Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2000

Архив

14–15 января в Кремле прошло Всероссийское совещание работников образования.

«Важнейший разговор о будущем страны»

В.В. ПУТИН:

Мы собрались на важнейший разговор о будущем страны. Меньше всего нам бы хотелось, чтобы эта встреча превратилась в парадное бюрократическое мероприятие. Двухдневная работа форума должна стать серьезным обсуждением вопроса о конкурентоспособности отечественного образования, о его эффективности и ключевой роли в развитии страны. Не только экономические показатели делают государство развитым и богатым. Не в меньшей степени место страны в мире определяется другим – высоким уровнем образования и культуры. За последнее десятилетие ситуация в стране кардинально изменилась. Мы уже реально живем в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру и мировое хозяйство. Это предъявляет принципиально новые требования ко всей системе образования. Ваши воспитанники должны быть готовыми к новой жизни, быстро адаптироваться к изменившимся условиям. Кроме того, за эти годы сложилась принципиально новая структура спроса на образование. Все больше требуется специалистов, владеющих менеджментом, основами экономики, права. Государству нужны грамотные, инициативные, предприимчивые и коммуникабельные люди, подготовленные к тому, чтобы соответствовать требованиям XXI века, нового века России. Это самая главная задача современного образования. Сегодня много говорят о приоритетности образования в развитии страны. Тезис об образованной, высокоинтеллектуальной нации звучит практически во всех программах всех без исключения общественных организаций и партий. Однако выбор приоритетов – это не только отказ от остаточного принципа финансирования и изменение цифр бюджета. Хотя хочу вам доложить, что если в целом по 2000 году увеличение бюджета по различным отраслям составляет 48,7%, ассигнования на образование увеличены почти на 54%.

Сегодня надо работать по новым правилам, а также закрывать застарелые проблемы и отдавать долги. Самые кричащие проблемы – это, конечно, слабая материально-техническая база и несвоевременная выплата заработной платы. Кроме того, по-прежнему не хватает элементарных вещей: учебников, средств на текущий ремонт, а также уплату за тепло и электроэнергию. 1 декабря прошлого года дано поручение Министерству финансов подготовить конкретные предложения по погашению задолженностей по заработной плате работникам бюджетной сферы, подчиненным субъектам и муниципалитетам РФ. Срок исполнения – первый квартал текущего года. Были даны поручения о сроках и порядке повышения оплаты труда в сфере образования, в том числе за счет надбавок, возвращения к коэффициентам ЕТС по состоянию на 1 апреля 1999 года. В начале этой недели Минфин начал готовить постановление о продолжении работы по погашению задолженности по коммунальным платежам. И это будет сделано в ближайшее время.

Напомню, что финансирование общеобразовательной школы идет через муниципалитет, но очень многое зависит и от субъектов Федерации. В первую очередь, в вопросах своевременной и полной выплаты зарплаты и ликвидации всех задолженностей. Конечно, в разных регионах ситуация складывается по-разному. Но для учителей нет разницы, кто им выплачивает зарплату или, точнее, кто не выплачивает.

Уважаемые педагоги! Десять лет нелегких трансформаций были годами становления и взросления личности для тех, кто в начале 90-х только начинал учебу в начальной школе. Как отразились на них эти годы, что осталось в их душе, в сердце, с чем они войдут в XXI век – лучше всего известно социологам и вам, людям, которые наблюдают эти процессы каждый день. И потому в этом зале необходимо откровенно поговорить о том, какие физические и социальные недуги являются главными для подрастающего поколения. А действительность нелицеприятна. Сухие цифры статистики говорят: почти 80% нынешних наркоманов – молодежь в возрасте до 30 лет. Уже давно не редкость наркоманы и алкоголики, которым нет и14 лет. Уже никого не удивляют дети-бомжи, находящиеся в настоящей зависимости от настоящих бандитов, малолетние воры и проститутки, все те, кого криминалисты юридически сухо называют объектами преступного воздействия. Конечно, педагоги и воспитатели не всесильны. Все это понимают. Но так же понятно, что, пока МВД будет отдельно бороться с наркоманами, Минздрав и Госкоммолодежи – заниматься пропагандой здорового образа жизни, а СМИ размещать ролики о вреде табакокурения и наркомании, общая картина принципиально не изменится. Так называемая узкая специализация и ведомственный подход в таком деле, как формирование личности, будут губительны.

Из самых принципиальных задач нам представляется возможным отметить три. Первое – кардинально необходимо пересмотреть принципы взаимодействия ведомств, так или иначе связанных с подростковой и детской тематикой; пересмотреть наши решения, включая самые последние, на предмет межведомственной совместимости и ухода от коллективной безответственности. Вторая задача – поиск достаточных средств в том объеме, который реально переломит ситуацию. Мы должны действовать, а не делать вид, что действуем, что боремся с этими пороками, когда по крохам делим и перераспределяем по разным ведомствам деньги. Необходимо поддержать реально социальных работников, педагогов-новаторов и просто энтузиастов, которые, зная богатый мировой опыт, умеют работать не только с бумагами, но и с живыми людьми. Эти люди нуждаются лишь в минимальной поддержке! Я сейчас говорю и о многих общественных организациях, которые в основном опираются на финансовую и методическую помощь международных гуманитарных организаций, – это и ЮНЕСКО, и ООН, и Интерпол. Но еще недостаточно внимания уделяют им муниципалитеты и региональные администрации. И можно смело сказать: и правительство тоже не уделяет им достаточного внимания.

Третья задача – вовремя предупреждать социальные болезни. Это общая задача. Хотелось бы, чтобы вы не только обсудили эти проблемы, но и поставили перед органами власти вполне конкретные, достижимые задачи. Обещаю вам, что соответствующие министерства и ведомства внимательно отнесутся к тем выводам, к тем рекомендациям, которые будут сделаны в ходе вашей работы.

Мы уже довольно долго говорим о реформе школьного образования. Конечно, за последние десять лет многое изменилось. Главное – в образовании появилась возможность выбора: по каким программам учиться, какие учебники читать и в какую школу ходить. В сложных условиях вам удалось сохранить саму систему образования, ту систему, которой по некоторым позициям еще только пытаются достичь многие страны мира. Но если мы будет только проедать старый интеллектуальный капитал, опыт тех людей, которые десятилетиями работают в образовании, то отстанем. Потеряем талантливых и способных молодых людей, будущую элиту общества. Самые значимые, самые насущные направления реформы все еще не реализованы. Ответ государства на весь комплекс этих вопросов должен быть дан в Национальной доктрине образования и других концептуальных документах. ...Можно согласиться, что она нуждается в доработке...

Нужно найти наконец правильный баланс между бесплатным и платным образованием.

Есть разные точки зрения на концепцию перехода школы на двенадцатилетнюю форму обучения, есть и вопрос об организации контроля за качеством образования, вопрос о сохранении единого общеобразовательного пространства. Сейчас в стране действует множество форм и программ школьного образования. При всем многообразии должен быть обеспечен единый стандарт, базисный объем знаний... Каким он должен быть, должно решаться гласно, в ходе широкого профессионального обсуждения. Конечно, в каждом регионе своя национально-структурная специфика. И мерить всех по одному шаблону нельзя. Должны действовать и общеобразовательные, федеральные стандарты, и региональные параметры, учитывающие особенности регионов, конкретной школы и инициативу учителя. Одним словом, нам надо оперативно доработать концептуальные документы. Их ждут и в школе, и в вузе. Ждут и учителя, и родители...

...И в завершение хотел бы сказать о том, о чем наверняка думает каждый, и правильно делает. Конечно, мы недостаточно внимания уделяем материальному содержанию всех людей, работающих в социальной сфере, в бюджетной сфере, в том числе в той сфере, в которой вы трудитесь. Мы не имеем права делать необоснованных обещаний, тем более находясь в условиях предвыборной кампании. Но реально должны оценить возможности и делать то, что необходимо делать уже сегодня. Правительство намерено с 1 апреля текущего года повысить заработную плату в бюджетной сфере в 1,2 раза. Это примерно 20%. Это немного, но мы это сделаем. И это только первый шаг...

И последнее. Преклоняюсь перед вашим талантом, перед духом подвижничества – а учитель в России всегда был подвижником. Хочу еще раз сказать большое спасибо всем российским педагогам, воспитателям, учителям, преподавателям; хочу пожелать успехов в нелегкой деятельности. Всего вам самого доброго.

Рейтинг@Mail.ru