Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №44/1999

Архив

Новая старая школа

То, что состояние зданий российских школ оставляет сегодня желать лучшего, – ни для кого не секрет. Как и то, что средств на их капитальный ремонт в регионах практически не выделяется. Пожалуй, одна из самых известных за последнее время программ реконструкции школ довоенной постройки разработана была не так давно в Москве. А как же с этим обстоят дела в регионах?

Удивительно, но несмотря на все объективные трудности нынешнего времени в нашей жизни иногда случаются чудеса. Одним из таких чудес можно назвать проект «Поддержка региональной социальной инфраструктуры». Его осуществляет в Новосибирской области вот уже в течение пяти лет областная администрация и Сибирский фонд социально-экономических проектов. Благодаря ему учреждения образования города и области обретают крышу над головой в буквальном смысле этого слова, директора школ избавляются от нервотрепки и головной боли, связанной с ремонтом зданий, а дети получают вместо старой, полуразвалившейся школы светлые классы, уютные актовые залы и просторные коридоры в школе новой, реконструированной.

Подробнее об этом проекте, его осуществлении, трудностях, с которыми приходится сталкиваться, и о его результатах рассказывает сегодня читателям «УШ» генеральный директор Сибирского фонда социально-экономических проектов СалоR Семенович ГУЗНЕР.

 

– Расскажите, пожалуйста, о сути проекта «Поддержка региональной социальной инфраструктуры» в части, касающейся системы образования.

– По этому проекту наш фонд работает в Новосибирской области с 1994 года. Собственно, тогда же и был создан фонд. Проект состоит из четырех компонентов: образование, здравоохранение, водоснабжение, управление финансами – и реализуется исключительно на принципах займов. Кроме нашей области, такой проект на территории России существует еще и в Ростовской области.

Итак, аспект образования. Здесь можно выделить несколько частей. Прежде всего – это инвестиционная составляющая. Ее суть в том, что подавляющая часть средств, выделяемых в рамках проекта по линии образования, идет исключительно на капитальный ремонт и реконструкцию школ и школ-интернатов Новосибирска и области. Вторая часть связана с совершенствованием системы управления школьными зданиями, с сохранением отремонтированного фонда в аккуратном виде. Третья обязательная часть – обучающая. Главная цель ее цель – научить руководителей управлений образования, директоров и завучей школ грамотно и профессионально решать вопросы, связанные с эксплуатацией зданий, с рациональным их использованием. Ведь все экономические перемены, которые происходят в нашем обществе в последние годы, доказывают, что директору школы сегодня нельзя не быть хозяйственником.

Школа № 3 в Каргате. Без капитального ремонта здание школы простояло 37 лет.

К сожалению, эта идеальная схема, изначально заложенная в проекте, к настоящему времени претерпела некоторые изменения. После прошлогоднего кризиса 17 августа мы пересмотрели портфель проекта и сократили заем. Нам пришлось пока пожертвовать обучением директоров. Но тем не менее, мы не отказались от самой идеи и предложили директорам тех школ области, которые уже реконструированы, попробовать самим разработать программу сохранения своих школьных зданий, своего школьного фонда. Пусть директора школ сами напишут, как они видят эту проблему. Возможно, потом нам удастся обобщить их опыт, что-то добавить к нему и распространить его.

– Вы сказали, что подобный проект осуществляется только лишь в Новосибирской и Ростовской областях. С чем это связано?

– Немного предыстории. Дело в том, что программа реализации проекта «Поддержка региональной социальной инфраструктуры» на территории России начала разрабатываться в 1994 году на грант, выделенный правительством Японии. То есть все услуги иностранных консультантов оплачивались из гранта и России ничего не стоили. Практическая реализация проекта началась в России и, в частности, в Новосибирской области в 1996 году уже на кредиты Международного банка реконструкции и развития (МБРР). А до этого, в ходе разработки программы проекта, было решено выбрать из ряда российских регионов пилотные – те, где будет апробироваться схема проекта, будут реконструироваться конкретные школы. Я помню, что тогда на роль таких регионов были представлены Ярославская область, Дагестан, Орловская область и ряд других. В результате же были выбраны только две области – Ростовская в качестве экспериментальной территории для западной части страны и Новосибирская – для восточной части России. Предполагалось, что эти два региона станут центрами, вокруг которых будет расширяться сфера распространения проекта.

Здание школы-интерната в Барабинске до реконструкции (не ремонтировалось 36 лет).

– Каким образом в реализации данного проекта участвует администрация Новосибирской области? Каковы в данном случае ее отношения с МБРР, вашим фондом, школами?

– Как я уже сказал, проект реализуется исключительно на принципах займов, кредитов от Всемирного банка, точнее – от МБРР, входящего в его структуру. Все эти кредиты возвращаются Новосибирской областью и Правительством РФ. Предоставляется нам данный кредит для реконструкции школ на следующих условиях. За основу берется классическая банковская схема: 17 лет возврата средств, в том числе 5 лет льготного периода. На тот момент, когда подписывалось соглашение о займе под проект в Новосибирской области, общий период возврата займа был выбран 12 лет, в том числе 3 года льготного периода. Процентная ставка плавающая и меняется раз в полгода. В настоящее время она работает на нас. Потому что когда мы брали заем, то рассчитывали, что будем выплачивать ее из расчета 7–7,5 процентов, а этот процент сейчас на международном рынке капитала непрерывно падает – 5,8, 5,6, 5,3. Так что условия возврата займа для территорий очень выгодны. Область возвращает лишь 50 процентов от полученных средств займа, остальное – Правительство РФ.

Примерная же схема прохождения денег такова. Правительство РФ заключает соглашение с МБРР о займе для России. На условиях субзайма заключается договор между Правительством РФ в лице Минфина РФ с администрацией Новосибирской области о передаче части функций по реализации этого проекта в рамках выделенной суммы самой области. То есть в итоге распорядителем денег фактически становится уже область. После этого в соответствии с правилами Всемирного банка для реализации проекта создаются юридически независимые от органов управления структуры. Такой структурой в Новосибирске, например, является наш фонд. Далее мы действуем на основании договора, где указано, что мы работаем от имени и по поручению областной администрации. Задача нашего фонда – соблюдать громоздкие процедуры банка, следить за целевым использованием средств и управлять ходом реализации проекта. Другими словами, на нас возложены чисто исполнительские функции. Еще администрация области обязательно назначает куратора образовательного компонента. У нас им является непосредственно начальник управления образования Новосибирской области.

Итак, подведем итог. В реализации проекта участвуют: куратор проекта, глава администрации области, наш фонд, территориальная администрация, технический надзор и, разумеется, МБРР. Визы всех этих структур ставятся под документами, подтверждающими, что выполнен конкретный объем работ с удовлетворяющим всех качеством. Только после этого формируется заявка на платежи, которую подписывает глава администрации области, выступающий в качестве заказчика. Заявка направляется в Центральное бюро реализации проекта в Москву, которое занимается функциями контроля, координации и анализа проектов в Ростовской и Новосибирской областях. Это бюро напрямую проплачивает работу подрядчика, минуя все другие звенья.

Здание школы-интерната после реконструкции.

– Давайте теперь перейдем от сложной схемы финансирования к самой проблеме ремонта и реконструкции школ. Каким образом в Новосибирской области отбираются школы, в первую очередь нуждающиеся в капитальном ремонте, серьезной реконструкции?

– Это очень непростая проблема. В администрацию Новосибирской области поступают предложения и данные о состоянии школ. Все они систематизируются. А затем на основе очень жестких критериев школы ставятся в очередь на реконструкцию. Среди критериев можно назвать число учащихся в школе. То есть чем больше учащихся в данной школе, тем лучше, поскольку охватывается наибольший процент детей, получающих выгоду от этого проекта. Еще одно требование – при всей ветхости школьного здания фундамент его обязательно должен быть не разрушенным.

Вообще же, помимо проблемы отбора школ, существует еще и серьезнейшая проблема проведения тендера или же конкурсного отбора фирм, которые будут выполнять реальную работу – проектировать, строить, восстанавливать, красить и т.д. Этот тендер мы осуществляем по правилам, которые нам диктует МБРР. Суть этих условий состоит в том, что мы должны организовать открытый конкурс на все виды деятельности – проектирование, нахождение подрядной организации, осуществление технического надзора. То есть каждый свой шаг мы согласовываем с банком. И тут все очень жестко выстроено.

– Сало Семенович, сколько школ в Новосибирской области реконструировано начиная с 1996 года и что предстоит сделать в ближайшее время?

– В прошлом году в Новосибирске после капитального ремонта открылась школа № 170, в этом году сданы школа № 3 в Каргате, школа-интернат в Барабинске и школа № 13 в Новосибирске. До конца этого года распахнут свои новые двери Аэрокосмический лицей Новосибирска и школа-интернат в поселке Мошково. Кстати, стоит отметить, что во всех реконструируемых школах до сегодняшнего дня ни разу не проводился капитальный ремонт. Так, например, в школе-интернате Барабинска капремонта не было 36 лет, а в Аэрокосмическом лицее Новосибирска рука ремонтников и строителей не притрагивалась к стенам и вовсе 42 года!

Статья подготовлена при поддержке финансово – информационного портала "TOP10credit.Ru". Если вы проживаете городе герое Волгограде и решили взять кредит, но не знаете где, то финансово – информационный портал "TOP10credit.Ru" поможет в этом вопросе. На сайте, расположенном по адресу "www.Top10Credit.Ru", вы сможете получить информацию о том, как получить кредит наличными в Волгограде. Всю интересующую информацию вы сможете найти на сайте.

Что касается наших планов. Недавно мы получили разрешение Международного банка реконструкции и развития на проведение капитального ремонта школ в Бердске, Сузуне, Ордынске. Закончен на сегодняшний день также тендер на школу-интернат в Колывани, где совсем скоро начнутся ремонтные работы. И скоро состоится тендер на реконструкцию новосибирского детского дома № 6, после чего начнутся работы и там. Если говорить в целом, то сейчас у нас осталось в проекте 17 школ в Новосибирске и области. Из них 16 требуют капитального ремонта и реконструкции, а 17-й объект – это проектирование совершенно новой школы для слабослышащих детей.

Рейтинг@Mail.ru