Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2000

Архив

Любовь КЕЗИНА, начальник Комитета образования Правительства Москвы:

Школьная индустрия – это реально

Учитель в роли заказчика

– Почему мы поддерживаем программу «Московская школьная индустрия»? Во-первых, ценно то, что промышленность, которая есть сегодня в Москве, в состоянии реализовать наши заказы. Первоначально, когда мы задумались над тем, что в школе все хуже и хуже становится с оборудованием и наглядными пособиями, пришли к выводу, что нам самим надо создавать такие производства. Потом мы от этой идеи отказались и решили, что обратимся в наше правительство, в Департамент по науке и промышленной политике, с просьбой мобилизовать все ресурсы Москвы – и Комитет по труду и занятости, и Комитет по науке и технологиям, и Департамент малого предпринимательства, – то есть в Москве есть промышленность, есть малые предприятия, которые в состоянии выступить именно как исполнители, подрядчики наших заказов.

Л. Кезина и В. Яковлев на выставке «Индустрия образования» в Кремле.

Вот, например, учитель физики одной из первых наших гимназий Северо-Западного округа Чеботарев – уникальный человек, талантливый педагог, конструктор от Бога. У него все уроки проходят с применением различных приборов, проводятся все необходимые опыты. Приборы он делает сам, учит их делать учеников (можно обойти всю Россию – точно, ничего подобного не найдете). Войдя к нему в кабинет физики, я была потрясена – там целый научно-исследовательский институт и к нему – опытное производство. Но, наверное, это не функция учителя – самому делать приборы, оснащать кабинет и обеспечивать практическую часть задач, например, по физике.

У него задача другая – выступить в роли заказчика, а промышленность должна дать ему необходимые приборы. Надо создать не просто производственную структуру, а ремонтную базу при ней, где были бы участки «скорой помощи»: вышел прибор из строя – школа может его отремонтировать, не надо его выбрасывать. Или оборудование устарело, но функций своих не утратило, и его надо модернизировать. Пока это – голубая мечта работников образования.

Но уже подготовлен проект программы «Московская школьная индустрия», мы сдали его в Департамент науки и промышленной политики. Мы постарались не только концептуально изложить, что мы имеем в виду, когда говорим «школьное оборудование», но и обозначили наши потребности: например, что необходимо для кабинета физики, для кабинета химии, сколько и каких кабинетов нужно в московских школах, сколько стоит один комплект, один кабинет, сколько стоят все комплекты и сколько стоит в целом вся программа.

 

Почему сейчас?

Почему мы в такой сложный финансовый период вдруг заговорили об индустрии образования? Во-первых, без нее мы не обеспечим должного уровня подготовки школьников. Школьники проявляют большой интерес к научно-исследовательской работе, в наши школы ходят способные ученики, их нельзя ограничивать в творчестве. Во-вторых, крайне острая ситуация с наличием современного оборудования. Секрет не выдам, если скажу, что 42 процента московских школ сегодня вообще не имеют никакого оборудования. И даже там, где были специально оснащенные кабинеты физики, химии, биологии, они со временем превращаются просто в классные кабинеты. Я благодарна судьбе, что в Москве есть предприятие «НИИ пластмасс», которое на основе взаимозачетов приняло решение обеспечить наши школы химическими реактивами для проведения опытов на уроках химии.

Другая категория школ, их тоже около 40 процентов, – это школы, где есть оборудование, но его надо отремонтировать, вложить средства.

Спрашивается – а есть ли школы, которые оптимально оснащены оборудованием? Есть. Это те школы, которые были построены за последние пять–десять лет. Все школы, которые были построены ранее, относятся, к сожалению, к тем двум категориям, о которых я сказала ранее. Если оценивать оснащение школ по оптимальному, я бы сказала – по максимальному варианту, то школ, где есть все необходимое для учебного процесса, в Москве – один процент.

Мы не можем и не будем мириться с тем, что наши ребята не приобщаются к необходимым технологиям. Нам говорят: ваша программа стоит дорого. Да, она стоит дорого. Мы спланировали ее по двум вариантам – минимальному и максимальному, рассчитав ее на ближайшие пять лет. Так вот на программу (не по максимуму!) нам надо 3,5 миллиарда рублей. А наш весь бюджет образования Москвы сегодня составляет 5 миллиардов. Где взять деньги?

Я думаю, это задача для экономистов – посчитать, посмотреть, какие инвестиции можно привлечь. Но в том, что можно найти варианты, мы убеждены. Если «НИИ пластмасс» идет на взаимозачет, то почему не могут за ним пойти другие предприятия, почему нельзя, скажем, использовать налоговые льготы, которые можно дать предприятиям? Правительство города может дать льготы предприятиям на землю, на имущество, снизить ставку налога на прибыль, а эти предприятия могли бы поставлять оборудование в школы.

 

Не догонять, а обгонять

Наш педагогический корпус шагнул далеко вперед, и в результате содержание образования в Москве опережает материально-техническую сторону, обеспечение процесса образования.

Догонять всегда трудно. Вот мы и думаем о создании, проектировании и строительстве таких школ, которым были бы по плечу возложенные на них новые педагогические задачи. Ну, к примеру, – лицеи (в России нет положения о лицее, нет положения о гимназии, в Москве все это есть). Мы рассматриваем лицей как школу третьей ступени. Поэтому мы говорим – нам нужно построить такое здание, где учились бы ученики только старших классов. Технические, гуманитарные, художественно-эстетические и другие лицеи требуют учета их специфики с нуля – с проекта здания.

В Москве, в Центральном округе, уже есть Технологический лицей, который построен по особому проекту. Там аудиторные классы, лаборатории, там ребята могут заниматься исследовательскими работами.

Мы вообще считаем, что должны быть по сути, а не по названию, школы начальной ступени, школы развития, мы дали заявки на проектирование таких школ. Мы продумали адаптивную модель общеобразовательной школы с учетом ее месторасположения, такая школа будет адаптирована для работы в свободное от учебы время с молодежью микрорайона, в ней возможно проведение различных концертов, вечеров и других мероприятий. Такая школа построена в Северном Бутове, в микрорайоне «Синяя птица». Мы понимаем, что в каждой школе не построишь бассейн. В Олимпийской деревне после проведения Детских олимпийских игр передали нам все строения, которые мы используем как центр образования, – там детский сад, школа, спортивный зал, бассейн.

В Москве, как и во всей России, образование светское. Но в Москве созданы образовательные учреждения разных конфессий. Мы помогали создавать эти школы, мы выделяли в аренду помещения. Думаю, строить и проектировать такие школы было бы верно на основе заказа конфессий.

Так что специализированная индустрия образования сегодня для нас не роскошь, а средство качественной подготовки школьников. Мы это хорошо понимаем. А тех, кто этого не понял пока, – убедим непременно.

Образовательная индустрия – это:

  • Пользователи – практически все население страны.
  • Средства обучения (учебная, методическая, научно-популярная литература, учебная техника – оборудование для учебных заведений, компьютеры и соответствующее информационное обеспечение, аудио- и видеопродукция, мебель для учебных заведений и т.д.). Продукты детского питания, детская и школьная одежда, лекарственные и валеологические средства, игры и игрушки, канцелярские принадлежности. Платные образовательные услуги (репетиторство, дополнительные услуги в школах, обучение в вузах и т.д.).
  • Сотни тысяч рабочих мест для представителей сотен профессий.
  • Потенциальная мощность образовательной индустрии составляет многие миллиарды долларов ежегодно.
Рейтинг@Mail.ru