На фоне Путина снимается
семейство...
Вообще-то, конечно, учителя собирались
в Кремле не только для того, чтобы
сфотографироваться с Владимиром Владимировичем
Путиным и взять у него автограф. В повестке дня
стояли еще семь вопросов:
1. О Национальной доктрине образования
в Российской Федерации.
2. О концепции структуры и содержания
общего среднего образования (в 12-летней школе).
3. Проект Федерального Закона «Об
обеспечении государственных гарантий права
граждан на общее образование».
4. О создании Федерального
координационного совета по общему среднему
образованию.
5. Об учреждении почетного звания
«Народный учитель Российской Федерации».
6. Обращение участников Всероссийского
совещания работников образования к Президенту
Российской Федерации, Правительству Российской
Федерации и Федеральному Собранию Российской
Федерации.
7. Обращение участников Всероссийского
совещания работников образования (к коллегам).
Но жизнь, как известно, в любой процесс
вносит свои коррективы. Пока готовилось
совещание, стало ясно, что нас ждут повторные
выборы Президента. Одновременно стало ясно, что
главный кандидат в Президенты – нынешний и.о. –
выступит в Кремле перед учителями.
Поэтому зал ждал Путина. Когда Путин
пришел, зал встретил его стоя, долгими
аплодисментами. К сожалению, премьер и и.о.
Президента задержался и выступал в конце первого
заседания – это изрядно подпортило впечатление
от его речи. «С 1 апреля текущего года
правительство наметило повысить заработную
плату в бюджетной сфере в 1,2 раза. Это примерно
20%», – заявил премьер. По залу прокатился ропот
недовольства: дело в том, что еще до прихода
Путина министр образования объявил, что на
сегодня средняя зарплата учителя впервые с 1992
года опустилась ниже прожиточного минимума, а
председатель профсоюза В. Яковлев, выступая,
подсчитал, что, для того чтобы приблизить
учительскую зарплату к прожиточному минимуму, ее
необходимо увеличить хотя бы в 1,7 раза. «...Это
только первый шаг», – добавил премьер,
почувствовав реакцию зала. Но, как бы там ни было,
провожали Путина с трибуны уже не такими бурными
аплодисментами, как встречали.
«Однако если не удалось получить от
премьера обещания мало-мальски пристойной
зарплаты, то, может быть, удастся хотя бы получить
автограф?» – такая мысль пришла многим. И вот уже,
едва был объявлен перерыв, у трибуны собирается
огромная толпа... После сорока минут
мужественного фотографирования с учителями из
всех регионов и раздачи автографов акции Путина
в зале снова резко пошли вверх...
А после перерыва собравшимся было
предложено обсудить на секциях... кандидатуру В.
Путина в свете его выдвижения на пост Президента
и по итогам обсуждения принять резолюцию в его
поддержку. В зал пришла большая политика.
(Заметим в скобках, что политика могла бы
получиться и еще большей, если бы дали слово
появившимся в зале Зюганову и Жириновскому).
На секциях говорить о Путине никому не
хотелось. Собственно, не по этой теме готовились
докладчики... Впрочем, и поговорить о Доктрине,
12-летке и др. тоже не особенно удалось. На секцию
«Общее среднее образование» собрались почти 2000
человек, время на работу – 3 часа, половина из
которых пришлась на обзорные доклады. Сами
понимаете... Не дошла очередь даже до А.Н.
Тубельского, опубликовавшего как-никак
собственный проект концепции изменения
содержания общего образования.
...По итогам работы семи секций
выступили их председатели. Двое из них сообщили о
поддержке на секции выдвижения Путина. Вопрос
был поставлен на общее голосование и
«проголосован» «за» при 14 «против» и примерно 1/5
воздержавшихся (их не подсчитывали). (Многие
голосовавшие «за», кстати, приводили и такой
аргумент: «Гостиница у нас оплачена до 17 часов, а
проезд, проживание и суточные на совещание, между
прочим, – за счет направляющей организации. Так
что не стоит затягивать дискуссию».)
А что же остальные документы? По ним
голосовали одновременно и приняли «в целом»
(против – 3 человека). Оргкомитету поручено
«учесть все конструктивные предложения»;
Доктрина, видимо, будет еще раз, уже в
окончательном виде, утверждаться коллегией
министерства.
Никто из присутствовавших на
совещании в Кремле так точно и не узнал, за что же
именно он проголосовал. Ведь смысл всякого
документа – не только в концептуальных
положениях и лозунгах, но и в деталях, а также в
механизмах реализации. Как, впрочем, и
демократии...
Нина ШИРОКОВА
Большая политика и
маленькая школа
Очень вероятно, что уже завтра большая
политика заглянет и в вашу маленькую школу.
Специально на этот случай публикуем избранные
главы из Закона «О выборах президента Российской
Федерации» от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ:
«Статья 53. Недопустимость
злоупотребления правом на проведение
предвыборной агитации
...2. ...Зарегистрированные кандидаты, их
уполномоченные представители по финансовым
вопросам и доверенные лица, избирательные
объединения, избирательные блоки, инициативные
группы избирателей, их уполномоченные
представители, иные лица и организации не вправе
при проведении предвыборной агитации
воздействовать на избирателей посредством
обещаний передачи им денежных средств, ценных
бумаг и других материальных благ (в том числе по
итогам голосования), а также оказания услуг иначе
чем на основании принимаемых в соответствии с
федеральными законами решений органов
государственной власти, органов местного
самоуправления.
Статья 82. Ответственность за нарушение
избирательных прав граждан
1. Уголовную, административную либо
иную ответственность в соответствии с
федеральными законами несут лица:
...б) использующие преимущества своего
должностного или служебного положения в целях
избрания;
в) принуждающие граждан или
препятствующие им ставить подписи в поддержку
кандидата, а также участвующие в подделке данных
подписей;
г) осуществляющие подкуп избирателей,
то есть деяние, запрещенное пунктом 2 статьи 53
настоящего Федерального закона...
2. Участковая, территориальная
избирательные комиссии, избирательная комиссия
субъекта Российской Федерации, Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации
вправе составить в соответствии с
законодательством Российской Федерации об
административных правонарушениях протокол об
административном правонарушении, совершенном
кандидатом, зарегистрированным кандидатом,
уполномоченным представителем избирательного
объединения, избирательного блока, а также иными
лицами в случаях, предусмотренных настоящим
Федеральным законом».
Каждый директор школы может оказаться
в ситуации, когда кто-то потребует от него
«организовать» подписи, а то и голоса в поддержку
того или иного кандидата. Мы бы в этом случае
поступили так: не вступая в полемику, обратились
с письменным запросом о законности предложенных
вам действий в ближайшую избирательную комиссию
(имена обратившихся к вам лиц называть
совершенно необязательно). Соглашаясь или
отказываясь участвовать в политических акциях,
разумнее всего (да и спокойнее) будет ссылаться
на ответ избирательной комиссии.