Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2000

Архив

 

Просто вовремя сделай шаг...

Итак, в прошлом номере «УШ» мы показали ту систему разноуровневого обучения одаренных детей, которую выработала для себя 10-я гимназия г. Невинномысска. Мы рассмотрели систему ОБУЧЕНИЯ. И не могли не заметить, что когда школа выстраивает новую учебную парадигму, возникает потребность и в новой, органичной воспитательной парадигме, которая, конечно, не появится сама собой. Об этом мы продолжаем говорить с директором гимназии А.А. КАЛКАЕВЫМ.

Галстук А.А. Калкаева – синего цвета (уж поверьте на слово).
В уставе гимназии записано, что синий цвет символизирует доброжелательность, верность, надежду, справедливость.

 

От педагогической концепции – к ответственности за детскую судьбу

– У любой медали есть две стороны; соответственно, у любой системы обучения есть как достоинства, так и издержки. С какими проблемами столкнулись вы?

– Нашим психологам приходится много работать с нашими продвинутыми детками на предмет их адаптации в другой образовательной среде, и мы такие связи хотим расширить. У нас одна девочка уехала из города, пошла в другую школу. На линейке 1 сентября школа ей не понравилась сразу. Зеленые, темно-синие панели – у нас-то все светленькое, уютное. 1 сентября мама мне звонит домой, говорит: «Девочка плачет, вези меня к бабушке, я буду жить у нее и ходить в 10-ю гимназию». Я спросил: «Объясните, что именно ей не понравилось?» Мама: «Никто ее не принял, не поговорил, даже не представил, просто сказали, куда встать. Она стояла, а я сзади нее. Никакого урока мира или другого действа, как у нас, там не было, и, когда все это закончилось, она просто повернулась и сказала: «Я сюда не приду ни на час. Мама, директор выступала 25 минут, что в нашей гимназии недопустимо, при этом она сделала 8 грамматических ошибок, не говоря уже об интонационных». Мама обомлела и, не зная, что сказать, прикрикнула: «Будешь ты еще командовать, иди!» Девочка там протерпела ровно неделю. Она была успешна с первой минуты, она вставала и влет говорила – научилась нашей культуре (а у нас разрешается высказывать собственное мнение и сидя, когда идет беседа, и вставать, когда это тебе удобно, формулировать мысли не только по учебнику, но и свое отношение).

Вот это она и демонстрировала там. Закончилось это тем, что в конце недели учитель сказал: это тебе не гимназия, здесь надо отвечать. Короче, я порекомендовал для этой девочки другую гимназию, недалеко от ее дома.

– Вероятно, эта же проблема ждет ваших ребят при поиске работы...

– Они найдут работу. Из наших, гимназических учеников – мы отследили – все устроены на работу. В 80 процентах случаев это работа, связанная с интеллектуальной деятельностью. Они оказались приспособленными к жизни.

– Однако такой человек не сможет работать в типичном бюрократическом учреждении, ему нужно будет искать фирму, где сложилась близкая ему организационная культура.

– Они выбирают из большого числа предложений. Такие люди смогут и сами создать свою фирму. Были случаи, когда к нам обращались из банка и спрашивали: «Есть ли у вас бывшие ученики на 4–5-м курсах института, кто они, мы хотим на них посмотреть». Трое в этом банке уже работают. Из наших выпускников, мы это уже наблюдаем три года, по двум специальностям обучаются 50 процентов учеников

– Ваша гимназия когда-то была школой с сильными коммунарскими традициями; она сохранила их и сейчас. Но как? В полурыночное время, да еще в школе для одаренных детей, да еще при разноуровневом обучении?..

– Да, однажды был момент, когда мой заместитель по воспитательной работе Наталья Остроумова пришла ко мне и в сердцах сказала: «Александр Андреевич, вы со своими уровнями загубили у нас всю систему воспитания. Подходишь к ребенку, предлагаешь принять участие в коллективном творческом деле. А он как-то мнется: «Дело-то интересное, но мне учиться надо... Некогда, я ведь высокий уровень взял»». Да, так и было. А сейчас не так. Вы бы видели наши гайдаровские сборы. У взрослых наворачиваются слезы. Последнюю неделю нас дети встречают в школе одним вопросом: когда будут галстуки (мы заказали галстуки для тех гайдаровцев, которые их пока не имеют, но с заказом вышла задержка; тогда педагоги сели шить галстуки и шили их несколько ночей; завтра все будет готово)...

К этой, на первый взгляд странной, картинке необходим комментарий. Уже сейчас из рассказов педагогов гимназии понятно, что система коллективных творческих дел здесь обрела второе дыхание по нескольким причинам. Во-первых, дети – одаренные дети – поняли, что это тоже способ самореализации. Все-таки очень важно, какое именно дело предлагается. Но, может быть, еще важнее то, что дети осознали: это самый понятный, а может быть, и единственный для них путь в мир взрослых. Потому что на уроке, какой бы ты ни был гений, ты все равно ученик. И если ты ведешь себя мало-мальски пристойно, на урок тебя всегда пустят. В Союзе гайдаровцев (так называется детская организация в 10-й гимназии) все не так. Чтобы войти в нее, нужно проявить себя в деле и получить рекомендации гайдаровцев. Главный орган союза – общий сход сбора, а орган «исполнительной власти» – ревком, то есть ребято-взрослый комитет, в который на равных входят и дети и взрослые. «Низовые ячейки» – естественно, разновозрастные отряды. Причем в Союз гайдаровцев может быть принят и активный спонсор школы, и попечитель – если, конечно, сход решит, что он достоин. Почетное членство здесь не приветствуется.

И вот в одном союзе – ребенок, и его педагог, и какой-нибудь уважаемый в городе гражданин. Так дети в реальной жизни усваивают цели, записанные в уставе Союза гайдаровцев: «Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности через осознание собственных потребностей, возможностей и необходимости их реализации в разных видах деятельности, направленных на благо людей, всех членов общественного объединения». Или проще: «Живи для улыбки товарища».

 

 Как узнать себе цену?

– Как ваш образ жизни соотносится с таким популярным сейчас явлением, как рейтинги?

– Этим мы болеем с 1988 года (еще до возникновения гимназии). В школе рейтинг может быть применен легко. Но как это соотносится с гуманной педагогикой? Мы сейчас обдумываем это. С другой стороны, есть основания полагать, что наши критерии по разным уровням обучения – уже рейтинговые.

– То есть у вас другая система, но идеология похожая?

– Совершенно верно. Единственное, с чем я не согласен, – это с вывешиванием в школе рейтинговых оценок. Это ужасно, я видел одну школу, где это преподносилось как ноу-хау. Там вся рекреация в таких стендах.

– Я тоже видела такие школы, и не одну.

– Наша идеология разноуровневого подхода, индивидуализации это исключает полностью: почему я, выбрав 1-й уровень, должен стоять в рейтинге с выбравшими 3-й или 4-й?

– Встречаются еще рейтинги учителей, которые вывешиваются в учительской, где их ненароком и дети видят...

– Мы только учителю сообщаем такие сведения; каждый учитель приходит к нам, и с ним проводится факторный анализ, строится сводная таблица, которую дети, естественно, не видят. Я прихожу и спрашиваю: «Что у меня?» – «У вас средний балл такой-то, личностный и дидактический компоненты такие-то». Мы анализируем даже свой внешний вид. Это наша субкультура: учитель же учит всем, в том числе и своим видом. По этому поводу учителя первое время комплексовали: у меня нет такой дорогой одежды, как у детей. А дело не в этом, дети обращают внимание на вкус, на опрятность. В 1988 году, тогда у нас еще не было психологов, мы имели печальный опыт: мы вывесили рейтинговые оценки. Это была ошибка, и мы ее не только признали, но и немедленно исправили. Тут и психологи подоспели, я их принял, и мы решили: делать это будем только закрытой информацией, только для внутренней рефлексии, никаких управленческих решений по этому поводу не принимается: ни выборы, ни премии, ни увольнения – это исключено полностью.

– А как директор узнает свой рейтинг в коллективе (как управленец)? И для него тоже не следует оргвыводов?

– Для директора оргвыводы следуют, поскольку директор у нас избирается тайным голосованием. Выборы уже проходили несколько раз – и альтернативные, и безальтернативные. В последний раз я во время голосования вошел в зал и чувствую: сегодня 30 «черных шаров» накидают. И точно: 30 голосов было против. Не скрою, когда мы писали устав, я настаивал на выборной системе, поскольку она помогает сохранять традиции школы даже при смене директора.

 

Разрешение конфликтов через разрешение противоречий

– Как вы разрешаете конфликтные ситуации?

– Если возникают противоречия в профессиональной деятельности, то процедура такова. Предположим, с претензией по деятельности учителя выступила мама. Этот вопрос пытаются рассмотреть на уровне «учитель – ученик – родитель – классный воспитатель». Не решается – на уровне завуча (в разговоре принимают участие ребенок, его родитель, учитель, завуч, который курирует его, классный воспитатель, если нужно, то и зам. по воспитательной работе и я).

Если выходит с претензией учитель – повторяется та же процедура.

Если родитель приходит сразу ко мне, а такие случаи не единичны, я всех приглашаю к себе. (Человек пришел излить душу; куда он пришел, туда ему, значит, и надо.)

Когда родитель говорит: «Я вот пришел к вам, чтобы вы знали, но не говорите учителю, вдруг отношение к моему ребенку ухудшится», – я отвечаю: «А тогда зачем вы пришли? Я принял вашу информацию, буду иметь в виду, но кому из нас от этого станет лучше? Мне – явно нет, вашему ребенку – точно нет, тогда зачем был наш разговор?»

Я много думал над таким вопросом: что делать, если я учитель-предметник, а на меня пожаловались классному воспитателю? У нас действительно имеют место ситуации, когда учитель и классный руководитель не согласовывают что-то, и тогда возникает обида. И мы много с помощью психологов работали с классными воспитателями на предмет того, как правильно реагировать. Мы их учим даже некоторым фразам: «В ваш адрес поступили претензии родителей, и они были еще в сентябре, октябре; улучшений нет, родительница настаивает на другом решении вопроса. Я ставлю вас в известность, что я сообщаю об этом инциденте заместителю директора и мы будем обсуждать это на другом уровне, потому что ситуация не улучшается». Нужно ставить об этом в известность, чтобы это не было неожиданностью. В результате у нас нет по этому поводу сплетен. Разговор идет очень профессионально: был заказ родителей, он не выполнялся, был случай какой-то резкости...

В трудные для ученика минуты, когда он запускает учение либо нахулиганит, использую метод психодрамы, психологического стресса, который применял Макаренко: приглашаю маму по повесточке, классного руководителя, учителя (чаще всего это делается по заявке классного воспитателя), зама, ребенка и стальным голосом говорю маме: «Марья Ивановна, мы пригласили вас для того, чтобы сделать официальное заявление. Но прежде чем оно будет сделано, информация классного учителя, воспитателя (ребенок сидит здесь же)... Вы знали об этом? (Кто говорит – знал, кто – не знал.) Решение мое таково. Первое. Петя, ты усматриваешь в своем поступке нарушение устава гимназии?» Петя: «Я не знал...» Я читаю его права, обязанности. Петя: «Да, усматриваю». – «Тогда, – говорю я, – раз есть факт нарушения, какую меру наказания ты себе берешь? В правилах внутреннего распорядка есть перечень: замечание, выговор, строгий выговор». Ребенок в первую очередь выбирает замечание. Спрашиваю: «Тебе были замечания от классного руководителя?» – «Были». – «Тогда не подходит. Тогда я объявляю выговор. И ставлю на административный контроль».

Выносится выговор, издается приказ, доводится до сведения родителей, и этот ребенок ставится на административный контроль, который означает, что один раз в последнюю пятницу месяца он приходит с учителем или классным воспитателем и докладывает: что выровнялось, а что нет. И это основание в разговоре классного воспитателя с ребенком напомнить: «Ты не забудь, с тебя выговор не снят, и нам в пятницу идти на доклад к директору...»

Бывают моменты, когда этого не нужно делать, а нужно использовать макаренковский педагогический стресс, когда ребенок признает, что он что-то нарушил, выбирает меру наказания, и я говорю: «Это выбрали вы, а теперь, Марья Ивановна (допустим, так зовут его маму), мое официальное заявление. Мы усматриваем грубое нарушение устава, поэтому объявляем вам о том, что мы исключаем вашего ребенка из гимназии». И подчеркиваю слова о том, что всеобщим является обучение, если речь идет о ребенке до 9-го класса, в общеобразовательной школе, что это обязательно для типовой общеобразовательной школы, а не для гимназии: в гимназии можно не учиться, можно учиться в обычной школе. «Поэтому вот вам, пожайлуста, личное дело вашего ребенка, оно уже готово, вам двое суток на поиск учебного заведения, идите и решайте. Все свободны, остаются только Марья Ивановна и классный воспитатель, я расскажу о юридической процедуре исключения».

Когда ребенок вышел, я говорю: «Марья Ивановна, я это сделал не для вас, а для него, никуда мы его не выгоним». Мама: «Уф-ф-ф! А я уж испугалась!» Я продолжаю: «Марья Ивановна, наступил момент, когда мы видим: ваше влияние на ребенка – только декларация, он должен понять, что в его поступке есть факт нарушения. Вот вам личное дело, беседуйте с ним сегодня день, вечер, пройдите в любую из школ, пусть он убедится, что его нигде не примут, что настал момент, когда нужно что-то делать с собой. В результате он должен осмысленно не вам, а мне написать гарантийное письмо». На следующий день ребенок приходит, в разговоре участвую я и классный воспитатель. Я спрашиваю у мамы: «Вы берете ответственность за то, что он не нарушит?» Одна мама так и сказала: «Не беру». (Чаще говорят: «Не знаю».) «Вот видите, – говорю, – мама не берет ответственность, а вы, классный воспитатель, берете?» – «Не беру...» Потом: «Нет, я беру». Я: «Запомните, если вы взяли на себя ответственность, вы должны каждую последнюю пятницу месяца приходить ко мне, и я буду спрашивать с вас и за его нарушения наказывать зарплатой, премиями, вплоть до увольнения». Это очень хорошо срабатывало, таким путем вытащили не одного ребенка.

 

 КТД для взрослых

– Я слышала, что у вас есть несколько клубов для учителей...

– Да, мужской клуб, клуб «Хозяюшка», клуб гурманов.

– А клуб гурманов – это как? Там экзамен нужно выдержать в доказательство того, что ты гурман?

– Входят в этот клуб все желающие учителя независимо от должностей, это те, кто любит кулинарию, и они показывают, как приготовить то или иное блюдо, готовят прямо в вашем присутствии (полуфабрикаты приносят из дому), потом накрывают на стол с соблюдением всех ритуалов. Если это узбекская кухня, трапеза сопровождается стихами, подается легкое хорошее вино в зависимости от блюда. Поем песни, просто ведем разговоры о том, какие есть еще рецепты. Это придумали без меня. Я приехал из командировки, а мне говорят: «У нас тут клуб гурманов, хотите вступить?» Я готовил «вступительный взнос» – узбекские блюда: плов, салат из граната, зеленый чай с пиалами из Узбекистана; стихи, песня на узбекском языке – все это было. Делали однажды китайский торт.

– А что такое мужской клуб?

– Мужской клуб собирается несколько реже. Нас мало – восемь человек, и мы собираемся по поводу больших исторических праздников, гастрономическими изысками не занимаемся: селедочка вареная, пельменчики, разговоры интересные, самые разные...

– Это просто посиделки?

– Да. Здесь нет ритуала. Это хорошо, когда в коллективе есть микрогруппы, которые неформально объединены, вместе чай пьют, кофе. Поэтому, когда наших учителей спрашивают, нет ли у вас группировок, они отвечают: нет, есть группы, которые общаются по интересам. Мы не знаем, что такое группировочная борьба. Если возникали противоречия, то это разрешалось у завуча либо у меня только с заинтересованными лицами: у нас и в правилах внутреннего распорядка записан такой порядок.

 

Город воспитывает гимназию. Гимназия воспитывает город

Сейчас 10-я гимназия, уже в качестве федеральной экспериментальной площадки, работает над проектом «Формирование системы разноуровневых социально-экономических связей образовательного учреждения для интеллектуально одаренных детей в условиях малого российского города». Предполагается установить более прочные вертикальные связи с властными структурами. А кроме этого – горизонтальные связи с субъектами экономики (государственного и негосударственного подчинения), общественными организациями, в том числе творческими союзами, экологами, учреждениями здравоохранения, культуры, спорта, юридическими органами и, конечно, другими учебными заведениями. Идея заключается в том, чтобы не просто шефы помогали школе, а пришел прокурор и рассказал детям о типичных правонарушениях, о работе своего ведомства, ответил на вопросы, чтобы предприниматель не денег дал (хотя и это не помешает), а рассказал о своем деле, пригласил к себе и, возможно, познакомился бы в гимназии со своими будущими сотрудниками. Город и гимназия и сейчас уже очень во многом помогают друг другу, но нужно сделать это сотрудничество осознанным и системным. И почему-то кажется, что в этой работе очень полезным будет уже осмысленный гайдаровцами гимназии опыт коллективных творческих дел.

 


 

Позиция помощника

Только что закончилась Панорама педагогических идей. (4-й слева – А. Доманов)

Невинномысск имеет устойчивую репутацию лидера в системе образования Ставрополья. Мы задали руководителю отдела образования этого города Александру Ивановичу ДОМАНОВУ очень простой вопрос: почему?

И вот что он ответил.

– На Панораме педагогических идей в 10-й гимназии уделялось много внимания вопросам управления, тем не менее отдел образования в дискуссии занял скорее позицию наблюдателя. Может быть, это и правильно, потому что сегодня отдел образования не является тем контролирующим органом, каким был прежде, а наоборот, на мой взгляд, занимает позицию помощника. Он помогает образовательному учреждению стать на одну ступеньку выше в той программе своего совершенствования, в той политике, которую оно избрало для себя.

У нас сегодня нет тех проблем, которые, может быть, возникают в образовательном комплексе края, потому что решаются все вопросы социальной сферы. Мы вовремя выплачиваем заработную плату, причем не раз в месяц, а два раза. Третий год в программе развития образовательной сферы города мы записываем ряд задач – в первую очередь это социальная защита педагога (своевременная выплата заработной платы, своевременная аттестация со всеми вытекающими последствиями, обеспечение жильем), это социальная защита ребенка, его лечение (в 1999 году мы направляли на лечение более 150 детей педагогов в санатории Кавминвод). Что такое 5 квартир в год выдать педагогам в наше время, когда традиционно вопросы социальной сферы отодвигаются на последний план?.. Когда глава города понимает, как много зависит от педагога и поддерживает нас, это и плюс главе, и плюс нам – потому что нет социальных потрясений и население в целом поддерживает такую власть.

Для нас на первом месте – вопросы переподготовки кадров: ведь, коллеги, там, где нет науки – там нет ничего! Когда наука на шаг опережает практику – это великолепно, в противном случае начинается процесс стагнации. Тот форум, которому положила начало 10-я гимназия, – хороший знак.

Вообще это образовательное учреждение в образовательном комплексе и города и края идет впереди. (И я когда-то вышел из этих стен.)

Но ведь интересная практика есть у каждого образовательного учреждения. А вот помочь им выбрать свой путь развития – это дело ученых. Вот почему сегодня еще одна задача отдела образования – развитие образовательного комплекса каждого образовательного учреждения. Поэтому сегодня, исходя из имеющихся средств, мы делаем все возможное, чтобы обучить и заместителя директора, и директора школы – чтобы мы росли.

Мы стараемся, чтобы у нас были учебные заведения всех типов, потому что необходимо в пределах города создать условия для развития способностей каждого ребенка с учетом социального заказа родителей.

Нина ШИРОКОВА

Рейтинг@Mail.ru