссии
о проблемах демократии в школе?
– На меня произвело
большое впечатление то, с какой серьезностью и
ответственностью отнеслись к делу ученики, когда
они пытались определить для себя, что же значит
демократическая школа. Но самое главное: они
хотят не просто говорить об этом, но и что-то
делать. Еще меня порадовало то, что им не
требовались помощь и понукания со стороны
взрослых, чтобы, несмотря на усталость и длинный
день, продолжать работать – спорить, выдвигать
идеи, отвечать на вопросы.
– И каково, на
ваш взгляд, главное достижение сегодняшнего дня?
– То, что дети поняли,
что создание демократической школы – это не
легкая задача и что ради достижения этой цели
надо упорно работать.