Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2000

Архив

Здравствуй, НВП?

В «Российской газете» за 13 января 1999 года опубликовано Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ за подписью В. Путина 31 декабря 1999 г.

Это положение фактически восстанавливает в средних школах курс начальной военной подготовки, хотя напрямую такое название в тексте не встречается.

Вот некоторые цитаты из Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе:

«II. Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе

2. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

а) получение начальных знаний в области обороны;

б) подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности (далее именуются – учебные пункты);

в) военно-патриотическое воспитание...

5. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах...

6. Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами...

18. Военно-патриотическое воспитание, являющееся составной частью обязательной подготовки граждан к военной службе, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и проводится в образовательных учреждениях основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учебных пунктах, а также военно-патриотических молодежных и детских объединениях.

19. В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

Все это было бы смешно, когда бы... не повторялось с такой регулярностью. Увы, в последние годы каждому новому правительству руководители органов управления образованием вынуждены снова и снова объяснять, что военрук в школе – это, возможно, и неплохо, но, видите ли... ему ведь зарплату нужно платить. А школа – это муниципальный бюджет. Что же: муниципальные образования с их многомесячными долгами учителям теперь обязаны спонсировать федеральное оборонное ведомство? Это новое слово в межбюджетных отношениях.

Опять же санитарные нормы требуют, чтобы в школьном расписании сколько часов прибыло, столько же и убыло. За счет каких предметов?

Есть и другие доводы. Они – в откликах «с мест»:

«...Подготовка граждан к военной службе предусматривает ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ и добровольную подготовку (ст.1). Одним словом, отныне НВП становится обязательным предметом для школьников мужского пола двух последних лет обучения, а для женского пола «отдельно от граждан мужского пола проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний» (ст.16). А для того чтобы, не дай Бог, кто-нибудь не остался не охвачен этой глубоко продуманной системой милитаризации сознания детей и подростков, организуются «учебные пункты», где «по направлениям военкоматов граждане, достигшие 16-ти лет, но не обучающиеся в ОУ и не работающие в организациях, прошли подготовку по основам военной службы» (ст.5).

Как мило все получается, сокращается преступность – все подростки при деле и военкоматы, у которых в связи с обострением демографической ситуации в стране и ухудшением здоровья населения год от года количественно и качественно уменьшается призывной контингент, из-за чего вынуждены сокращать их штатные расписания, не остаются без работы. Только вот нет никаких пояснений, а как насчет тех ребят, которые не хотят «отдать свой долг обществу» на военной службе, предпочитают сделать это, используя свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу?

Ст.19 гласит, что «в военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, деятельность которых разрешена на территории РФ». Последние-то здесь при чем, ведь они отделены от государства?

Ст. 18 гласит, что военно-патриотическое воспитание является составной частью «ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ подготовки граждан к военной службе» ... и проводится не только в школах и ПТУ, но и в военно-патриотических молодежных и ДЕТСКИХ объединениях. На языке норм международного гуманитарного права это называется милитаризацией детского сознания и осуждается мировым сообществом.

Мой прогноз: если это положение пройдет незамеченным и не встретит хотя бы нашего осуждения, следующим будет «Положение о военно-патриотическом воспитании детей младшего школьного и дошкольного возрастов», которое потребует заменить мягкие игрушки-зверушки в детских садах и на прилавках магазинов на различные модели вооружений, всех кукол переодеть в военную форму и мобилизовать на борьбу с террористами.

У нас в области, очевидно, предчувствуя грядущие перемены, в некоторых школах уже и так вместо уроков экологии ввели уроки ОБЖ, а теперь, скорей всего, их логически заменят НВП.

Галина Хорева,
член координационного совета
Союза комитетов солдатских матерей России, координатор проекта МХГ
«Мониторинг прав человека в России»
в Мурманской области.
horeva@an.ru».

А что думаете вы? Сейчас дискуссия по этой проблеме идет в Интернете, в ней участвует и «УШ». Список электронной рассылки «Обучение правам человека, демократии и культуре мира в России», адрес для отправки сообщений: hr-education-rus@irex.ru.

Нина ШИРОКОВА

Рейтинг@Mail.ru