Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №40/1999

Архив

Самые почетные гости

Если вам, читатель, когда-нибудь приходилось менять место работы, вы помните свои переживания перед выходом на новое место службы. Как встретят, каков коллектив, как сложатся отношения с коллегами. Эти вопросы порою не дают сомкнуть глаз накануне первого дня. А теперь представьте, что испытывает ребенок перед школой в свои семь лет.

Унего пока нет никакого опыта выстраивания правильных отношений в чужом, незнакомом коллективе. А ведь его еще ждет «строгая» учительница. А учиться надо только хорошо, чтобы приносить домой одни пятерки. Словом, страшно аж жуть. Неудивительно, что именно первые шаги первоклассника, как считают специалисты по детской психологии, во многом определяют его дальнейшее ролевое поведение и, как следствие, закладывают основы всей дальнейшей учебы. Зажался малыш на первом уроке, показался учителю «средненьким» – не исключена возможность закрепления надолго за ним этого положения. И как определить, что в этом молчуне и тихоне скрывается будущий Лобачевский или Белинский.

Как же помочь в адаптации малышей?

Директор гимназии Любовь Викторовна Маслова открывает торжественную линейку, посвященную Дню знаний.

1-й Мытищинской гимназии решили не ждать первого сентября или набора детей в классы, а пойти к ним на целый год раньше. Благо что идти совсем недалеко: в непосредственной близости от здания гимназии расположены три детских сада. Они-то и стали «базовыми» детскими учреждениями, с которыми давно уже налажены добрососедские прочные отношения. Польза от этого общая: учителя первых классов заранее знакомятся со своими будущими учениками, узнают их способности, возможности, привычки и уровень развития. Процесс знакомства упрощен: в каждом коллективе детского сада на ребенка загодя заводится специальная «карта развития ребенка», где подробно описаны показатели его умственного, физического, социального развития. Сведений так много и они столь многоплановы, что можно довольно точно предположить, как ребенок будет вести себя на уроке, усваивать материал, кому потребуется дополнительное внимание, а кто – напротив привык больше работать самостоятельно. «Карта развития» столь подробно воспроизводит нюансы каждой личности, что создается впечатление: по ее данным несложно узнать ребенка в группе только по его внешнему описанию. Судите сами: раздел физического развития включает такие подробности об осанке ребенка: «плечи расправлены». А вот и данные о манере держаться в коллективе: «взгляд прямой», «мимика живая». Хоть садись и пиши словесный портрет. Поверьте, это все не лишние детали, а основы для работы педагогов, без которых невозможен творческий контакт во время обучения. Внимательно изучить и проработать каждую карточку стоит времени, но все это c лихвой окупается впоследствии. И это огромное подспорье учителю, к которому через год придут эти Коли и Наташи в класс. Учитель экономит массу времени на первые часы знакомства: оно уже состоялось заочным образом. И педагог знает, что Саша, согласно его анкете, легко «строит связный рассказ» и «использует обобщающие слова». А вот с Алешей придется немного повозиться, поскольку он пока еще затрудняется «составить предложение из разрозненных слов».

По этому поводу небольшое и грустное отступление.

«К сожалению, такие дети сегодня тоже не редкость, – говорит заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе начальной школы Вера Сергеевна Муратова. – Конечно, это не садовские дети, а те, что, как говорится, приходят « с улицы». Не секрет, что сегодня далеко не каждые родители в состоянии отправить своих малышей в ясли или сад. В результате мы получаем до 30 процентов детей, которые сильно отстают в своем развитии. С ними приходится дополнительно работать, но что делать. Наши учителя готовы встретить и обучить и таких детей».

Для них, пояснила завуч, гимназия проводит задолго до начала учебного года дополнительные занятия. Малыши приходят в классы, знакомятся со своими будущими учителями, получают первые, так сказать контурные, сведения о том, чему их будут учить на следующий год. Разумеется, эти «установочные лекции» не восполнят пробел детсадовского образования, но все же в некоторой степени облегчат процесс адаптации. Если на такие предварительные уроки приходят родители – а это не только приветствуется, но и ставится в условие, то им учитель объясняет, чему следует обучить детей до прихода в школу, с тем чтобы они не сильно отставали от своих сверстников.

Итак, малыши приходят в школу на свои первые «тренировочные» уроки. Их уже ждут, и приходят они не в первый попавшийся класс, а именно к тем преподавателям начальных классов, у которых будут впоследствии учиться. Являются они не просто гостями, а самыми настоящими учениками. Встречают их приветливо, да как может быть иначе, если чуть ли не половина класса – их бывшие знакомцы по детскому саду. В буквальном смысле однокашники – то бишь ели одну кашу из садовского котла. Теперь их старшие товарищи чинно сидят за партами и учатся. Не беда, через год и они тоже наденут форму, а пока их любезно рассаживают по партам «в середку», третьими. И вскоре они отвечают наравне со всеми на вопросы «настоящичьей» учительницы. Отвечают бойко. Пусть пока в журнал им оценки не ставят, однако первые навыки общения с педагогом они получают в полном объеме.

Столь же тесные и полезные контакты, которые продолжаются уже не первый год, заставили и педагогический коллектив гимназии подкорректировать свой учебно-методический процесс с таким расчетом, чтобы сохранить эту преемственность не формально, а с пользой для всех. Например, во многих сильных коллективах детских садов в старших группах начинают – и довольно успешно – изучение иностранного языка. А в гимназии язык раньше начинался только со второго класса. Но ведь язык как танцы: чтобы знать хорошо – надо каждый день упражняться, и малейший разрыв, да еще в столь юном возрасте, безусловно сводил на нет усилия по обучению малышей в саду. Пришлось гимназии уже самой подтягиваться до уровня своих «кандидатов» и перестроить процесс обучения таким образом, чтобы малыши не теряли год, а продолжали обучение языку сразу, с первого класса. И польза получилась огромная: поскольку именно основы, заложенные в раннем детстве, закрепляются в памяти надежнее, неудивительно, что знание иностранных языков в старших классах гимназии не просто на весьма хорошем уровне. Уже девятиклассники пишут солидные рефераты по таким темам, как «Обычаи и народные праздники Великобритании», «Сравнительный анализ авиатехники Англии и России». И пишут их на английском языке.

Однако вернемся в классы начальные. Координировать свою работу легче, когда встречаешься часто и сообща обсуждаешь насущные задачи. Вот почему педагоги начальных классов гимназии и методисты, воспитатели и психологи детских садов регулярно проводят совместные методические советы. Здесь они обсуждают общие задачи. Эти встречи давно уже перестали носить формальный характер и проходят, как говорится, в непринужденной дружеской обстановке. Вначале все сидят за одним общим столом, заседание выглядит весьма традиционно. Но вскоре собравшиеся разбиваются по интересам и уже за чашкой чая, в обстановке более непринужденной, продолжают искать новые методы и пути адаптации малышей.

Сегодня родители крайне заинтересованы в том, чтобы их ребенок получил самое серьезное образование. И привести свое чадо в 1-ю гимназию, давно зарекомендовавшую себя как серьезное и сильное учебное заведение, считают своим святым родительским долгом. Но мамы – на то и мамы, об их опеке не зря рассказывают анекдоты. И им порою кажется, что их малыш непременно попадет учиться к...ну о-очень строгой учительнице. И потому выступают ходатаями перед завучами с просьбой записать их Танечку (она такая ранимая!) непременно к МарьИванне (я и сама у нее училась!). Но «о-очень строгих учителей» в гимназии нет. Дети это скоро узнают, но мам успокоить бывает порою сложнее. А потому их тоже приглашают на открытые уроки и совместные занятия. Малышам стараются показать в гимназии все самое интересное. Даже в бассейн им разрешается прийти поплавать, конечно, в сопровождении взрослых.

Учащиеся более старших классов (2-го и 3-го) наносят, как и полагалось в старое доброе время воспитанным гимназистам, «ответные визиты» в свои родные детские сады. Но приходят они не просто так, а помогают малышам очистить зимою территорию садика от снега. Да еще и построить чудесный зимний город с башнями и воротами и разукрасить его. Примечательно, что на эту нелегкую работу (особенно в прошлую снежную зиму) ребята идут с радостью. Еще бы, ведь их тут встречают как своих, их помощи всегда рады, а самых трудолюбивых и угостят на славу, и грамоту за отличный труд вручат, да еще и благодарственное письмо напишут и родителям и в гимназию. Даже так называемые «трудные» здесь машут лопатой на совесть, а потом еще спрашивают: когда, мол, снова пойдем малышам двор от снега чистить? Забавно, что некоторые учащиеся на вопрос, хотели бы они вернуться в детский сад насовсем, отвечают по-разному. Одни вовсе даже не против, другие – убеждены: в гимназии все же лучше, хотя бы потому, что «там не надо спать днем». И это хорошо, я имею в виду – хорошо то, что дети в самом деле на первых порах не видят резкого отличия между начальным звеном обучения и старшей группой детского сада. Значит, процесс адаптации поставлен весьма неплохо.

Эта проблема, кстати, стала главной темой обсуждения на недавно прошедшей районной конференции, в здании Департамента образования. Там собрались педагоги начального звена и методисты детсадовских учреждений. Накопленным опытом участники встречи охотно делились с теми, для кого этот вопрос пока еще не стал составляющей в их основной работе. Участникам встречи было что рассказать и даже показать друг другу, поскольку многие события и процессы, о которых речь шла выше, запечатлены на видеокассетах. Существуют также и методические пособия, помогающие в работе с детьми. И не только с детьми нормального развития, но и со слабыми здоровьем. Например, с ослабленным зрением.

Контакты учащихся начального звена и садовской детворы не ограничиваются только «трудовыми десантами» и пробными уроками. На целый год объединенный совет школы и гимназии вместе с представителями Департамента по образованию составляют единый план совместной работы. План этот выполняется с большим воодушевлением всех участников. Еще бы, ведь ребята сообща делают снежные городки, учатся расписывать самую популярную русскую игрушку – матрешку. Весною весело, с песнями-колядками провожают Зимушку-зиму, водят хороводы возле нарядной Весны-красавицы, встречая широкую масленицу. Тут и хороводы, и песни, и неизменная «куча-мала», и чего только не увидишь. Одним словом, всем весело.

А осенью на торжественную линейку во дворе 1-й гимназии приходит новая группа малышей. Им учиться предстоит еще только на будущий год, но посмотреть-то так интересно, поучаствовать во всенародном празднике – Дне знаний. Вместе с воспитателями они уже играли в специальную игру, называется «Собери портфель», и еще в одну – «Помоги маме приготовить завтрак». А еще они знают: учителя совсем не строгие, они всему их научат. А пока их будущая учительница (во-он она стоит!) встречает их старших товарищей, которые уже в третьем классе. Через год и они будут вот так же стоять, нарядные и с цветами, уже в самых первых рядах. И директор гимназии будет их поздравлять с началом первого учебного года в их жизни. Но и сегодня они знают, что они здесь не посторонние, а гости – самые почетные, самые дорогие, самые долгожданные.

Юрий Коноров

Рейтинг@Mail.ru