И все-таки оно
движется…
В Госдуме конституционным
большинством,
без единого «против» и «воздержался»,
принята в первом чтении Федеральная программа
развития образования.
Рассуждения о содержании
образования, передовых методиках, трудностях (с
финансированием, кадрами и вообще со всем
остальным) как-то незаметно почти подменили
собой ключевой вопрос: развивается или
стагнирует российское образование?
Если развивается, движется – то куда, к какой
цели? Если стагнирует – что надо делать, чтобы
вернуть поступательное движение? Оба процесса
настолько многозначны, противоречивы, нелинейны,
что простым голосованием ответа на вопрос не
получишь.
Тем не менее вектор движения определяем –
прямо выводится из степени внимания к судьбе
образования со стороны государства и общества.
При наличии достаточного внимания возникают
решения, которые в той или иной мере моделируют
движение образовательных процессов и
обеспечивают их необходимыми ресурсами.
К такого рода решениям, свидетельствующим о
динамичных подвижках в судьбе российской школы,
можно отнести Федеральную программу развития
образования. О том, как принимала
Государственная Дума РФ эту программу в первом
чтении, рассказывает наш парламентский
корреспондент Анна КУЗНЕЦОВА.
Вначале министр
образования РФ Владимир ФИЛИППОВ напомнил
депутатам историю вопроса, кратко пояснил цели и
задачи программы:
«Первое. Необходимость
принятия Федеральной программы развития
образования определена Законом Российской
Федерации «Об образовании» в редакции 1992 и 1996
годов.
Второе. Такая программа была
разработана и принята правительством еще в 1994
году. Затем правительство в 1996 и 1997 годах вносило
в программу соответствующие изменения, однако, в
основном из-за противоречий, которые были между
ветвями власти, программа не была принята
Государственной Думой. Дума не выносила на свое
рассмотрение ни один вариант этой программы.
|
Что такое Федеральная
программа развития образования? Федеральная
программа развития образования, в соответствии с
законодательством Российской Федерации об
образовании, является организационной основой
государственной политики в области образования,
которая определяет стратегию приоритетного
развития системы образования во всех
направлениях и обеспечивает ее реализацию.
Программу подкрепляют республиканские,
региональные и отраслевые программы развития
образования, которые учитывают национальные и
региональные социально-экономические,
экологические, культурные, демографические и
другие особенности и реализуют мероприятия,
отнесенные к ведению субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и
отраслевых ведомств, в соответствии с
законодательством об образовании.
Соответственно выполнение программы
обеспечивается как объемами финансовых средств
бюджетов всех уровней, необходимыми для
полноценного развития и функционирования
системы образования, так и дополнительным
целевым финансированием программы,
обеспечивающим реализацию ее мероприятий и
проектов, нацеленных на решение первоочередных
задач развития системы на основе достижений
науки и практики (инноваций). |
|
Третье. В ноябре прошлого года была
создана комиссия из представителей профильных
комитетов Государственной Думы и Совета
Федерации, Министерства образования, Российской
академии наук, Российской академии образования,
Российского союза ректоров, профсоюза
работников образования и науки, представителей
регионов и общественности. 24 июня Правительство
России одобрило Федеральную программу развития
образования России.
Хочу подчеркнуть отличие этой Федеральной
программы от любых других целевых программ
правительства. Дело в том, что статья 1 Закона «Об
образовании» гласит: «Организационной
основой государственной политики в области
образования является Федеральная программа
развития образования, разрабатываемая
Правительством России и утверждаемая законом».
Что и отражено в титуле программы.
Среди основных направлений программы
можно назвать обеспечение качества
образования, расширение доступности
образовательных услуг, развитие механизмов
многоканального финансирования в системе
образования, реструктуризация подготовки
специалистов и оптимизация структуры учреждений
в системе образования. Важнейшими, на мой
взгляд, компонентами этой программы являются подпрограмма
«Развитие воспитания в системе образования
России» и подпрограмма «Сельская школа России».
Проект Федеральной программы развития
образования поддержан на парламентских
слушаниях в Совете Федерации и имеет
положительное заключение профильных комитетов
образования Государственной Думы и Совета
Федерации. Правительство в трудных условиях
нашло возможным выделить на программу 16,5
миллиардов рублей, в том числе в проекте бюджета
на 2000 год заложено дополнительно, подчеркиваю –
дополнительно к текущему бюджету на образование,
только на эту программу – 3 миллиарда рублей.
Неутверждение этой программы
автоматически лишает систему образования трех
миллиардов рублей, а это около пятнадцати
процентов и без того очень бедного бюджета на
образование. И наоборот – принятие
Государственной Думой решения по Федеральной
программе развития образования благоприятно
будет воспринято в образовательном сообществе, в
системе образования, в которой учится и работает
более 39 миллионов человек».
Мысли министра развил заместитель
председателя Комитета по образованию и науке
Государственной Думы РФ депутат Олег СМОЛИН:
«Государственная Дума в долгу
перед Законом «Об образовании» и даже перед
правительством, поскольку Дума первого созыва
тогда не решилась принять, вернее, утвердить
Федеральную программу развития образования
законом. Вместе с тем нет худа без добра: та
программа была сочинена под 43-ю статью
Конституции. А вы знаете, что 43-я статья в части
образования не выдерживает никакой критики.
Сейчас положение исправлено, доработанная
программа соответствует всем требованиям наших
законов. Совет Федерации и профильный комитет
обратились к нам с такой же просьбой –
поддержать Федеральную программу развития
образования. Есть положительные отзывы от 32
субъектов Российской Федерации уже на
доработанный проект.
Я хочу подтвердить, что это не обычная целевая
Федеральная программа, на ее основе создаются
другие федеральные целевые программы и на ее
основе будут построены программы развития
образования в субъектах Российской Федерации.
Большинство из депутатских
вопросов выпало на долю министра образования.
Вопрос:
Сколько детей до 14 лет не
ходят сегодня в школу?
В. Филиппов: По нашим данным, сегодня
не посещают школу более 700 тысяч детей до 14-ти лет.
Точнее скажу после проводимых сейчас
исследований.
Вопрос: Каким образом программа
предполагает решить проблемы малокомплектных
школ, школ в небольших населенных пунктах, в
северных территориях, т.е. там, где дети сегодня
получают меньше всего образовательных услуг?
В. Филиппов: Проблема
малокомплектной сельской школы – это очень
большая проблема. И ей в Федеральной программе
развития образования уделено большое внимание,
ведь у нас из 68 тысяч школ более 46 тысяч –
деревенские, сельские школы. Уже в октябре мы на
коллегии министерства утверждаем подпрограмму
«Сельская школа России» со своими нормативами по
малокомплектным классам.
|
Главная цель программы –
развитие системы образования в интересах
формирования творческой личности и как одного из
факторов экономического и социального прогресса
общества на основе провозглашенного Российской
Федерацией приоритета образования. Сроки
реализации Программы: 1999–2005 гг.
Основные программные мероприятия:
– обеспечение условий для реализации равных
прав граждан на образование всех уровней и
ступеней;
– создание законодательной и нормативной базы,
обеспечивающей функционирование и развитие
системы образования в интересах личности,
общества и государства, и соответствующих
социально-экономических условий;
– формирование и реализация экономических
механизмов развития системы образования;
– разработка норм и нормативов финансового,
материально-технического и иного ресурсного
обеспечения системы образования;
– реализация мер, обеспечивающих
функционирование системы образования в период
формирования новых социально-экономических
условий жизни общества;
– введение и реализация преемственных
государственных образовательных стандартов и
соответствующих им примерных образовательных
программ для различных уровней, ступеней и
направлений образования;
– формирование содержания образования,
отражающего передовой отечественный и мировой
уровень науки, культуры, техники;
– развитие, разработка и реализация
информационных педагогических технологий и
методов обучения, включая дистанционные. |
|
Вопрос: Как известно, дети очень
перегружены, учебная неделя – 65 часов. На
выходе из школы только 15 процентов ребят не имеют
проблем со здоровьем. Программа развития
образования проходила согласования с
Минэкономики, с Минздравом?
В. Филиппов: У нас есть заключения
соответствующих институтов по здравоохранению,
Минтруда, эти параметры все выдержаны в этой
программе. Беда еще и в другом (при том, что в
школе сегодня нагрузка действительно огромная)
– сейчас в вуз можно поступить после школы
только с помощью репетитора. Мы предлагаем так
перестроить содержание образования, чтобы
выпускники школы автоматически, подчеркиваю,
автоматически, без экзаменов, могли поступать в
ПТУ, техникумы, вузы.
Вопрос: Рассматривается ли вопрос об
изменении штатной численности учителей –
соотношение «учитель – ученик»? Рассматривается
ли вопрос о том, чтобы в закон включить и размер
тарифных коэффициентов по тарифной сетке, и
вопрос о списке должностей в образовательных
учреждениях?
В. Филиппов: Нам предстоит очень сложное
десятилетие. Сегодня мы имеем в школе 21 миллион
детей. В 2009 году в российской школе останется 14
миллионов детей – на 7 миллионов, на 33 процента
меньше. У нас даже в учреждениях профобразования
– в ПТУ, техникумах и вузах – будет 400 тысяч
лишних мест, нам предстоит резко сократить и
учителей, и подготовку в педвузах, предстоит
резко сократить учреждения профобразования. У
нас есть немного времени, и мы должны успеть
найти разумные решения.
А что касается социальных гарантий
учителям, то в Федеральной программе развития
образования есть специальный вопрос –
социальная поддержка работников системы
образования.
Вопрос: Дети сельские и городские
сегодня в неравных условиях. Крестьянским детям
поступить в вуз без знания компьютера очень
сложно. Что собирается делать в этом плане
министерство?
В. Филиппов: Этот вопрос отдельной
строчкой обозначен в программе. Кроме того, есть
постановление премьер-министра о направлении в
сельскую школу более 20 тысяч компьютеров. Пока из
46 тысяч сельских школ примерно 40 тысяч не имеют
ни одного компьютера – мы преподаем информатику
на пальцах. Но мы ищем пути, которые позволят в
течение этого года направить в сельские школы
хотя бы по одному компьютеру.
У нас не только компьютеров не хватает.
У нас сотни школ не получали за последние 10 лет ни
одного физического прибора. Химические реактивы
не получали 5–7 лет, потому что централизованные
поставки рухнули, а в селе химреактивы не
производят. Трудно получить даже мел: многие
директора школ наладили «производство» – варят
мел, режут на кусочки и выдают по классам. Наша
надежда на программу «Индустрия образования»
(входящую в Федеральную программу развития
образования), в рамках которой будут выпускаться
и школьная мебель, и физические классы, и,
разумеется, ручки, карандаши, мел.
Вопрос: Каковы приоритеты по
финансированию в рамках Федеральной программы?
В. Филиппов: Хочу подчеркнуть, что наш принцип
сейчас – около 80 процентов финансирования
должно уходить в регионы, не на научные
разработки, а на конкретную реализацию. Это
первое. Второй принцип – стимулирование
соучастия регионов в финансировании программы.
Например, программа «Индустрия образования»
будет реализовываться исключительно на
принципах софинансирования. Если в регионе
находят средства на подготовку школьной мебели,
физклассов, то мы готовы «50 на 50» дать средства в
рамках этой программы. Хотя как работать с теми
регионами, где не находят денег даже на зарплату
учителям? Это непростой вопрос...