Доктрина
образования –
роскошь или средство передвижения?
Сегодня о ней говорят все. Горячие
темы из области образования типа
двенадцатилетки, единого образовательного
пространства, стандартов и тому подобного робко
отошли на вторые роли и предлагаются к
обсуждению в рамках той же доктрины.
Да что она, в конце концов, из себя представляет
на самом деле? Панацею от всех проблем российской
школы? Возможность помечтать о будущих временах?
Погрустить о временах прошедших? Это
конструктивный проект или деструктивный миф?
Пессимисты напоминают: о реформах образования
говорят там, где нет и не будет денег. Оптимисты
видят в российской Национальной (или
государственной) доктрине образования зародыш
долгожданной национальной идеи. Прагматики,
отмечая определенную незавершенность доктрины,
видят в ней рабочий инструмент – непременно
утвержденный актом государственной власти
документ, определяющий статус образования в
обществе, цели, ценности и пути его развития на
стратегическую перспективу.
Мы предлагаем читателям подборку мнений
специалистов, тяготеющих к прагматичной оценке
роли Национальной доктрины образования.
С участниками совещания руководителей
образования субъектов Российской Федерации
беседовали наши корреспонденты.
Владимир
ШАДРИКОВ, заместитель министра образования РФ:
– 104 федеральных министерств и
ведомств откликнулись на текст доктрины, и мы
можем говорить уже о вполне определенном
восприятии Национальной доктрины
общественностью. Подавляющее большинство
отзывов положительно оценивают текст доктрины,
но имеется большое число предложений и
замечаний. Комиссия, работавшая над этими
предложениями, обобщила их, это примерно 150
страниц замечаний и предложений. Отобрали 50
предложений и замечаний, и на рабочей комиссии 30
из них были внесены в текст доктрины. И мы
продолжим обсуждение до всероссийского
совещания в январе нового года в Кремле, где
будет решаться судьба этого важного документа.
Позволю себе небольшой комментарий.
Первое. Почему Национальная доктрина?
Консолидация народов России,
гармонизация межэтнических отношений являются
одной из перспективнейших задач, которая стоит
сегодня перед государством, перед политиками и
перед системой образования России. Это
стратегическая задача.
Вторая стратегическая идея доктрины –
идея развития демократического образования.
Создание равных стартовых возможностей для всех
граждан через доступное образование, что
является основополагающей чертой демократии.
Государство не должно снимать с себя
ответственность за полноценное образование
гражданина.
Не могу согласиться с мнением Минюста,
который пишет, что положения доктрины носят
декларативный характер и не содержат основы для
формирования новой нормативной базы. Для того
чтобы такую базу сформировать, нужно принять не
один закон. Мы, например, не раз говорили о
бесплатности обучения. Но кто хоть один раз
сказал, что мы понимаем под бесплатным обучением?
Включаются ли туда бесплатный учебник, питание,
форма? Общие слова произнесены, но они не
зафиксированы в современных нормативных
документах, а старые документы начинают
размываться путем остаточного финансирования, и
здесь колоссальный простор для деятельности в
плане законодательного обеспечения образования
в нашей стране.
Таким образом, конструкция доктрины в
том, чтобы связать воедино обязанности
образования и обязанности государства перед
образованием. Расчеты показывают: чтобы
реализовать цели, прописанные в доктрине,
необходимо выделить около шести процентов от
национального валового внутреннего продукта.
Это вполне посильно для национального бюджета,
для этого доктрина должна быть принята в форме
закона.
Иван МЕЛЬНИКОВ,
председатель Комитета по образованию и науке
Госдумы РФ:
– Сейчас в судьбе доктрины
наступил очень важный этап – этап ее широкого
обсуждения. Мы обсуждали ее на общественном
Совете при Комитете по науке и образованию
Государственной Думы РФ, участвовали
представители тридцати регионов. Все
приветствуют появление этого документа и
считают, что представленный проект можно взять
за основу. Но не стоило бы и затевать всю
работу над доктриной, если финансирование
системы образования, оплата труда
педагогических работников не будут подкреплены
законодательно.
Валерий
СУДАРЕНКОВ, губернатор Калужской области,
председатель Комитета Совета Федерации по науке,
культуре, образованию, здравоохранению и
экологии:
– Я в одном лице представляю и
руководителей регионов, и парламентских
законодателей. Отсюда некоторое раздвоение.
Что важно для губернатора? Есть ли у
школы бюджет, как он исполняется, есть ли
взаимодействие между муниципальными
образованиями и субъектом Федерации? Учителя
сегодня поставлены в совершенно разные условия и
по уровню оплаты труда, и по занятости,
защищенности. Мы практически каждое заседание
Совета Федерации начинаем с того, что один из
регионов, а то и два-три заявляют, что в его
регионе учителя бастуют, не получают заработную
плату шесть и более месяцев. Я не говорю уже о
дурной традиции, когда в апреле Совет Федерации
ежегодно начинает обсуждать вопрос об отпускных
для учителей. И в сельском образовании, и в
городском, и в среднем, и в профессиональном
проблемы схожи. Впервые мы начинаем работать
в одной упряжке – Минобразования, Госдума и ее
Комитет по образованию, Совет Федерации и его
профильный комитет. Мы решаем проблемы
образования в согласованной технологии, чего
раньше не было. Доктрина образования – один
из примеров тому.
Понимаю, что принять этот документ в
форме закона будет не так просто. Придется
изыскивать средства, придется менять 15—20
законов.
Делать паузу между принятием доктрины
и принятием развивающего ее законодательства,
наверное, неправильно. По существу, уже сегодня
надо работать и по доктрине, и по
законодательству. Я хотел бы призвать вас не
уступать ни одного слова и ни одной цифры из того
документа, который разработан сегодня. От этого
документа зависит, будет ли образование
развиваться или будет деградировать. Если мы
уступим, то предадим свое будущее.
Александр
ЦЫБУЛЬСКИЙ, начальник Управления образования
администрации Магаданской области:
– Как вы оцениваете
Национальную доктрину образования?
– Считаю этот документ почти
образцовым. Он емкий, изложен простым, доступным
языком и, самое важное, рисует реальные
перспективы образования. В нем, конечно, есть
несколько политических, скажем так, изъянов.
Первое – это продолжение курса на разделение
бюджета образования: федеральный, региональный,
муниципальный. Я думаю, что есть
необходимость консолидировать все эти бюджеты
по типу пенсионного фонда.
– Почему вы так считаете?
– Потому что сейчас под угрозой именно
муниципальное образование. Если не хватает денег
на все, то экономят прежде всего на том, что не
очевидно страдает. Закрывают третью ступень в
школе – 10–11-е классы, поскольку и по Конституции,
и по Закону «Об образовании» мы обязаны каждому
гражданину обеспечить бесплатное общее
образование. Вот и происходит утеря, особенно в
отдаленных селах, старших ступеней образования.
Надо не распылять, а консолидировать средства
под контролем, скажем, Министерства образования.
Вот один из нерешенных аспектов.
Второй – продолжается унификация
подходов к региональному образованию. А мы такие
разные – нас 89 субъектов Федерации. Скажем,
Чеченская Республика, освобожденные районы.
Нужно срочно выделять средства на
восстановление школ, на пополнение кадров, на
обеспечение материальной базы образования. Свои,
тоже острые и неотложные проблемы и у Северов,
где мы потихоньку становимся «невыездными».
В политическом плане доктрина должна
предусматривать индивидуализацию работы с
субъектами Федерации. В Магаданской области
наш Совет по образованию возглавляет губернатор.
Но это, пожалуй, единственный пример, когда
первый руководитель исполнительной власти на
месте берет в свои руки координацию деятельности
по образованию в регионе и власть в регионе не
обезличена.
– Сроки реализации доктрины вас не
смущают?
– Я думаю, доктрина правильно
рассчитана по срокам. Нельзя слишком надолго
растягивать решение задач, которые уже стоят
перед системой образования. Иначе мы потеряем
целое поколение. Доктрина, кстати,
рассчитана на срок взросления поколения. Это
правильно, это обнадеживает.
Зоя НАЙДЕНОВА,
председатель Комитета образования
правительства Ленинградской области:
– Согласна: обсуждение
доктрины – архиважное дело. Мне посчастливилось
еще в июне 1998 года участвовать в парламентских
слушаниях по этому документу. Надо сказать, что
этот документ улучшается, развивается
эволюционным путем.
Мы, управленцы, смотрим на этот
документ с большой надеждой. Ждем, что он сможет
поправить дела в российском образовании. Вот
некоторые цифры социального паспорта детства
Ленинградской области. 77,9 процента детей в нашей
области – это дети, которые требуют сегодня
социальной поддержки государства. 19,7 процента
детей – это дети безработных родителей. За
последние пять лет количество детских домов
увеличилось в два раза. Даже в военное время их
было меньше. 29,7 процента детей стоят на
диспансерном учете.
Через призму этих цифр можно понять и
увидеть, какой важности документ мы обсуждаем.
Его принятие поможет нам, управленцам,
избавиться от комплекса неуверенности в дне
грядущем. Приоритеты, которые расставлены в
этом документе, позволяют нам определиться и
более четко прогнозировать развитие
региональных систем образования.
Хотелось бы подчеркнуть, что документ
в полной мере базируется на исторических
традициях педагогической концепции развития
образования в России. Это еще один аргумент в
пользу национального характера доктрины.
В доктрине нашли отражение
современные образовательные потребности,
определены приоритетные направления (правового,
демократического и социального характера)
образования и воспитания граждан.
Отмечая высокую значимость доктрины,
тем не менее считаем целесообразным
акцентировать внимание на следующих положениях.
Первое – при определении целей и задач
образования ведущей должна стать идея
разработки государственного образовательного
стандарта как фактора, призванного обеспечить
сохранение единого образовательного
пространства. Второе – гарантии возможности
непрерывного образования личности. Третье –
здоровье нации. Разве бывает большая
трагедия, чем плохое здоровье ребенка?
Вступая в XXI век, мы должны знать ответ
на главный вопрос: есть ли будущее в собственной
стране у нашей молодежи?
Любовь КЕЗИНА,
начальник Комитета образования правительства
Москвы:
– Москва и наш Комитет
образования, педагогическая общественность
столицы поддерживают идею Национальной
доктрины. На обсуждениях, проходивших в
педагогических коллективах столицы, а также на
коллегии нашего Комитета образования мы в
основном согласились с тем проектом, который
есть на сегодня. Однако еще раньше мы создали
рабочую группу, которая внесла ряд дополнений в
проект, и передали их в комиссию, которая
работает сейчас с замечаниями регионов по
Национальной доктрине образования (НДО). Я
считаю, что НДО необходима, что она сможет
привлечь внимание российского общества к нуждам
народного образования.
Виктор НОВИКОВ,
директор Департамента образования и науки
администрации Тюменской области:
– Раньше мы не имели такого
документа. А он необходим. Мне по душе такая
запись: «Принятие нормативных правовых актов,
противоречащих доктрине, в том числе снижающих
уровень гарантий прав граждан в области
образования и уровень его финансирования, не
допускается».
Так что, надеюсь, принятие доктрины
упорядочит все законодательство – и
образовательное, и необразовательное – в рамках
единой стратегии образования. Такой документ
нужен, думаю, его надо принимать.
Виктор ФИЛИМОНОВ,
директор Департамента образования и науки
правительства Калужской области:
– Этот документ выгодно
отличается от всех предшествующих, потому что в
нем сфокусировано внимание на узловых,
актуальных проблемах. Документ является
результатом делового сотрудничества
законодательной и исполнительной власти. Это
вселяет надежду на то, что он может быть
реализован. Конечно, этот документ нуждается
еще и в третьем компоненте – поддержке
общественности, сейчас от этого многое будет
зависеть. Есть определенный скепсис у
педагогов на местах, он был порожден
предшествующими, сыроватыми вариантами
доктрины. Недоверие можно преодолеть в рамках
широкого обсуждения доктрины. Такое обсуждение
будет полезно и нам, и доктрине.
Владимир БАЦЫН,
начальник Управления региональной
образовательной политики Министерства
образования РФ:
– Ваша оценка Национальной
доктрины образования?
– Поскольку я сам вхожу в комиссию по ее
разработке и знаю не понаслышке, какие страсти
кипели при ее написании, воздерживаюсь от
какой-то общей оценки. Скажу только одно – такой
документ безусловно нужен. Он определит как
перспективу развития образования, так и принципы
развития образования в России на среднесрочную
перспективу, а по нынешним временам можно
сказать – на долгосрочную. Это стратегический,
по сути дела, документ.
И очень большие надежды мы возлагаем
на здравый смысл работников образования, которые
сегодня имеют возможность принять активное
участие в обсуждении и, следовательно, доработке
этого документа. Коллективный разум может только
укрепить, улучшить доктрину, в этом ее специфика.
Радует, что приблизительно
половина субъектов Федерации прислала свои
официальные заключения. В абсолютном
большинстве случаев отклики положительные,
одобряющие саму идею доктрины.
Вера РЫБАКОВА,
председатель Департамента образования
администрации Ярославской области:
– Мне трудно говорить о
доктрине как бы со стороны, потому что я
участвовала в ее разработке и знакома со всеми ее
вариантами досконально. Вариант, который сейчас
предлагается, реальнее и компактнее, чем все
предыдущие. Считаю, что доктрина нужна, она
должна быть, но требует доработки. Думаю,
совет с региональной общественностью поможет
устранить те шероховатости, которые нам сегодня
видятся в доктрине.
Леонид ГУБЕНКО,
начальник Управления образования правительства
Еврейской автономной области:
– Национальная доктрина
необходима и для школы, и для министерства, и для
государства. Да и всему обществу необходима
точка отсчета в развитии национального
образования — это обязательства перед
народом, возведенные в ранг Закона.
Галина ЧЕРНОВА,
и.о. министра образования Чувашской Республики:
– Очень многие вещи, внесенные
в проект доктрины, совпадают с тем, что уже
наработано в регионе. А это хороший признак,
свидетельствующий, что доктрина создавалась
людьми, которые знают жизнь и ситуацию в
регионах. Мы, честно говоря, настороженно
начинали в педагогических коллективах
обсуждение доктрины – мало ли было у нас
обещательных документов? Но, проработав текст,
пришли к выводу, что цели и задачи доктрины
предложены грамотно и профессионально. Мы пришли
к выводу, что государство вновь повернулось
лицом в учительству, к школе, раз пытается
создать такой документ.
У нас было много пожеланий,
предложений, но основной вывод обсуждения –
следует как можно скорее доктрину принять. Много
вопросов было бы снято, если бы мы знали: как
реально предполагается осуществить доктрину?
Какова ее материальная база? Каковы рычаги ее
реализации? Хотелось бы знать, какие этапы
доктрины будут реализованы раньше 2025 года, каким
будет организационно-финансовый механизм
образования. Мы в регионе разрабатываем свои
схемы, они функционируют, решают отдельные
проблемы школы, но хотелось бы, чтобы вся цепочка
финансово-управленческого механизма работала
слаженно и на федеральном уровне.
Очень важно, что доктрина пронизана
идеей многонациональности. Приняв доктрину, мы
наконец можем договориться, определиться и
утвердить общее понимание пути, по которому в
новом веке пойдет российское образование.
Владимир АВЕРКИН,
председатель Комитета по образованию
Новгородской области:
– Если у нас будет доктрина,
выражающая интересы образовательного
сообщества России, у России появится
прогнозируемое будущее.
Беседовали Анна КУЗНЕЦОВА,
Юлия КЛЯГИНА, Наталья КОЛТУНОВА. Фото А.
Кузнецовой