Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2000

Архив

Просто вовремя сделай шаг...

Успех – это когда движешься шаг за шагом... от кризиса к кризису. Успех – это когда, пережив и осмыслив очередной кризис, не останавливаешься и идешь навстречу... новому кризису. Успех – от слова «успеть». Успеть за собственным развитием.

Кризис уникальности

10-я невинномысская гимназия «ЛИК» встречала гостей ошалевшими после нескольких бессонных ночей и как минимум месяца дебатов и приготовлений глазами своих учителей и программками Панорамы педагогических идей, устроенной для учителей города.

Панорама задумывалась не просто как праздник мысли – она свидетельствовала еще и о том, что гимназия, в который уже раз, переживает кризис жанра. Суть нынешнего кризиса сформулировала завуч, психолог Галина Шевченко: «Мы не очень понимаем, как передать коллегам тот опыт, который наработали, которым так хочется поделиться... Как его транслировать...». «Бесполезно транслировать опыт, – категорически возражал ей кто-то. – Если и можно что-то транслировать, так это ваше мировоззрение и ваш образ жизни».

Слава Богу, гимназия переживает момент кризиса не впервые. Достаточно сказать, что она прошла путь от сильной школы 1965 года рождения с крепкими коммунарскими традициями – через гуманитаризацию и, как следствие, индивидуализацию образования, через осознание роли психологической поддержки обучения и управления – к школе многоуровневого обучения, которая вернулась... к традициям коммунарства. Это в рыночной-то стране, да еще в школе для одаренных? Да. Снова оказалось нужно.

Сейчас сама гимназия переживает то, что успешно пройдено ее учениками, – кризис собственной уникальности. В прошлом году она стала федеральной экспериментальной площадкой. Гимназия представляла на конкурс ФЭП два проекта: один был посвящен системе разноуровневого обучения, другой – созданию системы связей гимназии с окружающим социумом. Возможно, в гимназии действительно считают, что это два проекта, но лично я все же склоняюсь к мысли, что это один проект – просто разные его этапы.

...Вернемся же на несколько лет назад и попробуем вспомнить путь гимназии вместе с ее директором Александром Андреевичем КАЛКАЕВЫМ.

 

 От образа – к ценностям

– Ваша гимназия называется «ЛИК» – «Личность, интеллект, культура». Что для вас значат эти понятия?

– Когда мы открывали гимназию, с нами произошла интересная метаморфоза. У нас была идея создать гимназию интеллигентного демократа; были определенные установки, желаемый образ должен был быть описан по качествам: интеллигентность и т.д. Все над нами смеялись, но мы были убеждены, что так можно. Когда мы поработали год-два, мы поняли, что это ненормально в гуманной педагогике – под образ подгонять ребенка. Мы поняли: нужно изменить концепцию. И мы ее в 1996 году поменяли, убрали сформулированный образ интеллигентного демократа, а прописали ценности: личность, интеллект, культура. Проработанные два года не ушли в песок, наоборот, отшлифовалось осознание того, что интеллект, интеллигентность, демократизм личности, нашего сообщества – это полезно, это для нас значимо. Когда мы прописали все ценности, целеполагания по созданию благоприятных условий, мы поняли, что из всей совокупности ценностей для нас самое важное – вот эти три: личность, интеллект, культура. Это то, что определяет организационную культуру нашего учебного заведения.

Для нас личность – это совокупность каких-то качеств, социальных свойств, но все эти свойства обязательно проявляются через что-то. Либо через поведение, либо через отношение, либо через суждения, а суждения – это всегда выражение собственного мировоззрения, взгляда на мир, интеллекта.

Когда я готовился к Панораме педагогических идей, мы запустили анкету среди учителей с целью выяснить, как они понимают нашу организационную культуру (каковы наши убеждения, наиболее употребляемые слова в речи, символы, традиции, ритуалы, церемонии). Я выводов по ним еще не делал, но уже с первого прочтения видно, что личность, интеллигентность и демократизм отражены в языке, в ценностях, ритуалах, отношениях. Когда я раздавал эту анкету, боялся, что ожидания не оправдаются. Но когда я это прочел, успокоился: даже новые учителя, которые пришли к нам в этом году, уловили эти смыслы, хотя, конечно с ними был предварительный разговор, они читали наш устав...

 

 От ценностей культуры – к ценностям правовой культуры

– Действительно ли все ваши учителя внимательно изучали устав?

– У нас порядок такой: когда учителя прибывают, мы даем им ознакомиться с концепцией и уставом, и они решают, подходит ли это им, а мы – подходят ли они нам.

– А родители знакомятся с этими документами?

– Из устава у нас для родителей, учащихся и учителей на отдельном стенде выписаны их права.

– Были ли такие случаи, когда родители, познакомившись с вашими уставом и концепцией, решали не отдавать ребенка в гимназию?

– Да, такие случаи были. Чаще всего когда родители хотели перевести ребенка к нам из другой школы. Я говорю им: «Вот устав и концепция, вот текст договора, который мы заключаем с родителями. Когда вы это прочтете, если вы скажете «да», следующим шагом будет психологическое тестирование на входе, вступительное собеседование». (Нам ст.50 Закона «Об образовании» дает такую возможность.) Бывали такие случаи, когда ребенок хочет в нашу гимназию, а мама – нет. Однажды мама прочитала документы и говорит: «Нет, у вас очень сложно учиться, я не уверена, что он будет иметь пятерки». Я отвечаю: «Если для вас значима пятерка, а не то, что заявлено у нас в концепции, тогда действительно вам нужно искать другое учебное заведение». А другим родителям мы, наоборот, говорим: «Вы отдаете себе отчет в том, что при адаптации ребенок может с пятерок «слезть» на четверки или, чаще всего, на тройки. Здесь другая манера преподавания, другая культура, здесь по-другому реагируют на поступки детей». Родители говорят: «Согласны». Но есть другие факты, которые меня радуют больше, чем приход родителей, – это классно настырные дети, которые приходят сами и говорят: «Я хочу здесь учиться!»

– Вы беседуете с ними?

– С каждым ребенком, который приходит в гимназию, кроме набора в 1-й класс. И когда они говорят: «Я хочу», были случаи, когда я отвечал: «А ты уверен, а ты отдаешь себе отчет в том, что тебе нужно, в том, что отставание будет – не по твоей вине. Просто разница в программе: информатики, например, у вас не было, а у нас есть. В декабре у нас уже экзаменационная сессия, и ты до декабря эту разницу должен нагнать. Это твоя перегрузка. А в мае у нас вторая экзаменационная сессия...» Чаще всего слышу ответ, который меня поражает: «Да! Я это все знаю, но я хочу попробовать». Я говорю: «Представим себе негативный результат. Ты не стал успешным. У тебя «3», «4» – что дальше? Представь себе, что тебя не возьмут обратно в ту школу, из которой ты ушел. Что ты будешь делать?» И именно эти дети говорят: «А почему вы решили, что я уйду, я все равно буду учиться!»

Одна девочка – я маму ее увидел только 1 сентября на линейке, – семиклассница, узнала про нас, приходила к нам весь апрель и говорила: «Возьмите!» В конце четверти мы договорились: место будет, но оно так и не появилось – у нас больше прибытий, чем убытий. Но я не мог не сказать ей: сдавай тестирование. После тестирования мне психологи сказали: интеллект невысокий – обычный, средний ребенок. Но у нее такая бешеная внутренняя мотивация! Она в своей школе отличницей была. Сейчас она учится у нас, и очень интересна ее реакция – она на все во-о-от такими вот глазами смотрит...

 

От общих ценностей – к индивидуальному заказу

– Как выглядит сегодня система разноуровневого обучения в вашей гимназии?

– Индивидуальный образовательный заказ является основой нашей работы по развитию личности ребенка. С учетом этого заказа строится учебный план.

Обучение строится по трем направлениям: физико-математическому, гуманитарному и естественнонаучному. С 7-го класса оно дифференцированное (время на профильные дисциплины увеличено на 1 час), с 8-го по 11-й – углубленное (количество уроков по спецпредметам увеличивается в полтора-два раза). Старшим учащимся назначают «юрьев день», когда почти без формальностей можно перейти из класса в класс, ведь базисный компонент не сокращается, но из-за различий в объеме материала им приходится сдавать зачет.

Внутри каждого потока подготовка многоуровневая. Для определения уровня обучения достаточно диагностики трех типов интеллекта: вербального, математического и пространственного. Ученик может подниматься с первого на более высокие уровни, все время находясь в зоне максимально доступного для него развития.

В основе этого подхода к организации образовательного процесса лежат идеи академика В.Д. Шадрикова. На уроке учитель объясняет материал в соответствии с самым высоким из заказанных уровней, а домашние задания строит на основе индивидуальных возможностей детей. Причем трудности в них дозируются так, чтобы желание преодолевать их не пропадало, а превращалось в источник развития личности ученика.

Уровень изучения разных предметов одним учеником различен. Так, в гуманитарных классах гимназист может осваивать историю на четвертом уровне, другие профильные дисциплины – на третьем, физику – на втором, а математику – на первом.

Такой дифференцированный подход нуждается в адекватной системе оценки работы учащихся. Система пятибалльная. Доминирующая оценка на первом уровне – «удовлетворительно», в качестве ситуационной может быть «хорошо». На втором уровне (а это базисный стандарт) действует полный набор отметок, и если ученик шел по всем предметам на «отлично», то он по окончании гимназии в общепринятом порядке получит золотую медаль. На третьем и четвертом уровне происходит то же самое. В документах об образовании повышенная сложность обучения не отражается. И старшеклассники выбирают по большинству предметов базисный уровень, а по отдельным профильным – более высокий или высший, чтобы развить свои способности и подготовиться к поступлению в вуз.

– При такой системе у вас не могло не возникнуть сложностей с учебниками...

– Оригинальность шадриковской программы в том, что такие учебники должны были быть разработаны, а мы должны были их применить, но когда прекратилось финансирование проекта, мы поняли, что учебников не увидим. В Новосибирске, правда, издан учебник химии, и мы надеемся его получить для апробации. В издаваемых сейчас учебниках для углубленного преподавания некоторых предметов есть наш второй уровень, чуть ближе к третьему, а у нас есть дети, которые учатся на третьем, и для них текстов просто нет, поэтому наши учителя дают им дополнительную литературу. Особенно сложно гуманитариям: для них вообще нет ни одного учебника с текстами разных уровней.

 

Путь школьника

– Давайте попробуем быстро «пройти» судьбу ребенка, который пришел к вам в первый класс и в дальнейшем будет выбирать для себя уровни обучения. Вот он – первоклассник...

– Ни о каких уровнях обучения в начальной школе речи не идет. Начинается процесс обучения по технологии развивающего обучения, формируется учебная деятельность. Вот он перешел в 5-й класс. С 5-го класса начинается разноуровневое обучение. И оно начинается только с ноября, после первой четверти, когда уже прошли родительские собрания, где родителям еще раз была объяснена суть этого подхода к разноуровневому обучению, после того как они за каникулы продумали дома, на каком уровне они могут «заказать» своего ребенка по разным предметам. Чтобы не ошибиться, им помогут два человека: психолог (у него есть результаты диагностики этого ребенка с первого класса и по сегодняшний день) и учитель (он с ним проработал уже целую четверть), а если надо, то еще и классный воспитатель.

– У вас классный воспитатель работает с первого по последний класс?

– Нет, с пятого класса, но у нас эти обязанности выполняются учителями и в начальных классах. (Так как все основы закладываются в младших классах, мы бы хотели, чтобы там было поменьше учеников. Поэтому мы ставку классного воспитателя ввели и там, но на деле один человек выполняет одновременно роль учителя и классного воспитателя, это позволяет уменьшить наполняемость классов.)

Первый, второй, третий или четвертый уровень по разным предметам, повторяю, выбирают родители. Мы по положению не имеем права его изменять, но родителям менять этот уровень можно в любой месяц, в любой четверти и в любой год. Для этого проводится консультационная встреча с предметником, классным воспитателем, – ну, здесь инициаторами могут быть любые люди. Есть очень хорошие методики отслеживания, позволяющие не «потерять» ребенка. Так, учителя заполняют таблицу учебных возможностей, в которой 15 параметров. У нас их два вида. Вот эта форма – для физматклассов. Это самодиагностика: учитель сам поставил оценку каждому ученику с учетом его уровня по предмету и профильности. На каждой кафедре разработаны критерии оценки работы ученика, оценки знаний, работы ученика, навыков и других операций. На каждый уровень – отдельный набор критериев.

Компьютер выдает уровень фактических возможностей ребенка (например, должна быть пятерка, а учительница поставила «4»). Когда выдается такой результат, завуч вызывает учителя и говорит: «У него «4», но есть тенденция к пятерке во втором полугодии».

– Мы дошли до средних классов. Вы говорили, что в 10–11-м классе учащиеся переходят к самостоятельному выбору уровней.

– Да, в десятом классе они действительно выбирают сами, родители играют чисто консультационную роль. Тут ученики уже чаще обращаются к психологам. Здесь и классный воспитатель, как консультант, подсказывает: «Вам нужно сделать свой выбор, вы должны помнить, в какой вуз вы поступаете, и побеседовать с психологом». Психолог дает в первую очередь профориентационную информацию («Ты больше склонен к вузам типа человек – человек, и тебе как гуманитарию лучше выбирать этот профиль. Я бы выбрал вот так. Но это ты принимаешь решение). У нас базовый компонент и в 10-м и в 11-м классе сохраняется, поэтому если положено 3 часа математики, значит, и в гуманитарном классе будет 3 часа. И никто не чувствует себя ущемленным на госэкзаменах...

 

От ауры – к организационной культуре

– ...Мы поняли, что действительно, наверное, есть нечто, что кто-то называет аурой, я же называю организационной культурой. У нас в школе на профилактическом учете 26 детей. В другой школе этих детей вообще бы не поставили на учет, не воспринимали как склонных к правонарушениям. Но у нас эта тенденция более заметна, потому что дети плохо вписываются в эту особую ауру. Еще мне нравится, что дети научены анализу собственных действий, рассуждению. И когда наступает экзаменационная четверть, не первая, а ближе к декабрю, тогда их разговоры между собой, в семье и с учителем строятся не по принципу «поставят мне «4» или «5»», а «я могу так же хорошо ответить...». Однажды родитель сказал на конференции (мы тогда обсуждали проект формирования социальных связей гимназии, у нас все проекты обсуждаются на конференции)... он сказал: «У вас есть то, чего я раньше нигде не видел, – культ знаний. Я это вижу по своему ребенку, хотя мой ребенок – «военный», а дети военных часто способные, но не очень организованные из-за частой перемены мест». И учителя это подтвердили. Когда мы вводили дифференцированное образование, тогда это была еще школа, а не гимназия, мы тоже боялись, что кого-то будут «тюкать»: «Вот ты выбрал 1-й уровень...». Наоборот, это создало настолько удобный микроклимат в классе, и главное – комфорт для ученика! «Я взял 1-й уровень, и мне этого достаточно». «У меня история на третьем уровне, у тебя – на первом...» Это возможность выбора без ущемления личностных оценок и оценок в журнале.

Нина Широкова

 

Продолжение следует

Наиболее интересные документы гимназии – в этом и следующих номерах «УШ», на вкладке, с. 7–10.

А о том, как в Невинномысской гимназии № 10 «ЛИК», где научились выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, были заново переосмыслены коммунарские ценности, о том, гак гимназия пытается вывести на новый уровень свои взаимоотношения с городом, а также о том, что по этому поводу думают руководители образования Невинномысска, мы расскажем в следующем номере «УШ».

Рейтинг@Mail.ru