Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2000

Архив

Елена Ястребцева,
Ярослав Быховский,

сотрудники российской благотворительной общественной организации «Проект Гармония»

Факт

По некоторым прогнозам, Россия в 2000 году войдет в число первых 15 стран – пользователей Интернета. Численность Интернет-населения России увеличится в два раза и достигнет 5 миллионов человек.

Придет ли Интернет в школу?
Придет ли школа в
Интернет?

 

Куда спешим?

Опыт последних двух лет свидетельствует, что в преддверии XXI столетия большинство развитых государств ищет пути и возможности скорейшего подключения учреждений образования к Интернету. Эта «поспешность» продиктована происходящими изменениями в мировом образовательном сообществе, которое стремится к объединению всех сфер человеческой жизни: экономической интеграции, развитию единой мировой банковской системы, созданию международных компаний, решению экологических проблем сохранения жизни на планете, сохранению гуманистических общечеловеческих ценностей, соблюдению прав человека.

Назрела необходимость поддержки подключения школ России к Интернету на государственном уровне. Прежде всего потому, что среди активно работающих в Сети на сегодняшний день едва ли насчитывается немногим более 1000 учебных заведений (реально подключенных школ в России несколько больше). Кроме того, активная образовательная деятельность подростков и молодежи в Интернете способна приобщить молодежь к исследовательской и творческой учебной работе с любого вида информацией. Молодежь школьного возраста, рассматривая Интернет как средство самовыражения, коммуникации, развлечения, получения интересующей информации, никак не связывает его функции с учебной работой – исключение составляют многочисленные обращения к веб-сайтам с готовыми рефератами.

Некоторые российские организации как федерального, так и регионального значения, некоммерческие и коммерческие, стараются поддерживать учебные заведения в их стремлении дать подрастающему поколению Интернет как средство познания мира, развить у них вкус к исследованиям с использованием возможностей Сети. В ряде городов России существует возможность платного доступа любого пользователя к электронной почте в отделениях связи.

Так, Правительство Москвы с 1998 года проводит программы поэтапного подключения школ города к Интернету. По всей стране создаются «Интернет-кафе», где желающие за некоторую сумму могут выйти в Интернет или связаться с коллегами и друзьями по электронной почте. В библиотеках и университетах регионов открываются «точки доступа к Интернету», посещаемость которых увеличивается с каждым днем (например, до 70 пользователей – студентов и учащихся старших классов в день – только в Библиотеке иностранной литературы; до 25–30 студентов педагогических вузов – в Педагогической библиотеке им. Ушинского и др., в университетах эта цифра во много раз выше!), в этих «точках» проводятся курсы обучения или экспресс-обучение посетителей. Различные фонды, в основном зарубежные, финансируют инициативы, связанные в развитием образовательных Интернет-технологий в регионах. В последние два года – это проекты, в основном направленные на развитие русскоязычных ресурсов Интернета. Благодаря грантам, полученным от Фонда ИОО, были созданы центры Интернета в государственных университетах более чем 30 городов России. Они способствуют дотированному подключению к Интернету местных учреждений культуры, образования и здравоохранения. Появились совершенно новые формы взаимоотношений между школами и местными провайдерами. Есть примеры, когда провайдеры предоставляют школе некоторое количество часов работы в Интернете бесплатно, а за это учащиеся школ в учебном процессе создают веб-ресурсы местной проблематики и размещают их на сервере своего провайдера (Ангарск). В течение нескольких лет финансируются проекты некоммерческих организаций, направленные на создание Интернет-ресурсов в области бизнеса, права и граждановедения Фондом Евразия. И, как показывает практика, активность школ в Сети напрямую не зависит от количества в ней компьютеров, а зависит от отношения к проблеме администрации, от организации в школе свободного доступа к Интернету, энтузиазма учителей и родителей, от общего развития информационной инфраструктуры в стране и регионе.

 

Взаимодействие школы, науки и управлений образования

Наука и высшая школа стали делать первые шаги к реальному взаимодействию со школами. Так, Институт общего среднего образования Российской академии образования с 1999 г. разместил свой веб-сайт в Сети и начал работу по телекоммуникационной методической поддержке учителей отечественных школ. Уже семь лет с успехом проходят сетевые олимпиады по учебным предметам Воронежского педагогического университета, университетов Петрозаводска и Переславля-Залесского; набирают силу лингвистические сетевые олимпиады Иркутского Лингвистического и Томского государственного университетов. Отдельные управления образования значительно активизировались в плане оказания помощи и поддержки развитию образовательных телекоммуникаций. Среди них можно назвать управления образования Иркутска, Перми, Тольятти, Петрозаводска, Краснодара и др. Учебно-методические центры городов, областей и регионов создают собственные веб-сайты и методические списки рассылки, примером чему могут служить методические списки рассылки Северо-Западного учебного округа Москвы для учителей разных учебных предметов.

 

Повышение квалификации учителей школ и преподавателей

Стратегия реформы образования, наблюдаемая в последние годы во всем мире, и основанная на навязывании использования новых технологий, в результате ложится на плечи учителей. Отсутствие учета личности учителя в процессе воплощения всего нового в реальную жизнь приводит к нулевым результатам, так как деньги предпочитают вкладывать в компьютеры, а не в повышение квалификации учителей, забывая, что, пока учителя не захотят измениться, никакая инструкция их к этому не принудит. Несмотря на то что сегодня многие институты повышения квалификации преподавателей проводят обучающие курсы для учителей-предметников, эффективность их на общем фоне информационной неграмотности людей, работающих в школах, довольна низка. Слабое использование технологий учителями в учебном процессе не является чем-то особенным только для нашей страны. Многие страны столкнулись с проблемой нежелания большинства учителей использовать НИТ в учебном процессе. В начале 1999 года департамент образования Германии провел опрос 3500 учителей средней и начальной школ, среди которых только каждый пятый ответил, что он готов к использованию компьютерных технологий в своей преподавательской деятельности. 80% из них обучались на курсах по новым технологиям. И только 20% заявили, что действительно после этих курсов чувствуют себя подготовленными к работе с новыми технологиями.

В России квалификация преподавателей-предметников в сфере образовательных телекоммуникаций растет почти исключительно за счет их непосредственного участия в различных сетевых инициативах, информация о которых последние два года размещается в электронном издании «Педсовет по средам» (pedsovet@ripn.net) и на веб-сайте «Школьный сектор» (http://school-sector.relarn.ru). Таким образом проводится обучение учителей школ в центрах Интернета Петрозаводского, Кубанского, Иркутского, Пермского и других Государственных университетов; в Санкт-Петербургском Центре дистанционной довузовской подготовки РГПУ им. Герцена; в региональных центрах новых информационных технологий в Самаре, Хабаровске, Владивостоке; в точках открытого доступа к Интернету программы «Обучение и доступ к Интернету», созданных в крупных библиотеках страны – Екатеринбургской областной библиотеке им. В. Белинского и др. Подобное завершение обучения учителей приносит ощутимые результаты.

 

Интернет-ресурсы для учащихся

В Интернете наблюдается значительный количественный рост образовательных веб-ресурсов, создаваемых для детей школьного возраста коммерческими и некоммерческими организациями, учителями средних общеобразовательных школ и педагогами высших учебных заведений в рамках различных проектов, финансируемых зарубежными и реже отечественными фондами. Среди созданных в последние годы русскоязычных веб-ресурсов учебного назначения:

мультимедийные учебники и учебные пособия «Уроки химии» для школьников, Самара, http://cnit.ssau.ru.organics;

интерактивное дистанционное обучение физике школьников Республики Карелия, Петрозаводск, http://www/karelia.ru/psu/Chairs/KOF/abitur,

«Виртуальная пустынь: Сайт экологического обучения», Нижний Новгород, http://www.uic.nnov.ru/pustyn;

«Интернет для биологов», Новороссийск, http://www/nsu/ru/icen/grants/i4biol;

«Интерактивный курс механики с применением теории решения изобретательных задач», Алтай, http://www-ic.dcn-asu.ru/~sagalak/;

энциклопедии «Боги и герои Древнего мира», http://members.xoom.com/foox/index.html);

«Весь Достоевский», Петрозаводск, http://www/karelia/ru:80/~Dostoevsky/main.htm;

«Энциклопедический словарь по компьютерной графике, анимации и мультимедиа», Великий Новгород, http://region.adm.nov.ru/graphinfo/nsf и др.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что большая часть веб-ресурсов образовательного назначения, созданная взрослыми людьми, не вызывает практически никакого интереса у детей школьного возраста, для кого эта продукция, собственно, и предназначается изначально и крайне мало используется ими в учебной работе. Вероятно, как реакция на подобную ситуацию за последние годы значительно возросло количество учебных русскоязычных веб-сайтов, создаваемых в школах и вузах непосредственно школьниками и студентами: например, веб-квесты по предметам («Защитим Байкал», созданный в Ангарской гимназии №1 http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/webquest/index.htm).

 

Интернет-ресурсы для учителей

А в каких веб-ресурсах нуждается сегодня сам учитель? Ведь на сегодняшний день он все яснее представляет собой не некую усредненную личность, про которую можно сказать, что она преподает какой-либо конкретный предмет и для которой пишутся методики «Учителю физики», «Учителю литературы» и т.д. Все яснее в последние годы за потребностями в Интернет-ресурсах стало прорисовываться лицо конкретного учителя – консерватора, приверженца традиционной школы, который скептически относится ко всему новому, или новатора, готового это новое «принять и применять». Необходимо учитывать при создании веб-ресурсов образовательного назначения интересы как тех, так и других учителей. Для учителей – приверженцев традиционной школы необходимо на сайтах представлять программы по учебным предметам школы с поурочным планированием и с указаниями материалов к урокам, которые можно найти только в Интернете. Для учителей-экспериментаторов, желающих активно использовать ресурсы и технологии Интернета в своей учебной деятельности, необходимо рассказывать о международном опыте использования Интернет-технологий в учебном процессе, предлагать принять участие во всевозможных сетевых инициативах: проектах, чатах, телеконференциях и др.

 

Информационное пространство школы

Интернет-ресурсы образовательного назначения, созданные для учащихся и учителей или учащимися и учителями, вместе составляют образовательное информационное пространство новой школы, которая уже не управляется сверху, а становится саморазвивающейся системой, в которой каждый учитель проводит свою линию самостоятельного развития, координируя ее с деятельностью других коллег. Примеров организации таких систем на сегодняшний день существует несколько. Так, в гимназии № 1567 г. Москвы создано учебное Интернет-пространство школы, в инфраструктуру которого входят кабинеты директора гимназии, учительская, библиотека, два кабинета информатики, три кабинета физики, кабинеты химии, электроники, машинописи, географии, биологии, математики, русского и английского языков.

С 5-го класса учащиеся вовлекаются в учебную работу по школьным предметам, активно используя информационные ресурсы этого пространства, работая как исследователи, ученые-экспериментаторы по биологии, химии, физике, астрономии, в гуманитарных областях. Одним из результатов этой общешкольной работы является создание электронной сетевой энциклопедии, которую готовят учащиеся и учителя. Школьный сервер гимназии, который обеспечивает развитие общешкольного информационного пространства, работает круглосуточно, что позволяет ученикам и учителям работать в школьном информационном пространстве из любого учебного кабинета или из дома при наличии компьютера.

Рейтинг@Mail.ru