Елена Ястребцева,
Ярослав Быховский,
сотрудники российской
благотворительной общественной организации
«Проект Гармония»
|
Факт По некоторым прогнозам, Россия в 2000
году войдет в число первых 15 стран –
пользователей Интернета. Численность
Интернет-населения России увеличится в два раза
и достигнет 5 миллионов человек. |
Придет ли Интернет в
школу?
Придет ли школа в Интернет?
Куда спешим?
Опыт последних двух лет
свидетельствует, что в преддверии XXI столетия
большинство развитых государств ищет пути и
возможности скорейшего подключения учреждений
образования к Интернету. Эта «поспешность»
продиктована происходящими изменениями в
мировом образовательном сообществе, которое
стремится к объединению всех сфер человеческой
жизни: экономической интеграции, развитию единой
мировой банковской системы, созданию
международных компаний, решению экологических
проблем сохранения жизни на планете, сохранению
гуманистических общечеловеческих ценностей,
соблюдению прав человека.
Назрела необходимость поддержки подключения
школ России к Интернету на государственном
уровне. Прежде всего потому, что среди активно
работающих в Сети на сегодняшний день едва ли
насчитывается немногим более 1000 учебных
заведений (реально подключенных школ в России
несколько больше). Кроме того, активная
образовательная деятельность подростков и
молодежи в Интернете способна приобщить
молодежь к исследовательской и творческой
учебной работе с любого вида информацией.
Молодежь школьного возраста, рассматривая
Интернет как средство самовыражения,
коммуникации, развлечения, получения
интересующей информации, никак не связывает его
функции с учебной работой – исключение
составляют многочисленные обращения к
веб-сайтам с готовыми рефератами.
Некоторые российские организации как
федерального, так и регионального значения,
некоммерческие и коммерческие, стараются
поддерживать учебные заведения в их стремлении
дать подрастающему поколению Интернет как
средство познания мира, развить у них вкус к
исследованиям с использованием возможностей
Сети. В ряде городов России существует
возможность платного доступа любого
пользователя к электронной почте в отделениях
связи.
Так, Правительство Москвы с 1998 года
проводит программы поэтапного подключения школ
города к Интернету. По всей стране создаются
«Интернет-кафе», где желающие за некоторую сумму
могут выйти в Интернет или связаться с коллегами
и друзьями по электронной почте. В библиотеках и
университетах регионов открываются «точки
доступа к Интернету», посещаемость которых
увеличивается с каждым днем (например, до 70
пользователей – студентов и учащихся старших
классов в день – только в Библиотеке иностранной
литературы; до 25–30 студентов педагогических
вузов – в Педагогической библиотеке им.
Ушинского и др., в университетах эта цифра во
много раз выше!), в этих «точках» проводятся курсы
обучения или экспресс-обучение посетителей.
Различные фонды, в основном зарубежные,
финансируют инициативы, связанные в развитием
образовательных Интернет-технологий в регионах.
В последние два года – это проекты, в основном
направленные на развитие русскоязычных ресурсов
Интернета. Благодаря грантам, полученным от
Фонда ИОО, были созданы центры Интернета в
государственных университетах более чем 30
городов России. Они способствуют дотированному
подключению к Интернету местных учреждений
культуры, образования и здравоохранения.
Появились совершенно новые формы
взаимоотношений между школами и местными
провайдерами. Есть примеры, когда провайдеры
предоставляют школе некоторое количество часов
работы в Интернете бесплатно, а за это учащиеся
школ в учебном процессе создают веб-ресурсы
местной проблематики и размещают их на сервере
своего провайдера (Ангарск). В течение нескольких
лет финансируются проекты некоммерческих
организаций, направленные на создание
Интернет-ресурсов в области бизнеса, права и
граждановедения Фондом Евразия. И, как
показывает практика, активность школ в Сети
напрямую не зависит от количества в ней
компьютеров, а зависит от отношения к проблеме
администрации, от организации в школе
свободного доступа к Интернету, энтузиазма
учителей и родителей, от общего развития
информационной инфраструктуры в стране и
регионе.
Взаимодействие школы,
науки и управлений образования
Наука и высшая школа стали
делать первые шаги к реальному взаимодействию со
школами. Так, Институт общего среднего
образования Российской академии образования с
1999 г. разместил свой веб-сайт в Сети и начал
работу по телекоммуникационной методической
поддержке учителей отечественных школ. Уже семь
лет с успехом проходят сетевые олимпиады по
учебным предметам Воронежского педагогического
университета, университетов Петрозаводска и
Переславля-Залесского; набирают силу
лингвистические сетевые олимпиады Иркутского
Лингвистического и Томского государственного
университетов. Отдельные управления образования
значительно активизировались в плане оказания
помощи и поддержки развитию образовательных
телекоммуникаций. Среди них можно назвать
управления образования Иркутска, Перми,
Тольятти, Петрозаводска, Краснодара и др.
Учебно-методические центры городов, областей и
регионов создают собственные веб-сайты и
методические списки рассылки, примером чему
могут служить методические списки рассылки
Северо-Западного учебного округа Москвы для
учителей разных учебных предметов.
Повышение квалификации
учителей школ и преподавателей
Стратегия реформы образования,
наблюдаемая в последние годы во всем мире, и
основанная на навязывании использования новых
технологий, в результате ложится на плечи
учителей. Отсутствие учета личности учителя в
процессе воплощения всего нового в реальную
жизнь приводит к нулевым результатам, так как
деньги предпочитают вкладывать в компьютеры, а
не в повышение квалификации учителей, забывая,
что, пока учителя не захотят измениться, никакая
инструкция их к этому не принудит. Несмотря на то
что сегодня многие институты повышения
квалификации преподавателей проводят обучающие
курсы для учителей-предметников, эффективность
их на общем фоне информационной неграмотности
людей, работающих в школах, довольна низка.
Слабое использование технологий учителями в
учебном процессе не является чем-то особенным
только для нашей страны. Многие страны
столкнулись с проблемой нежелания большинства
учителей использовать НИТ в учебном процессе. В
начале 1999 года департамент образования Германии
провел опрос 3500 учителей средней и начальной
школ, среди которых только каждый пятый ответил,
что он готов к использованию компьютерных
технологий в своей преподавательской
деятельности. 80% из них обучались на курсах по
новым технологиям. И только 20% заявили, что
действительно после этих курсов чувствуют себя
подготовленными к работе с новыми технологиями.
В России квалификация
преподавателей-предметников в сфере
образовательных телекоммуникаций растет почти
исключительно за счет их непосредственного
участия в различных сетевых инициативах,
информация о которых последние два года
размещается в электронном издании «Педсовет по
средам» (pedsovet@ripn.net) и на веб-сайте «Школьный
сектор» (http://school-sector.relarn.ru). Таким образом
проводится обучение учителей школ в центрах
Интернета Петрозаводского, Кубанского,
Иркутского, Пермского и других Государственных
университетов; в Санкт-Петербургском Центре
дистанционной довузовской подготовки РГПУ им.
Герцена; в региональных центрах новых
информационных технологий в Самаре, Хабаровске,
Владивостоке; в точках открытого доступа к
Интернету программы «Обучение и доступ к
Интернету», созданных в крупных библиотеках
страны – Екатеринбургской областной библиотеке
им. В. Белинского и др. Подобное завершение
обучения учителей приносит ощутимые результаты.
Интернет-ресурсы для
учащихся
В Интернете наблюдается значительный
количественный рост образовательных
веб-ресурсов, создаваемых для детей школьного
возраста коммерческими и некоммерческими
организациями, учителями средних
общеобразовательных школ и педагогами высших
учебных заведений в рамках различных проектов,
финансируемых зарубежными и реже отечественными
фондами. Среди созданных в последние годы
русскоязычных веб-ресурсов учебного назначения:
мультимедийные учебники и учебные
пособия «Уроки химии» для школьников, Самара,
http://cnit.ssau.ru.organics;
интерактивное дистанционное обучение
физике школьников Республики Карелия,
Петрозаводск, http://www/karelia.ru/psu/Chairs/KOF/abitur,
«Виртуальная пустынь: Сайт
экологического обучения», Нижний Новгород, http://www.uic.nnov.ru/pustyn;
«Интернет для биологов», Новороссийск,
http://www/nsu/ru/icen/grants/i4biol;
«Интерактивный курс механики с
применением теории решения изобретательных
задач», Алтай, http://www-ic.dcn-asu.ru/~sagalak/;
энциклопедии «Боги и герои Древнего
мира», http://members.xoom.com/foox/index.html);
«Весь Достоевский», Петрозаводск, http://www/karelia/ru:80/~Dostoevsky/main.htm;
«Энциклопедический словарь по
компьютерной графике, анимации и мультимедиа»,
Великий Новгород, http://region.adm.nov.ru/graphinfo/nsf
и др.
Парадоксальность ситуации
заключается в том, что большая часть веб-ресурсов
образовательного назначения, созданная
взрослыми людьми, не вызывает практически
никакого интереса у детей школьного возраста,
для кого эта продукция, собственно, и
предназначается изначально и крайне мало
используется ими в учебной работе. Вероятно, как
реакция на подобную ситуацию за последние годы
значительно возросло количество учебных
русскоязычных веб-сайтов, создаваемых в школах и
вузах непосредственно школьниками и студентами:
например, веб-квесты по предметам («Защитим
Байкал», созданный в Ангарской гимназии №1 http://school-sector.relarn.ru/tanya/schoolweb/gimn1/webquest/index.htm).
Интернет-ресурсы для
учителей
А в каких веб-ресурсах нуждается
сегодня сам учитель? Ведь на сегодняшний день он
все яснее представляет собой не некую
усредненную личность, про которую можно сказать,
что она преподает какой-либо конкретный предмет
и для которой пишутся методики «Учителю физики»,
«Учителю литературы» и т.д. Все яснее в последние
годы за потребностями в Интернет-ресурсах стало
прорисовываться лицо конкретного учителя –
консерватора, приверженца традиционной школы,
который скептически относится ко всему новому,
или новатора, готового это новое «принять и
применять». Необходимо учитывать при создании
веб-ресурсов образовательного назначения
интересы как тех, так и других учителей. Для
учителей – приверженцев традиционной школы
необходимо на сайтах представлять программы по
учебным предметам школы с поурочным
планированием и с указаниями материалов к
урокам, которые можно найти только в Интернете.
Для учителей-экспериментаторов, желающих
активно использовать ресурсы и технологии
Интернета в своей учебной деятельности,
необходимо рассказывать о международном опыте
использования Интернет-технологий в учебном
процессе, предлагать принять участие во
всевозможных сетевых инициативах: проектах,
чатах, телеконференциях и др.
Информационное
пространство школы
Интернет-ресурсы образовательного
назначения, созданные для учащихся и учителей
или учащимися и учителями, вместе составляют
образовательное информационное пространство
новой школы, которая уже не управляется сверху, а
становится саморазвивающейся системой, в
которой каждый учитель проводит свою линию
самостоятельного развития, координируя ее с
деятельностью других коллег. Примеров
организации таких систем на сегодняшний день
существует несколько. Так, в гимназии № 1567 г.
Москвы создано учебное Интернет-пространство
школы, в инфраструктуру которого входят кабинеты
директора гимназии, учительская, библиотека, два
кабинета информатики, три кабинета физики,
кабинеты химии, электроники, машинописи,
географии, биологии, математики, русского и
английского языков.
С 5-го класса учащиеся вовлекаются в
учебную работу по школьным предметам, активно
используя информационные ресурсы этого
пространства, работая как исследователи,
ученые-экспериментаторы по биологии, химии,
физике, астрономии, в гуманитарных областях.
Одним из результатов этой общешкольной работы
является создание электронной сетевой
энциклопедии, которую готовят учащиеся и
учителя. Школьный сервер гимназии, который
обеспечивает развитие общешкольного
информационного пространства, работает
круглосуточно, что позволяет ученикам и учителям
работать в школьном информационном пространстве
из любого учебного кабинета или из дома при
наличии компьютера.
|
|