Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №47/1999

Архив

Еще не вечер?

Недавно в Москве прошел семинар, на котором рассматривались вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вечерних (сменных) школах

Кто из нас не помнит фильмы «Большая перемена», «Весна на Заречной улице», герои которых – учащиеся и педагоги школы рабочей молодежи? Шоферы и монтажники после трудового дня садились за парту, чтобы постичь логарифмы, теоремы, орфографические правила и душевные тайны Печорина и Наташи Ростовой. Особой романтикой были овеяны отношения молодых, как правило, симпатичных учителей и их великовозрастных воспитанников...

Со временем романтики становилось все меньше, а трудностей все больше. В период с 1985 по 1993 год сеть вечерних школ сократилась на 2475 единиц, число учащихся – более чем на миллион. Поначалу столь резкий спад был связан с уменьшением спроса на такую форму обучения, затем – с нехваткой финансирования. В последние годы потребность в вечерней (сменной) школе стала расти прямо пропорционально экономическому кризису. От былых времен практически ничего не осталось – разве что старые стены да старая вывеска, которую, впрочем, многие нынче торопятся сменить на более престижную и благозвучную: вечерний лицей, центр образования, открытая школа... Но, пожалуй, самой большой и, может быть, знаковой переменой в системе вечерних школ за всю их историю можно считать новую социальную миссию этих учебных заведений, которая заключается не только в том, чтобы латать прорехи в образовании юных россиян, но и давать им начальную профессиональную подготовку – на базе учебно-производственных комбинатов, ПТУ, промышленных предприятий. В Ханты-Мансийском автономном округе действует около 30 ремесленных училищ, воспитанники которых наряду с образованием получают рабочие специальности и помощь в трудоустройстве. Аналогичный опыт имеется в Центре образования молодежи города Елабуги (Татарстан) и во многих других регионах.

Проблемы этой категории учебных заведений обсуждались на коллегии Минобразования, прошедшей в мае 1998 года. А в ноябре нынешнего года в Москве состоялся семинар для директоров вечерних (сменных) школ и руководителей органов управления образованием. И вновь в центре внимания специалистов – растущая востребованность вечерних школ, которые теперь принято называть открытыми.

Конечно, за те полтора года, которые отделяют нынешний семинар, посвященный проблемам вечерних (сменных) школ, от министерской коллегии на ту же тему, не могло произойти кардинальных перемен. Немаловажным достижением этого периода можно считать хотя бы то, что сеть открытых школ расширяется, оправдывая свое название и главное предназначение – давать путевку в жизнь тем, кто по тем или иным причинам оказался «за бортом». По последним данным, в стране действует 1706 вечерних (сменных) школ и 3083 учебно-консультационных пункта (УКП). Более чем полумиллионный отряд учащихся за нынешний год увеличился на 12 698 человек – в основном, за счет 17–18-летних, в то время как число «малолеток», не достигших 15 лет, сократилось на 9 тысяч. Это означает, что Министерство образования усилило контроль за деятельностью руководителей дневных школ и повысило их ответственность за отсев учащихся. Например, по столичным правилам, подростки в возрасте до 15 лет, не имеющие общего среднего образования, принимаются в вечерние школы строго по направлению комиссий по делам несовершеннолетних и так называемых «конфликтных комиссий по раннему отчислению», действующих при окружных органах управления образованием.

Особое место в ряду открытых школ занимают те, что работают в местах лишения свободы. По сравнению с прошлым годом сеть вечерних (сменных) школ расширилась со 107 до 193, учебно-консультационных пунктов – со 120 до 145. По мнению специалистов, положительная динамика в этой сфере была обусловлена недавним положением Минобразования и Минюста от 9 февраля 1999 г. Этот документ предусматривает финансирование вечерних (сменных) школ в уголовно-исправительной системе не из муниципального, как это было прежде, а из регионального бюджета. Принятые меры позволили если не увеличить, то хотя бы стабилизировать приток средств на эти нужды.

Однако говорить о полном и окончательном решении вопроса еще рано. По последним данным Минюста, лишь 54% нуждающихся (на начало нынешнего учебного года их насчитывалось около 47 тысяч) получают возможность сесть за школьные парты, а чтобы решить проблему остальных, необходимо построить еще не менее 400 школ и УКП. В колониях еще более остро, чем на воле, ощущается дефицит учебников (в среднем – один на пятерых, и тот устаревший), наглядных пособий, школьно-письменных принадлежностей, не говоря уж о компьютерах. Тот факт, что только 47% граждан, находящихся «в местах, не столь отдаленных», заняты трудом и чуть больше половины – учебой, вызывает у специалистов серьезные опасения, поскольку избыток свободного времени в колониях чреват разного рода внештатными ситуациями. Кроме того, по данным правоохранительных органов, у бывших заключенных, имеющих образование, рецидив (повторное совершение преступления) значительно ниже, чем у их безграмотных собратьев. Таким образом, равный доступ к общему среднему образованию для всех категорий граждан – это не простой лозунг, а реальный способ решить тяжелейшую проблему растущей преступности, в том числе в молодежной среде. Кстати, в концепции реформирования уголовно-исправительных учреждений заложена идея создания гибкой системы обучения осужденных как на бюджетной, так и на коммерческой основе.

В своих выступлениях некоторые участники прошедшего семинара нет-нет, да и поднимали вопрос о престиже вечерней школы. В обществе сформировались определенные стереотипы отношения к этой категории учебных заведений как к чему-то второсортному. Доходит до того, что выпускники-«вечерники» стесняются своих аттестатов, а иные директора стремятся любой ценой поменять статус своих школ на более презентабельный – Вечерний лицей, Центр образования... В то же время руководители вечерних школ ясно отдают себе отчет в том, что они имеют дело с «особым контингентом» – так называемой «группой риска», «детьми, страдающими школьной дезадаптацией», «педагогически запущенными». Исключение составляет весьма незначительная по численности (около 12%) группа старшеклассников, нацеленных на поступление в вузы: более щадящая программа вечерних школ дает им возможность посещать подготовительные курсы и овладевать знаниями в очень популярной ныне форме экстерната.

Поэтому в вечерних школах все более распространенными становятся так называемые адаптивные модели обучения, рассчитанные на различные уровни подготовки детей. Параллельно создаются классы коррекционно-развивающего и ускоренного, а также индивидуального обучения cоответственно для «отстающих» и «продвинутых».

Таким образом, предельный демократизм современных вечерних школ, открытых для всех без постыдного деления на «чистых» и «нечистых», «мотивированных» и «трудных», требует от педагогов и руководителей этих учебных заведений не только особой методики работы и новых подходов в преподавании и воспитании, но и оказания различных форм социальной поддержки учащимся в условиях остаточного финансирования. Как показали дискуссии, прошедшие в рамках семинара, специалисты вечерних школ вынуждены преодолевать массу препятствий для того, чтобы оказать своим питомцам всестороннюю психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь. Главный камень преткновения – относительная малокомплектность данной категории учебных заведений и в связи с этим – отсутствие нормативно-правовой базы для расширения штатного расписания и введения ставок психологов, дефектологов, воспитателей, врачей, других специалистов, призванных решать проблемы подростков группы риска. Энтузиасты находят выход из тупиковых ситуаций – правда, ценой неимоверных усилий.

Ярким примером может служить деятельность вечерней (сменной) школы № 195 Санкт-Петербурга, преодолевшей путь «через тернии к звездам». По свидетельству директора Нелли Сунко, ей пришлось долго воевать в различных инстанциях, доказывая, что введение новых штатных единиц продиктовано не прихотью администрации, а насущной жизненной необходимостью. К счастью, борьба директора школы и ее коллег увенчалась успехом. Благодаря статусу экспериментальной площадки, на протяжении последних пяти лет работающей над темой: «Школа интенсивного обучения и развития подростков из группы социального риска», удалось добиться ставок социального педагога, врача, медсестры, вожатого, заместителя директора по воспитательной работе. Со следующего года вечерняя школа №195 в числе других 20 общеобразовательных учебных заведений Санкт-Петербурга получит право на введение ставок освобожденных классных руководителей.

Что же касается психологов, то в этой школе их не один и не два, а... все 15 (из них 5 постоянных сотрудников, остальные – студенты-практиканты). Правда, такой мощный коллектив знатоков человеческих душ собирается в этих стенах только накануне очередного учебного года, с тем чтобы в течение месяца провести курс адаптации вновь прибывших учеников и их родителей и сформировать классы по законам науки, с минимальным риском межличностных конфликтов и ЧП. Желающие могут получить бесплатную консультацию психотерапевта и пройти необходимое медицинское обследование. В течение года психологи продолжают курировать каждый свои классы, помогая учителям анализировать ошибки и достижения в повседневной работе, проводят индивидуальные консультации для детей и родителей. Благодаря постоянно действующему психологическому семинару для педагогов, удалось устранить печально известное в школьной практике противостояние между учителями и психологами и создать атмосферу сотрудничества и сотворчества. Кстати, как выяснилось из выступления на семинаре начальника отдела практической психологии и охраны здоровья Минобразования, кандидата психологических наук Натальи Морозовой, достижение такого единства для многих школ пока еще остается одной из самых сложных задач.

В опыте петербургской школы привлекательно и поучительно многое. Прежде всего, это начальная профессиональная подготовка учащихся по самым разнообразным специальностям – от рабочего, занятого в сфере кораблестроения, и автослесаря до младшей медсестры, продавца, швеи, секретаря-референта. И работа по договорам с некоторыми вузами с использованием практики единых экзаменов. И дифференцированная система обучения в классах ускоренного, профессионального и коррекционно-развивающего обучения. Но еще важнее та социальная поддержка, которую получают воспитанники школы, большинство которых – сироты или выходцы из неблагополучных семей. В этом плане для ребят делается очень многое: их обеспечивают бесплатными обедами, льготными проездными билетами, а также регулярной гуманитарной помощью (одеждой, обувью) от «Красного Креста». Кроме того, на базе школы действует общественная благотворительная организация «Доверие», членами которой являются депутаты городской Думы, работники муниципалитета, а также друзья из сопредельных с северной столицей государств – Швеции, Финляндии, в которых, кстати, давно существуют подобные организации. При их участии осуществляется финансирование кружков, консультации психологов, другие не менее важные дела.

Пример 195-й школы – скорее все-таки исключение, чем правило. Большинство директоров вечерних школ далеко не всегда способны найти выход из многочисленных тупиков, обусловленных экономическим кризисом и несовершенными нормативными документами.

Поэтому две проблемы – психолого-педагогической поддержки и медицинского обслуживания учеников-«вечерников» – остаются, пожалуй, одними из самых острых.

Многие на семинаре говорили о том, что ребята, поступающие в открытые школы, относятся к группе риска не только по педагогическим и социальным параметрам, но и по состоянию здоровья. Но поскольку в большинстве случаев в вечерних школах нет ни врача, ни медсестры, сами педагоги не имеют представления о заболеваниях своих воспитанников, которые приступают к занятиям без предварительной диспансеризации и медицинских карт, что не дает возможности даже сделать им необходимые прививки в течение учебы. И только благодаря тревожным звонкам из СЭС в школе узнают о том, что кто-то из детей страдает туберкулезом, гепатитом или венерическим заболеванием...

Что же касается психологического сопровождения, то, по словам выступавшей на семинаре Натальи Морозовой, «трудные» подростки, как никто другой, заинтересованы в самопознании и самораскрытии.

В справедливости этих слов могли убедиться те участники семинара, которые побывали в вечерней (сменной) школе №17 Северо-Восточного округа Москвы. Ученики этой школы с удовольствием посещают факультативные занятия по психологии, которые проводит завуч Наталья Эммануиловна Матвеева.

Как уже отмечалось, несовершенная нормативно-правовая база и недофинансирование – основной камень преткновения на пути решения кадровых, организационных, воспитательных проблем вечерней школы. Но если некоторые препятствия (например, введение дополнительных штатных единиц) можно убрать с пути благодаря энтузиазму и упорству руководства и педагогов школы, то, увы, решение других вопросов зависит от воли вышестоящих инстанций. Например, многие специалисты-практики считают, что для вечерних школ необходимо разрабатывать особые программы, а в классе должно обучаться не более 15 человек: состав и уровень подготовки «вечерников» настолько пестрый и разношерстный, что даже разделение их по коррекционным, профильным и другим классам не позволяет решить проблему до конца.

Однако начальник Департамента общего среднего образования Минобразования Маргарита Леонтьева категорически заявила о том, что вечерняя школа имеет статус общеобразовательной, а значит, должна осуществлять свои задачи на равных с дневной, то есть в тех же точно условиях: программы, стандарты, наполняемость классов будут одинаковыми и там, и там.

Правда, на прошлогодней коллегии шла речь об издании специальной учебной литературы для вечерних школ, в значительной мере рассчитанной на самообразование и снабженной добротным справочным, контрольным и методическим аппаратом. Таким образом можно было бы в какой-то степени ликвидировать многочисленные пробелы в знаниях учащихся вечерних школ. В текущем году проблема с учебниками так и осталась нерешенной, но если даже ее удастся сдвинуть с мертвой точки в ближайшем будущем, то, по словам Маргариты Леонтьевой, рассчитывать на такое разнообразие учебников, как в дневной школе, пока бесполезно. Может быть, одним из способов решения проблемы станет использование в вечерних школах новых учебников для сельских школ, также рассчитанных на различные уровни подготовки учащихся.

Новую головную боль получат директора вечерних школ и благодаря очередному положению Минобразования об итоговой аттестации, согласно которому никакие болезни не являются законным основанием для освобождения подростка от сдачи выпускных экзаменов. По свидетельству руководителей вечерних школ, из года в год примерно четверть их воспитанников по состоянию здоровья не могут сдавать выпускные экзамены. Но министерство твердо стоит на своем, утверждая, что для инвалидов и больных можно в порядке исключения перенести сроки сдачи экзаменов. (То, что при этом молодой человек потеряет год для поступления в другое учебное заведение, по-видимому, не волнует чиновников от образования.)

Наконец, директорам вечерних школ предстоит продумать структурные изменения в связи с перспективой введения 12-летнего обучения. Сегодня старшая ступень обучения в вечерней школе составляет три года (с 10-го по 12-й классы). Следует ли менять существующее положение или оставить все как есть – директора пока не готовы ответить на этот сложный вопрос. Сегодня ясно одно: введение 12-летки потребует не только содержательных инноваций (Минобразования уже подготовило проект «Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе»), но также иных методик преподавания и организации профильных классов.

Какие бы реформы ни ожидали нашу школу в обозримом будущем, вечерняя школа будет востребована до тех пор, пока лихорадит наше общество, переживающее не только экономический, но и постепенно набирающий обороты демографический кризис. Впрочем, то и другое тесно взаимосвязано. Сегодня в некоторых дневных школах открываются вечерние классы – для того чтобы обеспечить нагрузкой учителей.

Так что вечерние школы остаются открытыми. Как говорится, еще не вечер...

Ольга Дашковская

Рейтинг@Mail.ru