Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2000

Архив

Образование – это индустрия

И, оказывается, в России есть люди, которые это понимают

Может ли приоритетное финансирование и оснащение школ (детских садиков, вузов) не подорвать – как это принято говорить сегодня, – а укрепить, наполнить бюджет? Да, хотя, конечно, не через год. И это не социалистическая, а вполне рыночная идея. Ведь система образования – рынок с самым устойчивым спросом: что бы ни происходило, учить детей будет необходимо всегда.

Однако сенсация, конечно, не в этом открытии.

За всеми спорами, выборами, всероссийскими совещаниями и почти повсеместными забастовками последних дней почти незаметно в тихом, но интеллектуальном городе Орле прошла выставка с необычным названием: «Индустрия образования» – часть одноименной программы Министерства образования. Экспонировались продукция и новые технологии для школ, детских садов, вузов, институтов повышения квалификации. Полностью оборудованные кабинеты физики, биологии, иностранных языков, развивающие игрушки, спортзалы, лаборатории, схемы корпоративных информационных сетей для системы образования целого региона, макаронные изделия «Крепыш», обогащенные кальцием... А еще демонстрировалось совершенно новое (для нас) мышление. Уже проявленное в конкретных договорах, планах, схемах, по которым ведется совершенно осязаемая работа.

Присутствовали организаторы – представители Совета Федерации, Академии наук и Правительства РФ, руководство всех ведущих академических институтов нашей страны и вузов, руководители образования из многих регионов России и школьные учителя – пока немногочисленные и в основном местные, которые уже почувствовали в своих школах результаты этой нешумной, даже рутинной работы...

 

Егор Строев,
глава администрации Орловской области:

Останется ли Россия великой державой?

– Индустрия образования – принципиально новый вопрос для современной России.

А мы ведь по уровню знаний превосходим все другие страны. Если сегодня 20 процентов американцев не в состоянии прочитать текст или без калькулятора подсчитать стоимость купленных товаров, то у нас этим никто не страдает с самого детства. (У нас другая проблема: денег мало, считать нечего.)

Останется ли Россия великой державой или перейдет в разряд второстепенных, полуколониальных, а может быть, и раздробленных микрогосударств? Будем мы определять лицо будущего или нет?

...Может быть, сегодняшним разговором мы предопределяем этап технической революции во всей системе образования.

 

Борис Виноградов,
заместитель министра образования:

«Мы рассматриваем индустрию образования как важнейшую социально-экономическую задачу для всей страны»

– Цель политики государства должна быть одна: у человека должно быть такое образование, которое позволит ему обеспечить достойную жизнь и развитие личности. По экспертным оценкам, квалификацией, отвечающей современным требованиям, сегодня в России обладают лишь 15–17 процентов населения. Современная всесторонняя подготовка учащихся невозможна без соответствующего материально-технического обеспечения и создания механизмов его развития и совершенствования. Для этого должна быть создана мощная, мобильная научно-промышленная отрасль – индустрия образования.

 

Спрос есть. Предложение – возможно!

В системе образования непосредственно заняты около 40 миллионов человек. Материально-техническая база образования ветшает. За последние 8–10 лет она практически не обновлялась. В 1992 году на оборудование и инвентарь тратилось 6–8 процентов текущих расходов. А в высшей школе в 1990 году на эти цели направлялось до 11 процентов текущих расходов. В настоящее время в структуре расходов, осуществляемых из региональных бюджетов, в среднем около 50 процентов – это заработная плата с начислениями, около 10 процентов – стипендии, медикаменты, питание, около 40 процентов – прочие расходы, в том числе примерно 1процент – на приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

Это приводит к очень большим диспропорциям в материально-техническом обеспечении образовательного процесса по регионам России, в первую очередь школ и других учреждений общего образования, создает неравенство граждан в реализации права на образование. При оснащенности кабинетов в среднем на уровне 25 процентов разница в обеспеченности школ в крупных городах и муниципальных центрах составляет 50–70 процентов. Во многих сельских школах, составляющих 68 процентов от общего числа образовательных учреждений России, материально-техническое обеспечение учебного процесса не превышает 5 процентов от норматива.

Из приветствия министра образования Владимира ФИЛИППОВА:

«Минобразования России рассматривает задачу развития индустрии образования как одну из ключевых в обеспечении функционирования всей системы образования Российской Федерации. Приоритетность развития образования как важнейшая часть государственной политики должна подкрепляться надежной материально-технической базой формируемой индустрии образования.

Речь идет об очень важной проблеме социального развития России – о создании на основе передовых научных достижений современной материально-технической базы системы образования на всех уровнях – от старших групп детских садов до учреждений дополнительного образования.

...Выставка «Индустрия образования» не случайно проводится именно в Орле: в течение нескольких последних лет для деятельности администрации области, всех областных служб приоритет образования является определяющим».

Публикация статьи произведена при поддержке сайта www.WalkingDeadRu.com. Сайт www.WalkingDeadRu.com создан специально для людей, которым приятно будоражат кровь истории о зомби-апокалипсисе, и содержит все эпизоды сериала «Ходячие мертвецы», снятого по мотивам культового комикса «The Walking Dead». Благодаря сайту www.WalkingDeadRu.com Вам больше не придется тратить время, вводя в поисковое окно Вашего браузера такие запросы, как «Ходячие мертвецы смотреть онлайн», и пытаться найти достойный интернет ресурс, который даст возможность увидеть этот сериал, полностью переведенный на русский язык, с хорошим качеством видео и без раздражающей рекламы. Новые серии, включая последний 3 сезон, регулярно добавляются на страницы сайта, практически сразу после их мировой премьеры, а возможность скачать сериал на свой компьютер, позволит насладиться этой захватывающей историей в любом удобном для Вас месте с ограниченным доступом интернету.

Согласно установленной в настоящее время законодательством системе разграничения полномочий в области образования, расходы на содержание и развитие образовательных учреждений, находящихся в ведении государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, относятся исключительно на соответствующие бюджеты. Но мы прекрасно понимаем, что разграничение полномочий не означает снятие ответственности государственной власти за учреждения народного образования, за школы. И без серьезной государственной поддержки на федеральном уровне решить проблему коренного улучшения материально-технической базы образовательных учреждений, находящихся в ведении муниципальных образований, в сложившейся в стране ситуации практически невозможно.

Развитие индустрии образования тормозится многими факторами, но важнейшим из них является отсутствие эффективных механизмов стабильного финансирования для приобретения оборудования и изделий учебного назначения, отсутствие оборотных средств у предприятий-изготовителей. Между тем потенциал индустрии образования достаточен для ее успешного функционирования на основе рыночных механизмов, и в первую очередь этому способствует наличие платежеспособного спроса, обусловленное необходимостью в любой ситуации поддерживать проведение процесса обучения, наличие производственной базы и незагруженных мощностей в высокотехнологичных отраслях промышленности, возможность существенного удешевления продукции для потребителя за счет увеличения производственных объемов и ликвидации длинной цепи посредников. Для развертывания скрытого сейчас потенциала индустрии образования необходимо обеспечить начальные условия, на федеральном уровне решить вопрос стартовых инвестиций для запуска рыночных механизмов.

Средства бюджетов, выделяемые на материально-техническое обеспечение образования, практически транзитом уходят из системы образования либо монополистам, либо посредническим структурам, работающим в том числе и с неденежными формами расчетов, зачастую используемыми при поставках продукции образовательным учреждениям. Это приводит к фактическому секвестированию бюджета в реальном выражении, неэффективному использованию и уводу значительной части бюджетных средств из-под контроля. Таким образом создаются условия для развития рынка взаимозачетов и бюджетных освобождений, это крайне негативно сказывается на общей экономической ситуации в стране. Создание же индустрии образования как инфраструктуры, обеспечивающей поставку продукции образовательным учреждениям на конкурсной основе и под контролем федеральных и региональных органов управления образованием существенно повысит эффективность использования бюджетных средств.

С 2000 года Министерство образования начинает реализацию отраслевой программы «Отраслевое и материально-техническое обеспечение системы образования», то есть практически впервые мы сформировали крупную отраслевую научно-техническую программу. Из общего объема средств на научно-технические программы в 540–550 млн. рублей половину средств – 250 млн. рублей – мы выделяем на эту программу, то есть на проблемы развития системы образования.

Но решить проблему перехода количества в качество мы не сможем, не решив проблему равного доступа к образованию. А равный доступ можно обеспечить только благодаря технологиям XXI века.

Недавно наши представители побывали на выставке учебного и научного оборудования в Шанхае. Китайский опыт таков: система образования целиком и полностью ориентирована на своего товаропроизводителя. Безусловно, идут закупки уникального научного оборудования за рубежом, но массовое производство остается за местными производителями. Мы подсчитали потенциальный рынок индустрии образования в России и, откровенно говоря, удивились сами: если в принципе обеспечить систему образования материально-технической базой, которая отвечает не просто вчерашнему или сегодняшнему уровню, но должна будет отвечать и потребностям завтрашнего дня, то емкость такого рынка составляет порядка 20 миллиардов долларов. То есть это величина, близкая к бюджету страны. Это приобретает не только сама система образования, но и вся страна – дополнительные рабочие места, налоги и так далее, и так далее...

Другими словами, мы рассматриваем индустрию образования как важнейшую социально-экономическую задачу для всей страны.

 

Планы и направления

Мы планируем в рамках научно-технической программы следующие основные направления.

1. Материально-техническое обеспечение образования, учебная техника для образовательных учреждений всех уровней, типов и видов, приборы и оборудование учебно-научного назначения, центры коллективного пользования (мы видели на выставке достижения наших вузов).

2. Социальное обеспечение системы образования (мы планируем решать научно-методические вопросы жизнедеятельности и социального обеспечения учащихся, питания, сохранения и укрепления здоровья, спорта).

3. Оценка и управление качеством и проведение сертификации продукции для образовательной сферы (это должна быть стройная система, а не решение локальных задач). Информационное обеспечение индустрии образования. (Мы планируем развитие корпоративных сетей и информационного обеспечения управления качеством образования, электронных библиотек и средств обучения.)

4. Организационно-методическая и информационная поддержка подпрограмм.

 

При слове «программа» рука тянется к револьверным инвестициям...

Пилотным регионом у нас является Орловская область (безусловно, мы учитывали и крайнюю заинтересованность Орловской области в реализации этого образовательного проекта, и важность Центрального Черноземья для всей России). В дальнейшем мы планируем вести эту работу по всем регионам.

...Но в целом проблема в том, что Минобразования не может за счет средств научного блока решить в масштабах страны проблему оснащения образовательных учреждений. Для этого нужны по сути, я бы так их назвал, револьверные средства – оборотные средства, для того чтобы осуществить в течение 10–13 лет, не менее, переоснащение образовательных учреждений всей страны. Но мы никоим образом не претендуем на простое получение их из федерального бюджета. Нужны стартовые инвестиции для того, чтобы заключать с субъектами Федерации договоры лизинга, такие, как наши предприятия заключили с Орловской областью (Министерство образования заключает с регионами лишь рамочное соглашение, где оговариваются намерения сторон). А дальше министерство, проводя конкурсы по программе закупок, выбирая наилучшее оборудование, отвечающее требованиям не только сегодняшнего дня, но и будущего, которое находится в разумных стоимостных пределах, обеспечит затем поставку этого оборудования под ключ в школы.

При наличии стартовых инвестиций, отдельной статьи бюджета такую программу с револьверным фондом можно реализовать в стране за 15 лет для всех школ, техникумов, средних специальных заведений и вузов.

Материалы подготовили
С. МОХОВОЙ И Т. ЛЮТРА.
Фото С. Мохового.

Рейтинг@Mail.ru