Владимир ЖУЛЁВ
Музей азбучных
истин
Время, когда, чинно
сложив руки на парте, дети повторяли за учителем
утратившие свой первозданный смысл «АЗ», «БУКИ»,
«ВЕДИ», проходит. Но как бы интенсивно ни
развивались наука, культура и образование,
процесс постижения «азбучных истин» всегда
будет оставаться актуальным.
Наш корреспондент побывал на выставке,
демонстрирующей не только одну из современных
форм подготовки детей к школе, но и вовлекающей в
этот процесс детей средней и старшей школы.
Возможно, этот опыт особенно привлечет внимание
руководителей УВК.
«Волшебный
букварь»
В Москве ежедневно
открываются десятки всевозможных выставок, в том
числе и книжных. Но выставку, на которой можно
было увидеть такое количество различных
букварей и всего, что связано с азбукой, лично я
увидел впервые.
Вот уже более десяти лет музейный
педагог Татьяна Александровна Шакутина собирает
коллекцию азбук, букварей и всего того, что так
или иначе сопутствует постижению азов
грамотности детьми всех времен и народов.
В «Волшебном букваре» (а именно так
называется выставка) из более чем семисот
собранных Татьяной Александровной экспонатов
смогла разместиться только их небольшая часть. К
тому же выставка не является самоцелью, она
представляет идею, которую всячески
пропагандируют Шакутина и ее соратники.
А по их замыслу «Волшебный букварь»
должен стать многофункциональным проектом,
способным решать в увлекательной, интерактивной
форме как образовательные, так воспитательные
задачи. Благодаря идее активного использования
азбуки и всего, что связано с нею, в развивающей
среде данного проекта могут быть соединены музей
и театр, игра и урок, веселый конкурс и тест на
готовность ребенка к школе.
Как утверждает автор проекта –
Татьяна Александровна Шакутина, подобное
начинание легко осуществимо и в детском саду, и в
школе, и в учреждениях дополнительного
образования.
Наиболее эффективно этот проект может
быть использован в условиях УВК, где средние и
старшие школьники, имеющие склонность к занятиям
с младшими детьми и к внешкольной творческой
работе, могли бы вести подготовку дошколят к
школе в рамках всевозможных интерактивных
игровых проектов, проводимых в школьном музее
«Волшебный букварь».
Алфавит
ароматов
Основной задачей деятельности музея
должно стать развитие познавательно-поисковых
свойств личности малышей.
В качестве примера Татьяна Александровна
рассказала о знакомстве детей с буквами через
демонстрацию им элементарных свойств предметов
и материалов. Причем этот нехитрый «фокус»
способен подготовить и продемонстрировать любой
старшеклассник. На одну чашу аптекарских весов
кладется, например, металлическая буква «Б»,
покрашенная в белый цвет. А на другую чашу –
гораздо большая по размеру белая буква «Б»,
вырезанная из пенопласта или склеенная из
бумаги. Неожиданный результат взвешивания
создает прецедент не только для многократного
повторения названий букв, но и вызывает у малышей
желание подержать в руках и как следует
рассмотреть их трехмерные образцы. Затем юный
экскурсовод музея может предложить детям
потрогать и взвесить в ладошках разнокалиберные
буквы «М», акцентируя внимание детей на том, что,
хотя все эти буквы изготовлены из разных
металлов, самая красивая – отполированная,
сделанная из меди. То есть из металла, название
которого тоже начинается на букву «М».
В музее Шакутиной есть, например,
наборы букв, расписанные в технике различных
народных промыслов. Поэтому, кроме освоения
азбуки, ребенок получает первые представления о
народной культуре.
Чтобы максимально задействовать
детское восприятие, Татьяна Александровна
составила даже «Ароматический букварь», в
котором каждая буква напоминает о легко
узнаваемом запахе. Жасмин, сирень, роза, мята и
многие другие, знакомые с детства приятные
запахи позволяют малышам в очень короткое время,
играючи, освоить азбуку.
В музее есть свой маленький кукольный
театр, в котором присутствуют такие персонажи,
как Букваренок, Цыфренок и Фея Азбуки, для
которых Татьяной Александровной написаны
небольшие обучающие детские пьески.
Помимо этих символических кукол, в
театре живут все буквы города Букваринска,
каждая из которых имеет свой собственный
запоминающийся образ, связанный с формой ее
начертания. Например, «А» – Арлекин, «Б» –
Балерина, «Т» – Трубочист и так далее.
Татьяна Александровна готова выслать
«выкройки» всех букв русского алфавита тем, кто
пожелает открыть у себя в школе подобный
музей-игротеку.
Вообще, надо сказать, что новые идеи
для своего детища Татьяна Александровна
генерирует постоянно. Например, сейчас она
придумала и внедрила в нескольких детских садах
игру, способствующую развитию тактильного
восприятия: в тонкий непрозрачный матерчатый
мешочек закладывается деревянная буква, которую
ребенок должен определить на ощупь.
Азбука Пети
Иванова
Шакутина считает, что в таком школьном
музее целесообразно иметь небольшой раздел и по
истории письменности.
Вообще имеет смысл заниматься сбором,
реставрацией и хранением всевозможных
интересных учебных пособий и предметов учебного
быта начиная от старинных чернильниц, пеналов и
перьев, кончая постоянно пополняющейся
коллекцией современных шариковых ручек. Здесь же
уместно разместить коллекцию азбучных кубиков и
многого другого, что помогает в изучении азбуки.
Старшие ребята могут попробовать
собрать в таком музее автографы местных
знаменитостей и, проведя собственную
графологическую экспертизу, по почерку
определить характер его обладателей – через
индивидуальное написание букв алфавита каждым
из респондентов.
Хорошо иметь в таком музее раздел под
названием «Жизнь замечательных детей». Там в
алфавитном порядке могут быть размещены детские
портреты известных писателей, художников,
музыкантов и ученых – с небольшими рассказами о
том периоде жизни, когда они постигали азбучные
истины.
Кроме того, любая школа может создать
свой собственный букварь, в котором каждая буква
будет проиллюстрирована символическими
предметами или достопримечательностями,
являющимися своеобразным лицом данной местности
или региона.
Можно объявить в школе конкурс на
создание лучшей личной азбуки. И затем, рядом с
Азбукой Толстого, вывесить Азбуку какого-нибудь
Пети Иванова, победившего в конкурсе в таком-то
году. Пусть ребята увидят, с какими образами
ассоциируются те или иные буквы в разные годы.
Ведь для ребенка, каждодневно наблюдающего на
телеэкране, как рамой называют то, что намазывают
на хлеб, «мама, моющая раму» на картинке в
букваре, будет уже не столь очевидна, как это было
несколько лет назад.
В музее можно создавать постоянно
действующие и сменные выставки детских рисунков,
всевозможных поделок и художественных изделий,
которые заведомо создавались с учетом их буквального
значения. Эта выставка может называться «Обо
всем – БУКВАЛЬНО». В рамках выставки можно также
проводить конкурсы алфавитов из пластилина,
бумаги или дерева. Можно даже вышить алфавит на
школьном знамени, гербе или рушнике, с которым
встречают дорогих гостей.
Татьяна Александровна рекомендует
выделить в таком музее местечко для всевозможных
диковинок, которые способны удивить воображение
ребенка. Ими могут быть, скажем, зуб кашалота,
красивая морская раковина или какой-нибудь
знакомый, но старинный предмет. Одним словом,
здесь могут быть собраны предметы, которые своей
формой, лаконичным названием или какими-то
другими свойствами помогают дошкольникам легче
запомнить те или иные буквы.
Поскольку деятельность «Волшебного
букваря» находится на стыке образования и
культуры, Татьяной Александровной разработана
целая серия образовательных спектаклей или
уроков-сказок. Ей принадлежит целый ряд таких
известных сценариев, как «Волшебный букварь»,
«Урок искусства и добра», «Сказки дедушки
Книгочея», «Приключения Букваренка и Цыфренка».
Сейчас Татьяна Александровна пишет
для своего музейного театра мюзикл, в котором
будут фигурировать все наиболее известные
сказочные персонажи.
Когда в декабре первоклассники
закончат изучение букваря, в его честь, как
всегда, будет устроен праздник. А еще «Волшебный
букварь» устраивает выпускные балы в детских
садах и «Праздник посвящения в первоклашки».
Преодоление
Татьяна Александровна полагает, что
одним из принципиальных условий реализации
данного проекта является детское управление
деятельностью музея.
В музее для детей должны работать дети
и они же должны делать экспонаты. Причем, по
мнению Шакутиной, деньги на организацию можно
было бы получить в местном Управлении по труду и
занятости, которое официально занимается
занятостью молодежи и имеет соответствующие
бюджетные средства.
Она категорически против того, чтобы
все это в итоге оказалось заперто в методическом
кабинете. Татьяна Александровна настаивает на
том, чтобы в таком интерактивном музее-театре
помимо дирекции, состоящей из взрослых, была бы и
детская дирекция, без согласования с которой не
принималось бы ни одно решение, связанное с
жизнью музея.
К сожалению, за неимением постоянного
места жительства музею, руководимому Шакутиной,
приходится постоянно гастролировать из одного
выставочного зала в другой. А это, разумеется,
дается не легко.
Но пока преодолевать подобные
проблемы ей помогает Гуманитарный центр
«Преодоление», объединяющий инвалидов
творческих профессий. Кроме этого, Шакутина
получает поддержку в Ассоциации музейных
педагогов, руководимой Еленой Гавриловной
Вансловой.
Ну, а Шалва Александрович Амонашвили
уже несколько лет осуществляет научное
консультирование авторов «Волшебного букваря».
В свою очередь авторы проекта готовы на
общественных началах консультировать любую
образовательную организацию, заинтересованную в
создании на своей базе подобного интерактивного
музея.
Тел. Общественного детского
образовательно-досугового
центра-музея «Волшебный букварь»:
(095) 148-34-45.